Социальная стратификация современного общества
Исторические типы стратификации
Социальная стратификация - это определенная упорядоченность общества. На этапах человеческого существования прослеживаются три ее основных типа: кастовый, сословный и классовый. Для первобытного состояния характерно естественное структурирование по возрасту и полу. Первый тип социальной стратификации - деление общества на касты. Кастовая система – закрытый тип общества, т.е. статус дается от рождения, и мобильность практически невозможна. Каста являлась наследственным объединением людей, связанных традиционными занятиями и ограниченных в общении друг с другом. Кастовость имела место в Древнем Египте, Перу, Иране, Японии, в южных штатах США. Классическим ее образцом стала Индия, где кастовая организация превратилась во всеобъемлющую социальную систему. Иерархическая лестница доступа к богатству и престижу в Индии имела следующие ступени: 1) брахманы - жрецы; 2) кшатрии - военная аристократия; 3) вайшии - земледельцы, ремесленники, торговцы, свободные общинники; 4) шудры - несвободные общинники, слуги, рабы; 5) «неприкасаемые», чьи контакты с другими кастами были исключены. Эта система в Индии была запрещена в 50-х годах ХХ века, но кастовые предрассудки и неравенство и сегодня дают знать о себе. Второй тип социальной стратификации – сословный – тоже характеризует закрытое общество, где мобильность строго ограничена, хотя допускается. Сословие, как и каста, было связано с передачей по наследству прав и обязанностей, закрепленных в обычае и законе. Но в отличие от касты принцип наследования в сословиях не так абсолютен, а членство может быть куплено, даровано, рекрутировано. Сословная стратификация характерна для европейского феодализма, но имелась и в других традиционных цивилизациях. Ее образец - средневековая Франция, где общество подразделялось на четыре сословия: 1) духовенство; 2) дворянство; 3) ремесленники, торговцы, слуги (жители городов); 4) крестьяне. В России с Ивана Грозного (середина ХYI века) до Екатерины II шло формирование иерархии сословий, официально утвержденных ее указами (1762 - 1785) в таком виде: дворянство, духовенство, купечество, мещанство, крестьянство. Оговаривалось в указах полувоенное сословие (субэтнос), казачество и разночинцы.
Классовая стратификация характерна для открытых обществ. Она существенно отличается от кастовой и сословной стратификации. Эти отличия проявляются в следующем: - классы не создаются на основе правовых и религиозных норм, членство в них не основано на наследственном положении; - классовые системы более подвижны, и границы между классами не бывают жестко очерчены; - классы зависят от экономических различий между группами людей, связанных с неравенством во владении и контроле над материальными ресурсами; - классовые системы осуществляют в основном связи внеличностного характера. Главное основание классовых различий – неравенство между условиями и оплатой труда – действует применительно ко всем профессиональным группам как результат экономических обстоятельств, принадлежащих экономике в целом; - социальная мобильность значительно проще, чем в других стратификационных системах, формальных ограничений для нее не существует, хотя мобильность реально сдерживается стартовыми возможностями человека и уровнем его притязаний. Классы можно определить как большие группы людей, отличающиеся по своим общим экономическим возможностям, которые значительно влияют на типы их стиля жизни.
Наиболее влиятельные теоретические подходы в определении классов и классовой стратификации принадлежат К.Марксу и М. Веберу. По суждениям Маркса, класс - это общность людей, находящаяся в прямом отношении к средствам производства. Он выделял в обществе на разных этапах эксплуатирующие и эксплуатируемые классы. Стратификация общества по Марксу одномерна, связана только с классами, так как ее главным основанием служит экономическое положение, а все остальные (права, привилегии, власть, влияние) вписываются в «прокрустово ложе» экономического положения, совмещаются с ним. М.Вебер определил классы как группы людей, имеющих сходную позицию в рыночной экономике, получающих сходное экономическое вознаграждение и располагающих сходными жизненными шансами. Классовые разделения проистекают не только от контроля за средствами производства, но и от экономических различий, не связанных с собственностью. Такие источники включают в себя профессиональное мастерство, редкую специальность, высокую квалификацию, владение интеллектуальной собственностью и проч. Вебер дал не только классовую стратификацию, считая ее лишь частью структурирования, необходимого для сложного по устройству капиталистического общества. Он предложил трехмерное деление: если экономические различия (по богатству) порождают классовую стратификацию, то духовные (по престижу) - статусную, а политические (по доступу к власти) - партийную. В первом случае речь идет о жизненных шансах социальных слоев, во втором - об образе и стиле их жизни, в третьем - о владении властью и влиянии на нее. Большинство социологов считает веберовскую схему более гибкой и соответствующей современному обществу.
