Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тест «Исключение четвёртого»



2015-12-08 502 Обсуждений (0)
Тест «Исключение четвёртого» 0.00 из 5.00 0 оценок




Внимание, Психодиагностика

а) невербальный вариант

Описание: Ребёнку предлагаются 12 карточек со сгруппированными по 4 изображениями предметов, один из которых является лишним в группе по понятийному признаку. При проведении диагностики каждую карточку с 4 предметами предлагают отдельно, последовательно предъявляя вес 12. Очередная карточка предъявляется после ответа ребенка (независимо от его правильно­сти). Экспериментатор одобрительно относится к любому отвечу ребёнка, просит его объяснить, почему на данной карточке именно этот предмет он считает лишним. Если ребёнок после допустимых (см.ниже) вопросов взрослого исправляет ответ, то ответ засчитывается, как верный.

Инструкция: Посмотри внимательно на эти предметы и скажи, какой из них здесь ты считаешь лишним? Дополнительные вопросы: Хорошо ли ты подумал? Почему тебе кажется, что именно этот предмет является лишним?

Примечания: При непонимании ребёнком инструкции психологу следует повторить её ещё раз, можно произвести показ на другом варианте карточек (не идентичном предъявляемому). Двукратное разъяснение инструкции недопустимо, при дальнейшем непонимании ребёнком инструкции необходимо углубленное исследование познавательной сферы с целью исключения варианта задержки психического развития и (или) определения её этиологии.

Оценка результатов: за каждый правильный ответ ребёнку даётся один балл, за неправильный — 0 баллов .

Высокий — 8-10 баллов (для детей 6-7 лет), 7-8 баллов (для детей 5-6 лет);

Средний — 5-7 баллов (6-7 лет), 4-6 баллов (5-6 лет);

Низкий — 1-4 балла (6-7 лет), 1-3 балла (6-7 лет).

Внимание: если ребёнок набирает меньше 5 баллов, то можно предположить наличие интеллектуального дефекта, что предполагает углублённое исследование познавательной сферы с целью исключения варианта задержки психического развития и (или) определения её этиологии, а также консультации со специалистами, дополнительные занятия.

Кроме того, при выставлении окончательной оценки анализируется характер ответов — исключение по внешним признакам (ближе к низкому уровню), по функциональным признакам (ближе к среднему уровню), по понятийным признакам (концептуальное обобщение — высокий уровень).

б) вербальный вариант

Описание: Ребёнку предлагаются 12 наборов слов, сгруппированные по 4, одно из которых является лишним в группе по понятийному признаку. При проведении диагностики каждую группу из 4 слов предлагают отдельно, последовательно предъявляя все 12. Очередная группа слов предъявляется после ответа ребёнка (независимо от его правильности). Экспериментатор одобрительно относится к любому ответу ребёнка, просит его объяснить, почему именно это слово в данной группе он считает лишним. Если ребёнок после допустимых (см.ниже) вопросов взрослого исправляет ответ, то ответ засчитывается, как верный.

Инструкция: Послушай внимательно эти слова. Одно из них является лишним, не подходящим к другим словам. Подумай и скажи, какое из них ты считаешь лишним? (Зачитывается очередная группа из 4 слов). Дополнительные вопросы: Хорошо ли ты подумал? Почему тебе кажется, что именно это слово является лишним?

Примечания: При непонимании ребёнком инструкции психологу следует повторить её ещё раз, можно произвести пробу на другом наборе слов (не идентичном предъявляемому). Двукратное разъяснение инструкции недопустимо, при дальнейшем непонимании ребёнком инструкции необходимо углублённое исследование познавательной сферы с целью исключения варианта задержки психического развития и (или) определения её этиологии.

Оценка результатов:

за каждый правильный ответ ребёнку даётся один балл, за неправильный — 0 баллов -

высокий — 8-10 баллов (для детей 6-7 лет), 7-8 баллов (для детей 5-6 лет);

средний — 5-7 баллов (6-7 лет), 4-6 баллов (5-6 лет);

низкий - 1-4 балла (6-7 лет), 1-3 балла (6-7 лет).

Внимание: если ребёнок набирает меньше 5 баллов, то можно предположить наличие интеллектуального дефекта, что предполагает углублённое исследование познавательной сферы с целью исключе­ния варианта задержки психического развития и (или) определения её этиологии, а также кон­сультации со специалистами, дополнительные занятия.

Кроме того, при выставлении окончательной оценки анализируется характер ответов — исключение по внешним признакам (ближе к низкому уровню), по функциональным признакам (ближе к среднему уровню), по понятийным признакам (концептуальное обобщение — высокий уровень).

Наборы слов для проведения вербального варианта теста:

1. Стол, кровать, пол, шкаф.

2.Молоко, сливки, сию, сметана.

3.Ботинки, сапоги, шнурки, валенки.

4.Молоток, клещи, пила, гвоздь.

5.Сладкий, горячий, горький, кислый.

6.Берёза, сосна, дерево, дуб.

7.Самолёт, телега, человек, корабль.

8.Василий, Фёдор, Семён, Иванов.

9.Сантиметр, метр, килограмм, километр.

10.Токарь, учитель, врач, книга.

11. Глубокий, высокий,светлыи, низкий.

12. Часы, барометр, секундомер, аэроплан.

13. Яблоко, морковь, капуста, перец.

14. Ручка, бумага, карандаш, фломастер.

15. Корова, коза, лось, лошадь.

14.Термометр, врач, учитель, медсестра.

17. Тюльпан, лилия, фасоль, фиалка.

18.Кукла, скакалка, песок, мяч.

19. Стол, ковёр, кресло, диван.

