Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Структура направленности личности осужденного



2015-12-08 1444 Обсуждений (0)
Структура направленности личности осужденного 0.00 из 5.00 0 оценок




ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Академия права и управления

Г. Рязань

Регистрационный №__________ Оценка______________

Работа поступила в учебный отдел

«____» __________________ 2012 г. Вариант № 5

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ Пенитоциарная психология

Слушателя ДРАЧКОВА ЕВГЕНИЯ ВЛАДИМИРОВИЧА Курс 5

Группа ЮЗ-51б

Специальность:030501.65 - «Юриспруденция»

Преподаватель:

Домашний адрес: Удмуртская Республика г. Ижевск ул. В.Шоссе д.166 кв.145

Дата отправки в Академию « » октября 2012 г.

Рязань, 2012 г.

Тема 5. Направленность личности осужденного

План :

Понятие направленности личности

Структура направленности личности осужденного

Пути позитивного изменения направленности личности осужденного

Список литературы

ПОНЯТИЕ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ

Направленность личности - это система побуждений, определяющая избирательность отношений и активность человека. С древнейших времен мыслители пытались определить источники активности личности, смысл жизни человека. Одни считали, что стремление к удовольствию является основным мотивом поступков индивида (учение гедонизма). Другие находили, что исполнение долга составляет основное побуждение и смысл жизни человека (немецкий философ И. Кант). При этом долг рассматривается абстрактно, вне реальных общественных требований.

В буржуазной психологии некоторые ученые пытались выводить поведение личности из биологических влечений, например сексуальных (Фрейд), другие - из "социальных" стремлений к господству или подчинению (А. Адлер). Такое понимание побуждений искажает картину человеческой личности. Побуждать человека могут как материальные, так и идеальные мотивы. Ф. Энгельс указывал, что человеком могут двигать материальные интересы, помыслы и страсти, а в конечном итоге, внешние причины, обстоятельства жизни, экономические, моральные и политические отношения.

Латинский афоризм гласит: "Я человек, и ничто человеческое мне не чуждо". Этот афоризм привел К. Маркс, когда его спросили о его интересах. И действительно, личность вступает в многообразные общественные связи, отношения и осуществляет деятельность в различных областях практики: при этом личность исходит из разных побуждений или мотивов.

Мотивы - это осознанные побуждения к деятельности или поведению.

Каждое действие и поступок человека в норме мотивированы, и он отдает себе в этом ясный отчет. В одних случаях человек руководствуется сознанием общественного долга, в других, личными потребностями и интересами, а в-третьих, поступает определенным образом на основе чувств (любви, уважения, ненависти, презрения и т. д.).

Вместе с тем у каждого взрослого человека есть нечто ведущее, что определяет основную направленность личности. Одни видят смысл жизни в производственной или научной деятельности, другие - в области искусства, а третьи - в общественной деятельности. Конечно, каждый при этом может исходить или из глубоко осознанного и прочувствованного долга - служить людям там, где он осознает наибольшую общественную пользу от своего труда, или из индивидуалистических побуждений, корысти и славы, карьеристских соображений.

Отсюда следует, что при анализе поведения и деятельности следует не только определить основные стремления, но и выяснять морально-психологические устои личности, которые определяют ее жизненную позицию, ее отношение к различным сторонам действительности.

От мотивов как осознанных побуждений следует отличать так называемые влечения, когда личность действует под влиянием внутренних побуждений или внешних стимулов, которые не осознаны, т. е. не взвешена их личная и общественная значимость, не учтены последствия действий, вытекающих из данных побуждений.

Итак, в качестве мотивов выступают различные побуждения: осознанные потребности и интересы человека, его определенные морально-политические установки и идеалы как компоненты мировоззрения и убеждений, чувства и помыслы.

Изучение мотивов человека имеет важное значение для понимания морально-психологической сущности личности. Одни, например, добросовестно относятся к труду в силу потребности, другие - в силу сознания долга, а третьи - временно, в интересах достижения карьеристских замыслов. Все эти характеристики представляют различные уровни социального развития личности.

 

Структура направленности личности осужденного.

Выделяются группы осужденных с близкими, средними и дальними жизненными планами, ориентированные на современные или традиционные социально-экономические условия.

Жизненные планы определяют поведение осужденных в колонии и степень готовности их к жизни в условиях рыночной экономики. Исследование показало, что лишь каждый 6–7-й из осужденных молодежного возраста ориентируется на реализацию дальних жизненных планов, находясь в исправительном учреждении. Эту психологическую закономерность можно объяснить феноменом «ломки дальних жизненных планов» (А.С. Михлин, В.Ф. Пирожков.), когда ценности могут утратить свое мотивационное значение при длительном лишении возможности их реализовать.

Психологическая защита личности в процессе переубеждения осужденных. Защита психологическая – это система регуляторных механизмов, которые направлены на устранение или сведение до минимума негативных травмирующих личность переживаний, сопряженных с внутренними или внешними конфликтами, состояниями тревоги и дискомфорта. Ситуации, требующие психологической защиты, характеризуются реальной или кажущейся угрозой целостности личности ее идентичности и самооценки.

В связи с осуждением у человека снижаются возможности удовлетворения своих потребностей. Кроме того, совершение преступления и нахождение в местах лишения свободы наносят ему психическую травму. При этом поведение регулируется с помощью механизмов психологической защиты, направленной, в конечном счете, на сохранение стабильности самооценки осужденного, его образа «Я» и образа мира. Ее функцией является «ограждение» сферы сознания от негативных, травмирующих личность переживаний. Механизмами психологической защиты являются отрицание, вытеснение, проекция, идентификация, рационализация, замещение, отчуждение.

Результат успешной психологической защиты – прекращение импульсов, провоцирующих тревогу. Остановимся на характеристике основных защитных механизмов. Отрицание сводится к тому, что информация, которая тревожит и может привести к конфликту, не воспринимается. При этом у осужденных заметно искажается действительность.

Вытеснение – универсальный способ избавления от внутреннего конфликта путем активного выключения из сознания неприемлемого мотива или неприятной информации. Быстрее всего осужденный забывает то плохое, что он причинил своим преступлением другим людям.

Проекция – бессознательный перенос осужденным на другое лицо собственных импульсов и чувств, неприемлемых для себя. Так, осужденный, проявивший агрессию по отношению к другому человеку, старается показать, что потерпевший виноват сам.

Идентификация – перенос осужденным на себя качеств, присущих другому человеку и желательных для себя. Неосознаваемое следование образцам позволяет преодолеть собственную слабость и чувство неполноценности.

Рационализация – псевдоразумное объяснение осужденным своих желаний, поступков, вызванных причинами, признание которых грозило бы потерей самоуважения. В этом случае человек пытается «скрыть» от себя тот факт, что его действия побуждались мотивами, находящимися в конфликте с его нравственными стандартами.

Исследования, проведенные в 70-х годах В.Ф. Пирожковым, А.С. Михлиным, позволили выявить пять основных ценностей, имеющих наибольшее значение для осужденных:

-семейное благополучие,

-интересная работа,

-материальная обеспеченность,

-образование,

-обеспеченность жильем.

Они установили зависимость ценностных ориентации от пола и возраста осужденных, срока наказания, вида учреждения.

Семья как ценность.

Семья является благом, которое нельзя ничем заменить. Содержание семейного счастья составляют взаимопонимание, супружеская верность, наличие детей, здоровье жены, взаимная забота, уют и др. Знание сотрудниками, особенно психологом, отношения каждого осужденного к семье как социальной ценности позволяет эффективно использовать ее положительное влияние для их ресоциализации.

Интересная работа как ценность.

Человеку чаще всего по душе работа, требующая проявления выдумки, сообразительности, сноровки и мастерства, способствующая развитию личности, вызывающая чувство удовлетворения. Задача сотрудников пенитенциарного учреждения и психологической службы – воспитание у осужденных устойчивого интереса к труду, что способствует их ресоциализации и позитивной адаптации в условиях свободы. В то же время у этих лиц возникают проблемы с реализацией права на труд, поскольку многие из них не имеют профессии и специальности.

Материальная обеспеченность как ценность.

Большинство материальных потребностей в результате криминального образа жизни приобретают извращенный характер и удовлетворяются способами, представляющими социальную опасность. Знание отношения осужденных к реальным или ожидаемым материальным благам позволяет спрогнозировать поведение каждого из них и разрабатывать индивидуальные и групповые программы их исправления и ресоциализации.

Образование как ценность.

Общеобразовательное обучение и профессиональная подготовка – одно из основных средств исправления и ресоциализации осужденных. Образовательный уровень осужденных, как правило, невысокий. Мотивами получения образования являются приобретение знаний и повышение своего культурного уровня, поступление в техникум или вуз и т.п. Развитию и закреплению у осужденных этих положительных мотивов могла бы способствовать грамотно организованная индивидуальная и групповая работа с ними.

Обеспеченность жильем как ценность.

В настоящее время очень сложно купить квартиру и даже получить общежитие. Кроме того, имеются ограничения в регистрации по мотивам судимости в ряде городов (закрытые военные городки, зоны экономического бедствия, закрытые административно-территориальные образования и др.).

Ценностные ориентации осужденных зависят от их возрастных особенностей. Семейное благополучие считают наибольшим благом все осужденные, кроме лиц в возрасте до 24 лет и старше 60 лет. Интересную работу как ценность отмечают осужденные в возрасте до 24 лет. Средний возраст осужденных, указывающих на образование как ценность 26 лет. Заинтересованность в материальной обеспеченности возрастает по мере перехода от младших возрастных групп к старшим. Проблема жилья волнует, как правило, осужденных старшего возраста. На ценностные ориентации лиц, отбывающих наказания в исправительных учреждениях, влияет характер совершенного преступления, число судимостей, вид режима и срок наказания.

 



2015-12-08 1444 Обсуждений (0)
Структура направленности личности осужденного 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Структура направленности личности осужденного

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1444)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)