Причины конфликтов. Конструктивные и деструктивные функции конфликтов
Конфликтология Причины конфликтов. Конструктивные и деструктивные функции конфликтов Классификации конфликтов. Динамика конфликта. Стили поведения людей в конфликтных ситуациях. Внутриличностный конфликт. Предупреждение и разрешение внутриличностных конфликов. Особенности конфликтов в организации. Причины, профилактика, регулирование. Семейные конфликты. Конфликт между супругами. Конфликт между родителями и детьми. Принципы профилактики конфликтов и разрешения конфликтов.
Конфликтология Причины конфликтов. Конструктивные и деструктивные функции конфликтов ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КОНФЛИКТОВ ОБУСЛОВЛЕНО ДЕЙСТВИЕМ СЛЕДУЮЩИХ ГРУПП ФАКТОРОВ И ПРИЧИН: · объективных; · организационно-управленческих; · социально-психологических; · личностных 1. Объективные причины конфликтов К числу объективных причин конфликтов можно отнести главным образом те обстоятельства социального взаимодействия людей, которые привели к столкновению интересов, мнений, установок. Объективные причины приводят к созданию предконфликтной обстановки, ситуации. Субъективные причины конфликтов в основном связаны с теми индивидуальными психологическими особенностями оппонентов, которые приводят к тому, что они выбирают именно конфликтный, а не какой — либо еще способ разрешения объективного противоречия. Жесткое разделение объективных и субъективных причин конфликтов, а тем более их противопоставление, неправомерно. В основе, казалось бы, чисто субъективной причины конфликта может, в конечном счете, лежать фактор, от человека мало зависящий, т.е. объективный. И, пожалуй, нет ни одного конфликта, который был или не был бы как-то обусловлен объективным и субъективным фактором. Объективные причины конфликтов: • естественное столкновение значимых материальных и духовных интересов людей в процессе жизнедеятельности; • слабая разработанность правовых и других нормативных процедур разрешения социальных противоречий; • недостаток значимых для нормальной жизнедеятельности людей материальных и духовных благ; • образ жизни многих россиян (материально-бытовая неустроенность, отсутствие возможностей удовлетворения своих насущных потребностей); • достаточно устойчивые стереотипы межличностных и межгрупповых отношений граждан России, способствующие возникновению конфликтов. 2. Организационно-управленческие причины конфликтов • Структурно-организационные причины заключаются в несоответствии структуры организации требованиям деятельности, которой она занимается. Структура должна определяться задачами, которые эта организация будет решать или решает. Однако добиться идеального соответствия структуры организации решаемым задачам практически невозможно. • Функционально-организационные причины вызваны неоптимальностью функциональных связей организации с внешней средой, между структурными элементами организации, между отдельными работниками, например, неопределенность функциональных связей между администрацией президента и правительством (проблема прав и обязанностей). • Личностно-функциональные причины связаны с неполным соответствием работника по профессиональным, нравственным и другим качествам требованиям занимаемой должности. • Ситуативно-управленческие причины обусловлены ошибками, допускаемыми руководителями и подчиненными в процессе решения управленческих и других задач (принятие ошибочного управленческого решения). В результате исследования производственных конфликтов установлено, что по вине руководителей, из-за их ошибочных, конфликтогенных решений возникает 52% конфликтных ситуаций, по причине несовместимости — 33%, из-за неправильного подбора кадров — 15%, то есть вышеперечисленные факторы могут выступать причиной 67% конфликтов в трудовых коллективах.