20.Тополь, берёза, орешник, осина.

21.Курица, петух, орёл, индюк.

22. Круг, треугольник, указка, квадрат.

23. Саша, Витя, Петров, Коля.

24.Весёлый, быстрый, вкусный, осторожный.

25.Шляпа, кепка, шапка, шарф.

26.Курица, петух, яйца, индюк.

27.Сапоги, туфли, носки, ботинки.

28. Воробей, ворона, бабочка, дятел.

29.Стул, шкаф, дверь, стол.

30.Ящерица, щука, окунь, селёдка.

6. Тест «Классификация» - невербальный и вербальный варианты (тест Гольдштейн-Сахарова, *Учебно-методические материалы для психологов системы образования — сост. Баранова М.Л., Ростов-на-Дону, РО ИЛК и ПРО, 1996, *Семаго Н.Я., Семаго ММ. — Основы диагностической и коррекционной работы психолога, М., Аркти, 2000)

а) невербальный вариант

Описание: Ребёнку предлагается 20 карточек с изображением предметов, относящихся к разным классам понятий (одежда, овощи, фрукты, транспорт и т.д.), количество картинок в каждой группе должно быть одинаково. Принимается любой вариант выполнения (без оценки). Если ребёнок после допустимых (см.ниже) вопросов взрослого исправляется, то результат засчитывается, как вер­ный.

Инструкция: На этих картинках нарисованы разные предметы. Тебе нужно разложить эти карточки на несколько групп, как посчитаешь нужным — подходящие к подходящим. Дополнительные вопросы: Ты хорошо подумал? Как ты назвал бы каждую группу? Ничего не нужно исправить?

Примечания: эксперимент продолжается до тех пор, пока ребёнок не разложит все картинки, экспериментатору необходимо доброжелательно относиться к любым вариантам выполнения задания ребёнком, создавая атмосферу принятия и сотрудничества. При непонимании ребёнком инструкции необходимо разъяснить задание ещё раз, возможен показ на других (не идентичных) картинках. Двукратное разъяснение инструкции недопустимо, при дальнейшем непонимании ребёнком инструкции необходимо углублённое исследование познавательной сферы с целью исключения варианта задержки психического развития и (или) определения её этиологии.

Оценка результатов: высокий— выполнение без ошибок, быстро, с дополнительными верными комментариями; средний — 2-3 ошибки преимущественно в начале работы, использование дозированной помощи взрослого;

низкий — невыполнение, ошибок больше 3, медленный темп, непонимание инструкции при неоднократном повторении.

Внимание: При допущении ребёнком более 5 ошибок или хаотичном раскладывании взрослый может вне­сти вербализацию картинок — «озвучить» их (на не идентичном наборе карточек). При невыполнении с показом, дополнительным инструктированием, неиспользовании помощи взрослого в условиях отсутствия негативного отношения ребёнка к ситуации обследования — не­обходимо углублённое исследование, консультации специалистов.

 

б) вербальный вариант

Оценивается вербализация ребёнком результатов выполнения предыдущего задания, насколько он исправляет допущенные ошибки при проговаривании своего варианта расклада. Кроме того, при выставлении окончательной оценки анализируется характер ответов — класси­фикация по внешним признакам (ближе к низкому уровню), по функциональным признакам (ближе к среднему уровню), по понятийным признакам (концептуальное обобщение — высокий уровень), насколько ребёнок разграничивает родственные понятия — животные и птицы, живот­ные домашние и дикие, нет ли «слияния», нарушений дифференциации понятий. Описание: Ребёнку предлагаются слова, сгруппированные по определённому признаку (табл. 5). Ребёнку необходимо по аналогии подобрать пару к предложенному слову (образец подбора даётся с левой стороны). Принимается любой вариант ответа ребёнка (без оценки). Если ребёнок после до­пустимых (см.ниже) вопросов взрослого исправляется, то результат засчитывается, как верный.

Инструкция: Я сейчас буду читать тебе разные слова. Тебе нужно найти пару к одному слову, опираясь на образец. Послушай, как подобрана пара слов. Подумай, какое слово надо подобрать, чтобы твоя пара слов была подобрана так же, как в образце. Дополнительные вопросы: Ты хорошо подумал?

Примечания: эксперимент продолжается до тех пор, пока ребёнок не подберёт все слова, экспериментатору необходимо доброжелательно относиться к любым вариантам выполнения задания ребёнком, создавая атмосферу принятия и сотрудничества. При непонимании ребёнком инструкции необходимо разъяснить задание ещё раз, возможен тренировочный разбор на других (не идентичных) словах. Двукратное разъяснение инструкции недопустимо, при дальнейшем непонимании ребёнком инструкции необходимо углублённое исследование познавательной сферы с целью исключения варианта задержки психического развития и (или) определения её этиологии.

Оценка результатов: - высокий — выполнение без ошибок, быстро, с дополнительными верными комментариями; средний — 2-3 ошибки преимущественно в начале работы, использование дозированной помощи взрослого; - низкий — невыполнение, ошибок больше 3, медленный темп, непонимание инструкции при нео­днократном повторении, осуществление переноса понятия наследующее задания («влипание»).

Внимание: При невыполнении с показом, дополнительным инструктированием, неиспользовании помощи взрослого в условиях отсутствия негативного отношения ребёнка к ситуации обследования — не­обходимо углублённое исследование, консультации специалистов. При окончательном оценивании учитывается самостоятельность ребёнка при выполнении задания, количество предоставленной и использованной помощи.



2015-12-08 502 Обсуждений (0)
Тест «Исключение четвёртого» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тест «Исключение четвёртого»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (502)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)