Социальная стратификация современных обществ
ХХ век представлен разными отечественными и зарубежными моделями выделения страт. Отечественные модели советского периода - это ленинская и сталинско-брежневская классовые стратификации. В.Ленин считал главными критериями классов отношения собственности, выполняемые функции, доходы и согласно им видел в современном ему обществе такие классы: буржуазия, мелкая буржуазия, рабочий класс, класс кооператоров и социальный слой интеллигенции и служащих. Сталинско-брежневская модель сводилась лишь к формам собственности и на этом основании - к двум классам (рабочим и колхозному крестьянству) и прослойке (интеллигенции). Имевшие место социальное неравенство, отчуждение классов от собственности и от власти в советской науке не подвергались открытому структурированию до середины 80-х годов. Однако стратификацией социального неравенства советского общества занимались зарубежные исследователи. Один из них - А.Инкельс - подверг анализу 40-50-е годы и дал коническую модель иерархического деления общества в СССР. Используя в качестве оснований материальный уровень, привилегии, власть, он обозначил девять социальных слоев: правящая элита, высшая интеллигенция, рабочая аристократия, основная интеллигенция, средние рабочие, зажиточные крестьяне, белые воротнички, средние крестьяне, непривилегированные рабочие и группа принудительного труда (заключенные). Инерция закрытого для изучения общества оказалась так велика, что в настоящее время отечественный стратификационный анализ только разворачивается. Исследователи обращаются и к советскому прошлому, и к нынешнему российскому обществу. Уже известны вариации трех слоев (бизнес-слой, средний слой, люмпен-слой) и модель из 11 иерархических ступеней (аппарат, «компрадоры», «национальная буржуазия», директорат, «купцы», фермеры, колхозники, члены новых сельхозпредприятий, люмпен-интеллигенция, рабочий класс, безработные). Наиболее разработанная модель принадлежит академику Т.Заславской, выявившей 78 социальных слоев в современной России. Западные социологи в ХХ веке используют разные подходы к социальной стратификации: а) субъективный самооценочный, когда опрашиваемые сами определяют свою социальную принадлежность; б) субъективный репутационный, когда опрашиваемые определяют социальную принадлежность друг друга; в) объективный (наиболее распространенный), как правило, со статусным критерием. Большинство западных социологов, структурируя общества развитых стран, делят их на высший, средний и рабочий классы, в некоторых странах еще и крестьянство (н-р, Франция, Япония, страны третьего мира). Высший класс выделяется по своему богатству, корпоративности и власти. Он составляет примерно 2% современных обществ, но контролирует до 85-90% капитала. Его составляют банкиры, собственники, президенты, руководители партий, кинозвезды, выдающиеся спортсмены. Средний класс включает в себя лиц неручного труда и делится на три группы: высший средний класс (профессионалы - врачи, ученые, юристы, инженеры и пр.); промежуточный средний класс (учителя, медсестры, актеры, журналисты, техники); низший средний класс (кассиры, продавцы, фотографы, полицейские и пр.). Средний класс составляет 30-35% в структуре западных обществ. Рабочий класс - класс работников физического труда, составляющий около 50-65% в разных странах, делится тоже на три слоя: 1) рабочие квалифицированного ручного труда (слесари, токари, повара, парикмахеры и др.); 2) рабочие полуквалифицированного ручного труда (швеи, сельхозрабочие, телефонисты, бармены, санитары и др.); 3) рабочие неквалифицированного труда (грузчики, уборщики, кухонные работники, прислуга и пр.).
Жилищная политика. Жилищная политика — проводимая органами государственной власти и местного самоуправления политика, направленная на обеспечение нуждающихся жильем.
Потребность в жилищной политике возникла в XIX веке в связи с промышленной революцией. Высокие темпы урбанизации, приток сельских жителей в города вызвали огромный спрос на жилище в них. Характерной чертой крупных городов стала жилищная нужда, превращавшаяся нередко в настоящее социальное бедствие. И в настоящее время в странах Африки, Латинской Америки, Азии более трети населения живет в трущобах без водоснабжения, канализации и электричества. На протяжении XIX — начала XX века жилищные условия большинства наемных рабочих не отвечали элементарным санитарно-гигиеническим требованиям. В большинстве случаев их жилища были перенаселены. Если под перенаселением понимать проживание в каждой комнате, включая кухню, более двух человек, то в перенаселенных квартирах обитали: в Познани — 53 %, в Дортмунде — 41 %, в Дюссельдорфе — 38 %, в Ахене и Эссене −37 %, в Бреслау — 33 %, в Мюнхене — 29 %, в Кельне — 27 %, в Берлине — 22 % рабочих. Были перенаселены были 55 % квартир в Париже, 60 % в Лионе, 75 % в Сент-Этьене. Была также распространена «сдача коек постояльцам», практиковавшаяся семьями, снимавшими квартиры. В Лондоне встречались объявления о сдаче части комнаты, причем мужчина, работавший днем, и девушка, работавшая прислугой в гостинице ночью, должны были пользоваться одной постелью.
Все это побуждало городские власти предпринимать меры по решению жилищного вопроса. В Париже первый комплекс недорогого муниципального жилья под названием «Город Наполеона» появился в 1851 году. В Великобритании в 60-90-х годах XIX века был принят ряд законов о реконструкции или сносе непригодных для проживания домов. Муниципалитеты сносили старые кварталы и строили новые дома, однако муниципальное строительство было незначительным.
Строительством жилья для рабочих начали заниматься фабриканты. Во Франции первыми стали обеспечивать своих рабочих семейными домами угольные шахты. В Великобритании начало фабричному жилищному строительству положил владелец фабрики по производству мыла Левер, который в 1887 году перенес свое предприятие в окрестности Ливерпуля и построил для рабочих «образцовую деревню» из коттеджей.[1] Одним из важнейших направлений социально-экономических преобразований в стране является реформирование и развитие жилищной сферы, создающей необходимые условия для проживания и жизнедеятельности человека. Стратегической задачей функционирования данной отрасли является создание условий для устойчивого и эффективного экономического оборота жилищного фонда, в рамках которого удовлетворяются жилищные потребности граждан, поддерживаются и развиваются стандарты качества строительства и содержания жилья, воспроизводятся положительные импульсы для развития других секторов.
Существует много определений понятия «жилищная политика». Следует отметить некоторые из них:
· Под жилищной политикой в целом понимается совокупность целей и способов действий по их реализации, формируемых органами власти и управления и отражающих наиболее предпочтительные направления развития жилищной сферы.
· Под жилищной политикой понимается деятельность государства и муниципальных образований, направленная на обеспечение граждан Российской Федерации качественным жильем как путем прямого участия в строительстве или субсидирования приобретения жилья, так и с помощью создания эффективных механизмов, способствующих самостоятельному решению гражданами жилищной проблемы.
· Жилищная политика представляет собой совокупность мер, направленных на создание условий и упорядочение процессов, обеспечивающих возможность свободного выбора, способа удовлетворения индивидуальных жилищных потребностей всех категорий населения, имеющих различные доходы.
Второе определение в большей степени раскрывает сущность жилищной политики государства и дает более точную оценку направлениям, которые включает в себя государственная жилищная политика. Конечно, это далеко не все направления, которые реализуются, как на федеральном, так и на региональном уровне, их гораздо больше, но в этом определении довольно четко отражена специфика деятельности государства в жилищной сфере.