3. Социально-психологические причины конфликтов • естественное столкновение интересов людей в процессе их жизнедеятельности; • конфликт ценностей: между свободой и равенством, справедливостью и неравенством, коллективизмом и индивидуализмом, ксенофобией (вражда к иностранцам) и открытостью к миру, демократией и авторитарностью, стремление к общественной собственности и ориентация на частную собственность); • потери и искажение информации в процессе межличностной и межгрупповой коммуникации (недостаток словарного запаса, времени для общения, внимания или понимания, невозможность высказать понимание из-за бессознательных причин); • разбалансированное ролевое взаимодействие людей (перекрестные трансакции Родитель — Взрослый — Ребенок по Э. Берну); • выбор разных способов оценки результатов деятельности (существует 5 способов оценки: 1) сравнение с идеальным положением дел; 2) требование к данной деятельности по нормативам; 3) степень достижения цели деятельности; 4) сравнение с результатами, достигнутыми другими людьми при выполнении той же деятельности; 5) сравнение с положением дел в начале деятельности; при этом, оценивая других людей, мы используем способы 1—4, оценивая же себя — 4 и 5); • разный подход к оценке одних и тех же должных событий (притча о слепых мудрецах и слоне), внутригрупповой фаворитизм, соревнование и конкуренция, ограниченная способность к децентрации (изменению собственной позиции в результате сопоставления с позицией других людей); • концепция депривации Е. Вятра (польского исследователя): состояние, при котором расходятся между собой ожидания людей и возможности их удовлетворения, в частности, работает случай условной депривации, впервые описанный французом А. де Токвилем в классической работе «Старый порядок и революция в ХIХ в.»: «Революция может вспыхнуть не тогда, когда массы живут абсолютно хуже, а тогда, когда после этого их жизнь стала несколько легче, и появились необоснованные ожидания быстрого улучшения положения»; • стремление больше брать, чем отдавать; • стремление к власти; • психологическая несовместимость. 4. Личностные причины конфликтов Отсутствие достаточной психологической устойчивости к отрицательному воздействию на психику стрессовых факторов социального взаимодействия (конфликтоустойчивости). • субъективная оценка поведения партнера как недопустимого (возможное поведение оценивается как желательное, допустимое, нежелательное и недопустимое); • к разным людям разный подход и у разных людей разный подход из-за стремления к власти, эгоизма, реального настроения; • низкая конфликтоустойчивость, плохое развитие эмпатии, неадекватный уровень притязаний, акцентуации характера (чрезмерная выраженность отдельных черт характера).
ФУНКЦИИ КОНФЛИКТОВ Влияние конфликтов на психологию, поведение, деятельность, как оппонентов, так и социального окружения, разнообразно и многозначно. В этом его функциональность. Под функцией конфликта мы будем понимать ту роль, которую выполняет конфликт по отношению к обществу и его различным структурным образованиям: индивидам, социальным группам, организациям. Это влияние имеет двойственный и противоречивый характер, что связано с отсутствием четких критериев различения конструктивных и деструктивных конфликтов, трудно дать обобщенную оценку конфликту, степень конструктивности конфликта может меняться по мере его развития, необходимо учитывать для кого из участников он конструктивен, а для кого деструктивен. Конструктивные функции конфликта (существуют в конкретных случаях и в определенных отношениях) можно разделить на общие (проявляющиеся на различных уровнях социальной системы) и функции на личностном уровне. Общие конструктивные функции конфликта: • устранение противоречия в функционировании коллектива; • создание и поддержание баланса сил (в том числе власти); • социальный контроль за соблюдением правил, общепринятых норм и ценностей; • создание новых социальных норм и институтов, обновление существующих; • установление неформальной иерархии в группе или обществе; • более глубокое познание участниками конфликта друг друга; • снятие синдрома покорности у подчиненных. Конструктивные функции конфликта на личностном уровне: • познавательная функция по отношению к тем людям, которые принимают в нем участие; • самопознание и коррекция самооценки; • ослабление психической напряженности; • способствование развитию личности; • адаптация и социализация индивидов в группе; • способ самоутверждения и самореализации; • возможность избавиться от проблем, развитие личности. Деструктивные функции конфликта на общем уровне: • большие материальные, эмоциональные затраты на участие в конфликте; • значительное ухудшение настроения участников, возможно, болезни; • насилие и гибель людей; • разрушение межличностных отношений; • нарушение системы отношений; • увольнение сотрудников, ухудшение социально-психологического климата; • ухудшение качества совместной деятельности, снижение дисциплины; • представление о побежденных группах и людях как о врагах; • снижение сплоченности группы. Деструктивные функции конфликта на личностном уровне: • ухудшение качества индивидуальной деятельности; • разочарование в своих способностях, снижение самооценки; • способствование социальной пассивности личности; • потеря прежней мотивации, разрушение ценностных ориентаций и т.д.; • разрушение целостности личности.
Кроме формы влияния, конфликт может иметь явные и латентные последствия, что позволяет также выделить явные и латентные функции конфликта: явные функции характеризуются тем, что его последствия совпадают с целями, которые провозглашали и преследовали оппоненты. Скрытые (латентные) функции — такие, когда последствия конфликта обнаруживаются лишь спустя какое-то время и которые в определенной степени отличаются от намерений, ранее провозглашенных участниками конфликта.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1078)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |