Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Конфликты в различных сферах взаимодействия



2015-12-08 652 Обсуждений (0)
Конфликты в различных сферах взаимодействия 0.00 из 5.00 0 оценок




Я. Л. Коломинский и Б. П. Жизневский, Д. Б. Эльконин: динамика: у младших детей конфликты чаще всего возникают из-за игру­шек, у детей среднего школьного возраста — из-за ролей, а в более старшем возрас­те из-за правил игры. Основными сферами взрослого взаимодействиями, где возникают меж­личностные проблемы, являются дом и работа.

Два основных вида социальных конфликтов:

1. Конфликты ценнос­тей - это ситуации, в которых разногласия между участниками связаны с их противоречащими друг другу или несовместимыми представлениями (когнитивные), имеющи­ми для них особое значение. Система ценностей человека отражает то, что являет­ся для него наиболее значимым, исполненным личностного смысла, смыслообразующим.

2. Ресурсные конфликты (или конфликты интересов, мотивационные) — это ситуации, затрагивающие цели, планы, устремления, мотивы участников, ока­зывающиеся несовместимыми или противоречащими друг другу.

Ролевые конфликтывозникают из-за нарушения норм или правил взаимодействия. Нормы и правила являются неотъемлемой час­тью совместного взаимодействия, его регуляторами, без которых оно оказывается невозможным.

 

Образ конфликтной ситуации

 

Образ конфликтной ситуации: отображение предмета конфликта в сознании субъектов конфликтного взаимодействия. Степень соответствия образа конфликтной ситуации реальности может быть разной:

o КС объективно существует, но не осознается участниками (конфликт не наступает до осознания),

o КС объективно существует, но осознается участниками с теми или иными отклонениями (частично понятый конфликт),

o КС объективно не существует, но осознается участниками как конфликтная (ложный конфликт),

o КС объективно существует, при этом адекватно осознается участниками.

Теорема Томаса:«Если ситуации определяются как реаль­ные, они становятся реальными по своим послед­ствиям». Следствием «определения ситуации» ста­новится поведение, которое человек строит в соответствии со своим определением.

Характеристика объектов конфликта

Типология объектов конфликта по степени владения:

- объекты, кот. Не могут быть разделены на части, совестное владение ими невозможно

- объекты, кот. Могут быть разделены на части

- объекты, кот. Могут владеть совместно

 

Типология объектов (основная):

- объект конфликта не существует сам по себе (интерес, цель)

- дефицитарность объекта конфликта

- релятивистский характер объекта (разная степень значимости объекта конфликта)

- конкретно-исторический характер конфликта (в давние времена – территория, ныне – нефть, газ, будущее – воздух, вода

- реалистичный объект и не реалистичный (некоторым нравиться конфликтовать без предмета)

 

Классификация инцидента конфликта

 

Инцидент информационныйсобытие, которое помогло хотя бы одному из взаимодействующих (прямо или косвенно) субъектов осознать отличие (полное или частичное) его интересов и позиции от интересов и позиции других участников взаимодействия.

Инцидент деятельностный повод для объявления (афиширования) конфронтационных действий, связанных с различием интересов и позиций. По С.М. Емельянову это стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта.

Инцидент может бытьспровоцированным,но чаще спонтанным,т.е. это последняя капля, которая переполнила чашу терпения, здесь человек узнает о границах своей толерантности, как пишет М.С. Мириманова.

Инцидент может быть скрытым (проходящим на уровне эмоционального переживания, не проявляемого вовне) или открытым(на грани каких-то действий или представляющим собой серию таких действий).

 

Причины конфликта

1. Организационно управленческие:

o структурно организационные (ошибки в проектировании структуры, изменение структуры и постепенное несоответствие деятельности; проблемы в технической структуре неодинаковая оснащенность рабочих мест, изматывающий темп работы; проблемы во властной структуре несоразмерность прав и обязанностей, компетенций и ответственности, распределение власти в целом);

o функционально организационные (неоптимальные функциональные связи со внешней средой, между структурными подразделениями организации взаимозависимость задач, неправильное распределение ответственности, ограниченность ресурсов, которые нужно делить, между отдельными работниками, неудовлетворительные коммуникации: отсутствие, искаженность или противоречивость информации, слабость контактов руководства и рядовых сотрудников);

o личностно функциональные (неполное соответствие работника занимаемой должности по моральным, профессиональным и др. качествам, противоречивость должностных инструкций, различие формальных требований к работнику, противоречивость требований профессиональных и личных);

o и ситуативно управленческие (ошибки в принятии и исполнении управленческого решения).

1. Социально психологические:

o естественное столкновение интересов людей в процессе их жизнедеятельности;

o конфликт ценностей: между свободой и равенством, справедливостью и неравенством, коллективизмом и индивидуализмом, ксенофибией (вражда к иностранцам) и открытостью к миру, демократией и авторитароностью, стремление к общественной собственности и ориентация на частную собственность);

o потери и искажение информации в процессе межличностной и межгрупповой коммуникации (недостаток словарного запаса, времени для общения, внимания или понимания, невозможность высказать понимание из-за бессознательных причин),

o разбалансированное ролевое взаимодействие людей (пересечение трансакций),

o выбор разных способов оценки результатов деятельности (существует 5 способов оценки: сравнение с идеальным положением дел, требование к данной деятельности по нормативам, степень достижения цели деятельности, сравнение с результатами, достигнутыми другими людьми при выполнении той же деятельности, сравнение с положением дел в начале деятельности; при этом оценивая других людей мы используем способы 1-4, оценивая же себя - 4 и 5);

o разный подход к оценке одних и тех же должных событий (притча о слепых и слоне), внутригрупповой фаворитизм, соревнование и конкуренция, ограниченная способность к децентрации (изменению собственной позиции в результате сопоставления с позицией других людей),

o концепция депривации Е. Вятра - польского исследователя (состояние, при котором расходятся между собой ожидания людей и возможности их удовлетворения, в частности работает случай условной депривации,впервые описанный французом А. Де Токвилем в классической работе Старый порядок и революция в Х1Х в.: революция может вспыхнуть не тогда, когда массы живут абсолютно хуже, а тогда, когда после этого их жизнь стала несколько легче и появились необоснованные ожидания быстрого улучшения положения);

o стремление больше брать, чем отдавать,

o стремление к власти,

o психологическая несовместимость.

1. Личностные: субъективная оценка поведения партнера как недопустимого (возможное поведение оценивается как желательное, допустимое, нежелательное и недопустимое; к разным людям разный подход и у разных людей разный подход из-за стремления к власти, эгоизма, реального настроения); низкая конфликтоустойчивость, плохое развитие эмпатии, неадекватный уровень притязаний, акцентуации характера (чрезмерная выраженность отдельных черт характера).



2015-12-08 652 Обсуждений (0)
Конфликты в различных сферах взаимодействия 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Конфликты в различных сферах взаимодействия

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (652)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)