Жилищная сфера в настоящее время находится в состоянии переходного периода, характеризующегося поворотом от административно-распределительной и централизованно-управляемой системы к открытой, свободной, основанной на превращении жилища в товар, на самостоятельном взаимодействии хозяйствующих субъектов, повышении статуса потребителя жилья, удовлетворении потребностей населения в жилье на основе спроса и предложения.
Несмотря на трудности выработки и принятия хозяйственных решений, жилищная сфера начала активное движение в сторону формирования рынка жилья и быстро адаптируется к рыночным принципам.
Для того чтобы выработать наиболее верную жилищную политику, необходимо понять, каких целей требуется достичь и какой должен быть инструментарий (метод) достижения желаемых результатов. При этом нужно также располагать достаточным количеством действенных политических документов и иметь представление об их эффективности и, в первую очередь, о степени воздействия предлагаемых механизмов для достижения цели и быстродействия.
На федеральном уровне в настоящее время ставится задача достижения жилищной обеспеченности 18 - 20 кв. м общей площади на одного гражданина, для этого необходимо решить множество подцелей в увязке с временными факторами. Алексеев А.А. Механизм реализации жилищной политики крупного города (на примере г. Москвы): перераб. и доп. - М.: Машиностроение, 2006. - С. 96.
В условиях развития рынка жилья, предполагающего наиболее полное удовлетворение жилищных предпочтений населения, можно формулировать множество целей, определяющей процесс, связанный с принятием государством стратегического курса решения жилищной проблемы, сформулированного в Конституции РФ.
Следует понимать при этом, что ни один из известных законодательных документов не имеет прямого контакта с целями в современных условиях. Об этом свидетельствует та реальная практика с обеспечением населения жильем в условиях становления рынка, когда провозглашенные политические и законодательные документы содержат инструменты достижения цели, а развитие жилищной системы зависит, в первую очередь, от строительного производства, уровня доступности цен на жилье для населения и т.д.
Население привыкло к максимальной социальной опеке со стороны государства и другой более жесткий вариант может принести к социальным конфликтам.
Представляется, что в условиях экономики переходного периода формирование жилищной политики должно рассматриваться как совокупность классических теорий рынка жилья, дополненная, что чрезвычайно важно, анализом особенностей трансформационных процессов в каждом из регионов, а также рядом гипотез (или механизмов), подтвержденных в процессе их реализации практикой. Поэтому важно критически анализировать все составляющие жилищной политики в развитых капиталистических странах.
Классифицируя степень воздействия государства на экономику, можно выделить четыре основных способа влияния государства на жилищную политику и систему в целом.
Непосредственное обслуживание. Здесь, очевидно, следует отметить систему технического обслуживания и содержания жилищного фонда, которая, получая значительную роль дотаций из местных бюджетов, по существу является государственной.
Регулирование и контроль. Государство регулирует развитие частного предпринимательства в жилищной сфере через систему стимулирования льготного налогообложения, конкурсного привлечения для выполнения отдельных функций. Регулирование также необходимо в сфере инженерной инфраструктуры, где имеет место монопольный характер производства (водоснабжение, энергоснабжение, транспорт и т.д.). Государственные органы разрешают таким организациям получать разумную прибыль, но ограничивают их возможности повышать цены, поскольку общество зависит от предоставления такого рода услуг.
3. Стабилизация и развитие. Государственные органы пытаются удержать под контролем резкие колебания строительного производства от роста к спаду, устанавливая льготные налоговые условия, формируя соответствующее, адекватное рынку правовое обеспечение, осуществляя расходы на жилищное строительство и инженерную инфраструктуру.
4. Прямое воздействие. Государство осуществляет социальную поддержку в виде жилищных субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, а также приобретение и строительство жилья через программы адресной помощи малоимущим, военным, мигрантам.
Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что значительная роль форм участия государства проявляется в издании законов и распорядительных документов, создающих предложения или запреты. Эта деятельность имеет большое результативное влияние на развитие жилищной политики.
Анализируя объемы государственных расходов на развитие жилищной сферы, можно сделать вывод о смещении акцентов: на региональном уровне повышается экономическая самостоятельность решений социальных задач и в том числе жилищной проблемы. На федеральном уровне приоритетным направлением становится формирование законодательно-правовой базы по принципиальным подходам к реализации жилищной политики.
На цели и задачи жилищной политики крупного города объективно влияют масштабы и структура ресурсов: производственная, социальная и инженерная инфраструктура, местная строй-индустрия и промышленность строительных материалов, трудовые, природные и, что в современных условиях наиболее важно, финансовые источники, степени развития рыночных механизмов. Одной из важнейших характеристик жилищной политики выступает участие (активность) государства. ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ
"КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) "ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 29.12.2004 N 190-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.2004) "ЖИЛИЩНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 29.12.2004 N 188-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.2004) "ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 25.10.2001 N 136-ФЗ (принят ГД ФС РФ 28.09.2001) ЗАКОН РФ от 24.12.1992 N 4218-1 "ОБ ОСНОВАХ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ" ЗАКОН РФ от 23.12.1992 N 4199-1 "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН РСФСР "О ПРИВАТИЗАЦИИ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА В РСФСР" ЗАКОН РСФСР от 06.07.1991 N 1552-I "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЖИЛИЩНЫЙ КОДЕКС РСФСР" ЗАКОН РФ от 04.07.1991 N 1541-1 "О ПРИВАТИЗАЦИИ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" ЗАКОН РСФСР от 07.07.1987 "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РСФСР" ЗАКОН РСФСР от 03.12.1986 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ УКАЗОВ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РСФСР О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РСФСР" "ЖИЛИЩНЫЙ КОДЕКС РСФСР" (утв. ВС РСФСР 24.06.1983) ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВС РСФСР от 24.06.1983 "О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ЖИЛИЩНОГО КОДЕКСА РСФСР" УКАЗ Президента РФ от 29.03.1996 N 431 "О НОВОМ ЭТАПЕ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ЖИЛИЩЕ" (вместе с "ОСНОВНЫМИ НАПРАВЛЕНИЯМИ НОВОГО ЭТАПА РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ЖИЛИЩЕ") УКАЗ Президиума ВС РСФСР от 22.06.1989 N 11943-XI "О ВНЕСЕНИИ ДОПОЛНЕНИЙ И ИЗМЕНЕНИЙ В ЖИЛИЩНЫЙ КОДЕКС РСФСР" УКАЗ Президиума ВС РСФСР от 19.12.1988 N 10791-XI "О ДОПОЛНЕНИИ СТАТЬИ 5 ЖИЛИЩНОГО КОДЕКСА РСФСР" УКАЗ Президиума ВС РСФСР от 18.11.1988 N 10482-XI "О ВНЕСЕНИИ ДОПОЛНЕНИЯ В СТАТЬЮ 37 ЖИЛИЩНОГО КОДЕКСА РСФСР" УКАЗ Президиума ВС РСФСР от 29.08.1986 N 3990-XI "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЖИЛИЩНЫЙ КОДЕКС РСФСР" УКАЗ Президиума ВС РСФСР от 18.01.1985 "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РСФСР" ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 17.09.2001 N 675 "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ЖИЛИЩЕ" НА 2002 - 2010 ГОДЫ" ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 10.07.1995 N 700 "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "СТРОИТЕЛЬСТВО НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЖИЛЬЯ ДЛЯ ГРАЖДАН, ВЫЕЗЖАЮЩИХ ИЗ РАЙОНОВ КРАЙНЕГО СЕВЕРА И ПРИРАВНЕННЫХ К НИМ МЕСТНОСТЕЙ" ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 20.06.1993 N 595 "О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ЖИЛИЩЕ" ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЦК КПСС, Совмина СССР от 31.07.1957 N 931 "О РАЗВИТИИ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В СССР" ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЦИК СССР N 112, СНК СССР N 1843 от 17.10.1937 "О СОХРАНЕНИИ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА И УЛУЧШЕНИИ ЖИЛИЩНОГО ХОЗЯЙСТВА В ГОРОДАХ"
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (7775)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |