Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Эти принципы позволяют определить общий подход к изучению конфликтов, ориентироваться в общей оценке правильности получения выводов



2015-12-08 1275 Обсуждений (0)
Эти принципы позволяют определить общий подход к изучению конфликтов, ориентироваться в общей оценке правильности получения выводов 0.00 из 5.00 0 оценок




Методологические принципы исследования конфликтов

• В процессе изучения конфликтов важно, опираясь на семь философских и общенаучных принципов проведения исследований, учитывать пять методологических принципов самой конфликтологии:

1) междисциплинарность;

2) преемственность;

3) эволюционизм;

4) личностный подход;

5) поиск скрытого содержания конфликтов.

Методологические принципы исследования конфликтов

  1. Принцип междисциплинарности. Ориентирует конфликтолога на максимально широкое использование достижений всех отраслей конфликтологии. Изучая любой конфликт, важно как можно более полно ознакомиться с методологией, теорией, методами и результатами проведения исследований, используемых во всех отраслях конфликтологии. Это многократно повысит эффективность работы специалиста.

(Всего конфликтологию изучают 16 наук. Основные из них: психология, политология, социология, философия, правоведение, педагогика,, математика, социбиология, искусствоведение, исторические науки, военные науки, политические науки.)

Методологические принципы исследования конфликтов

2. Принцип преемственности. Этот принцип требует максимального полного знания конфликтологом всего основного, что сделано по проблеме конфликта в той науке, которую он представляет.

Важной стороной этого принципа является необходимость знания российскими конфликтологами истории, в первую очередь российской, а уж затем зарубежной конфликтологии.

По масштабам разрушительных последствий конфликтов Россия в десяток раз превосходит среднее западное государство. Наши конфликты другие по сравнению с западными. Для их объяснения нужны другие, отечественные, а не западные теории.

Методологические принципы исследования конфликтов

3. Принцип эволюционизма. Необходимо выявлять и учитывать основные закономерности эволюции конкретных видов конфликтов при их исследовании. Без знания различных уровней эволюции конфликтов трудно, если вообще возможно, объяснить их динамику, сделать прогноз развития и дать рекомендации по конструктивному их регулированию.

Необходимо знать и учитывать основные тенденции изменений социальных и внутри личностных конфликтов в процессе истории развития человека и человечества.

Методологические принципы исследования конфликтов

4. Принцип личностного подхода. Этот принцип заимствуется у психологии, выступающей системообразующей наукой во взаимодействии отраслей конфликтологии. Применительно к конфликтологии он формулируется как необходимость выявления и учета конкретных личностных особенностей конкретных людей, выступающих центральным звеном конфликтов всех без исключения уровней.

Реальные конфликты начинают и в них участвуют не среднестатистические индивиды или абстрактные социальные группы, а конкретные люди, имеющие конкретные индивидуально-психологические особенности.

Трудно вскрыть причины конфликтов, проникнуть в их суть, не поняв, какую роль сыграли в них конкретные люди, не определив их личностных особенностей, оказавших существенное влияние на развитие конфликтного взаимодействия.

Методологические принципы исследования конфликтов

5. Принцип скрытого содержания конфликтов. Данный принцип ориентирует конфликтолога на то, чтобы при анализе конфликта он не ограничивался изучением только доступной, лежащей на поверхности информации. Важно всегда искать и находить скрытые, глубинные причины конфликтов, видеть их зерно, обычно скрываемое шелухой, прогнозировать отсроченные, часто не очевидные тенденции и последствия развития конфликтного противодействия.

Поиск скрытого содержания означает:

- необходимость выявления неосознаваемых мотивов поведения людей в ходе возникновения, развития и завершения конфликтов;

- важно обнаруживать осознаваемые, но скрываемые, маскируемые, часто основные цели, которые люди преследуют в конфликтах;

- необходимо находить не только скрытые элементы в действиях людей, но и глубинные механизмы развития конфликтов в целом, постоянно продвигаться в бесконечном процессе углубления и расширения знаний о конфликтах.

Динамическая модель конфликта

• Динамика конфликтавключает в себя понятия этапов конфликта и его фаз.

Динамические характеристики это все изменения, происходящие в конфликте, все особенности развития данного процесса.

Этапы конфликта отражают существенные моменты, характеризующие развитие конфликта от его возникновения до разрешения:

Первый: предконфликтная стадия: конфликтная ситуация или потенциальный конфликт (нарастание социальной напряженности или формирование конфликта характеризуется осознанием несовместимости интересов и позиций, консолидацией сторон конфликта; выдвижением требований к оппоненту).

Второй: инцидент.

Третий: эскалация конфликта: конфликтные действия или расцвет конфликта, а также его развитие.

Четвертый: сбалансированное противодействие.

Пятый: завершение конфликта: угасание или преобразование конфликта.

Шестой: послеконфликтная стадия.

Динамическая модель конфликта

Первый этап

Конфликтная ситуация развитие конфликта в конкретный временной период, характеризующееся накопившимися различиями, которые связаны с деятельностью субъектов социального взаимодействия и создают почву для реального противоборства между ними.

• Конфликтная ситуация характеризуется (по Козыреву Г.И.) неудовлетворенностью и социальной (или психической) напряженностью.

(При конфликтной ситуации происходит трансформация субъективно объективных отношений в субъективно субъективные: персонификация реальных или предполагаемых виновников своей неудовлетворенности и осознание неразрешимости сложившейся ситуации обычными способами взаимодействия)

Социальная напряженность (по Дмитриеву А.В.)эмоциональное состояние группы или общества в целом, вызванное давлением природной или социальной среды и продолжающееся, как правило, в течение более или менее длительного времени.

Социальная напряженность приводит к:

• - накоплению недовольства,

• - росту агрессивности,

• - нарастанию психологической усталости и раздражительности.

Динамическая модель конфликта

Второй этап

Инцидент конфликтный эпизод, завязка конфликта, ситуация взаимодействия, в которой происходит столкновение интересов или целей участников.

Какие бывают инциденты?

Инцидент информационныйсобытие, которое помогло хотя бы одному из взаимодействующих (прямо или косвенно) субъектов осознать отличие (полное или частичное) его интересов и позиции от интересов и позиции других участников взаимодействия.

Инцидент деятельностный повод для объявления (афиширования) конфронтационных действий, связанных с различием интересов и позиций. (по С.М. Емельянову это стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта).

Инцидент может быть спровоцированным, но чаще спонтанным, т.е. это последняя капля, которая переполнила чашу терпения, здесь человек узнает о границах своей толерантности (как пишет М.С. Мириманова).

Инцидент может быть скрытым (проходящим на уровне эмоционального переживания, не проявляемого вовне) или открытым (на грани каких-то действий или представляющим собой серию таких действий).

Инцидент демонстрирует участникам наличие проблемы, суть которой им может быть и неясна, но наличие которой осознается.

Динамическая модель конфликта

Третий этап

Эскалация конфликта прогрессирующее во времени развитие конфликта, обострение противоборства, при котором последующие разрушительные воздействия оппонентов друг на друга выше по интенсивности, чем предыдущие.

• Внешний план эскалации конфликта может быть описан с помощью теории симметричного схизмогенеза (Г. Бейтсон).

(Схимогенез – это изменение индивидуального поведения в результате накопленного опыта взаимодействия оппонентов)

Различают два варианта схизмогенеза:

• - дополнительный - взаимодействие строится по принципу взаимодополнения действий (настойчивость первого оппонента уступчивость второго или наступательные действия и оборона);

• - симметричный - схизмогенез развивается тогда, когда субъекты используют одинаковые поведенческие модели (на действие первого оппонента второй отвечает действием той же направленности, но более интенсивным).

Эскалация конфликта происходит именно по второму варианту.

Динамическая модель конфликта
(третий этап- признаки эскалации конфликта)

1. Искажение информации и неопределенность поведения оппонентов.

Механизм искажения информации

• Искажение информации – одна из основных причин возникновения конфликтов. Существуют следующие факторы искажения информации, как психологическое заражение, внушение, подражание, соревнование, убеждение и конформизм.

А) Психологическое заражение

• Психологическое заражение – это процесс передачи эмоционального состояния от одного субъекта к другому на уровне коммуникации без осознания смысловой задачи. Примером психологического заражения может служить поведение болельщиков, присутствующих на футбольном матче. Заражению подвергаются люди, находящиеся в толпе. Основные характеристики этого явления:

• Эффект многократного взаимного усиления эмоциональных состояний общающихся людей.

• Происходит на бессознательном уровне.

• Особенно сильно проявляется в толпе, очереди, в публике.

• Происходит как на уровне больших, так и малых групп.

• Кроме заразительного смеха могут быть заразительны злость и другие эмоции.

Динамическая модель конфликта
(третий этап- признаки эскалации конфликта)

Б)Внушение

• Внушение – это процесс влияния на психическую сферу индивида, связанный с сужением сознания, уменьшением критичности, а так же с уменьшением понимания каких-либо логических оценок. Под действием внушения воспринимаемая человеком информация может преломляться до неузнаваемости: белое становится черным, а черное - белым. Вот основные характеристики этого явления:

• Может быть индивидуальным или групповым.

• Происходит на осознанном или неосознанном уровне в зависимости от цели общения.

• Каждый человек обладает способностью так воспринимать передаваемые ему в общении идеи, действия, чувства, что они непроизвольно становятся как его собственные.

В)Подражание

• “В явлениях подражания, есть нечто таинственное, какое-то притяжение, которое лучше всего можно сравнить с неотразимым и всемогущим инстинктом, побуждающим нас, почти без нашего сознания, повторять те действия, которых мы были свидетелями, и которые очень сильно подействовали на наши чувства и воображение.

• Подражание может проявляться, как слепое копирование поведения, жестов, интонации, а

может носить характер сознательного, мотивированного подражания.

Динамическая модель конфликта
(третий этап- признаки эскалации конфликта)

Г) Соревнование.

В соревновании главным источником активности является состязательный дух, стремление человека к личной победе либо к победе коллективной, которая складывается из личных успехов каждого участника. Соревнование дает возможность человеку почувствовать и критически оценить свои сильные и слабые стороны, понять пределы своих личных возможностей.

Основными чертами соревнования являются следующие характерные его особенности:

• Свойство людей сравнивать себя с другим человеком.

• Желание быть “не хуже других”.

• “Не ударить в грязь лицом”.

• Напряжение умственных, эмоциональных и физических сил.

• Стимул развития.

• Соперничество: у мужчин в деловой сфере, у женщин – в личной (кто лучше выглядит, одет и имеет больший успех у мужчин).

Динамическая модель конфликта
(третий этап- признаки эскалации конфликта)

Д) Убеждение

Ошибкой было бы считать, что чем больше мы говорим, тем вернее убеждаем. Убеждать человека не значит спорить с ним. По словам Ларошфуко: “Люди упрямо не соглашаются с самыми здравыми суждениями не по недостатку принципиальности, а из-за избытка гордости: они видят, что первые ряды в правом деле разобраны, а последние им не хочется занимать”.

Отличительные черты убеждения:

• Аргументированное, сознательное, словесное доказательство своих идей, мнений, поступков.

• Действительно тогда, когда опирается не только на слова, но и на дела, эмоции, эффекты заражения, внушения и подражания.

• Сила убеждения будет зависеть от того, насколько понятна позиция убеждаемого человека, его мотивы. Чтобы понять это, надо постараться взглянуть на вещи глазами собеседника, проявить сочувствие к его желаниям и переживаниям.

Динамическая модель конфликта
(третий этап- признаки эскалации конфликта)

Конформность – приспособляемость субъекта под индивидуальные, групповые, социальные феномены, которые проявляются в трансформации его актов поведения, социальных установок и сказываются в разделении им тех или иных идей другого индивида, группы, общества, класса, клана .

Выделяют три типа конформизма:

1. “Майский жук – Дюймовочка”. Человек искренне следует за мнением группы, перестает доверять своему впечатлению. Так, майский жук искренне думал, что Дюймовочка очень красива, но перестал в это верить под влиянием своих собратьев – майских жуков, которые его уверили, что она не красива, так как не похожа на жука.

2. “Защита”. В этом случае человек ищет защиту от неприятностей, находящихся вне группы.

3. “Новое платье для короля”. В этом случае человек делает вид, что согласен с группой, на самом деле он просто не хочет “выделяться” из-за нежелания нарушить единодушие группы.

Динамическая модель конфликта
(третий этап- признаки эскалации конфликта)

Искажение восприятия собственной стороны:

• - мотивация рассматривается как социально приемлемая,

• - действия как справедливые,

• - позиция как нормативная, целесообразная,

• - операционная составляющая работает по одному из вариантов: я все делаю правильно, я вынужден так делать, по-другому в этой ситуации поступить невозможно, он сам виноват, что мне приходится так поступать,

• - восприятие самого себя происходит с преобладанием белых

Динамическая модель конфликта
(третий этап- признаки эскалации конфликта)

Искажение оценки оппонента происходит по следующим направлениям:

• - мотивы расцениваются как подлые и низменные,

• - действия рассматриваются как несправедливые и социально не одобряемые или неприемлемые,

• - позиция как ненормативная, нецелесообразная, ошибочная, бездоказательная,

• - операционная составляющая работает по одному из вариантов: это удары ниже пояса, он делает только то, что мне во вред, он намеренно так поступает,

• - восприятие оппонента происходит с преобладанием черных красок: гиперболизация негативных черт, что приводит к созданию образа врага. Его признаки: недоверие, возложение вины на врага, негативные ожидания, отождествление оппонента со злом, деиндивидуализация, отказ в сочувствии.

Динамическая модель конфликта
(третий этап- признаки эскалации конфликта)

2. Рост эмоционального напряжения.

3. Переход от частного к общему: частные моменты, вызвавшие разногласия, имеют тенденцию уступать место разногласиям более широкого плана, что ведет к окончательному ухудшению отношений между сторонами. Мелкие, конкретные проблемы сменяются грандиозными, всеохватывающими темами, и вырабатывается общая нетерпимость к противнику.

4. Переход от аргументов к претензиям и личным выпадам. В большинстве случаев на ранних стадиях конфликта сторона конфликта просто стремится как можно скорее добиться успеха, она занята только своими удачами или неудачами и совершенно не думает, хорошо или плохо чувствует себя вторая сторона. Однако, по мере развития конфликта расходы на участие в нем растут, и цели стороны изменяются. Теперь сторона больше всего озабочена тем, чтобы причинить как можно больше вреда другой стороне, а если в дело замешаны расходы, то как заставить противника понести как можно большие потери.

Динамическая модель конфликта
(третий этап- признаки эскалации конфликта)

5. Рост иерархического ранга нарушаемых и защищаемых интересов и их поляризация. Особенно это касается применения насилия.

6. Потеря первоначального предмета разногласий: по мере эскалации конфликта выявляется тенденция к появлению все большего количества объектов конфликта. Кроме того, каждая сторона все больше увязает в борьбе и прибегает к привлечению все больших ресурсов, необходимых для победы над противником.

7. Расширение социальных границ конфликта за счет увеличение числа участников.

8. Переход от мягких тактик противостояния к жестким.

Динамическая модель конфликта
(третий этап- признаки эскалации конфликта)

Причины остановки эскалации:

• - одной из сторон удалось одержать верх в противостоянии;

• - первая сторона может воспользоваться односторонним преимуществом над второй и завершить конфликт в свою пользу;

• - одна из сторон по какой-то причине во время конфликта решает добровольно уступить, не считая более продолжение эскалации приемлемым для себя вариантом;

• - одна из сторон по какой-то причине во время конфликта решает устраниться от него и начать использовать стратегию избегания, не считая более продолжение эскалации приемлемым для себя вариантом;

• - наступает мертвая точка в противостоянии.

Динамическая модель конфликта

Четвертый этап

Этап баланса сил или мертвая точка (тупик) конфликта.

Мертвая точка это остановка в процессе сталкивания и противостояния сталкиванию.

Причины возникновения мертвой точки в конфликте:

- провал тактики противостояния;

- истощение необходимых ресурсов (энергия, деньги, время);

- потеря социальной поддержки;

- неприемлемые затраты.

Но самым важным следствием наступления этого этапа становится понимание хотя бы одной из сторон, что противник это независимый партнер, с которым придется договариваться, а не только враг. И с этим партнером придется договариваться и взаимодействовать, что становится первым шагом к переговорному процессу, к выходу из конфликта.

Динамическая модель конфликта
(Завершение конфликта.)

Пятый этап

Завершение конфликта.

 

В конфликтологии стало традиционным завершающий этап в динамике конфликта обозначать термином разрешение конфликта.

• Однако многие авторы используют и другие понятия. Которые отражают специфику и полноту прекращения конфликтных действий, например «затухани». «преодоление», «пресечение», «саморазрешение», «угашение», «урегулирование», и др.

• Сложность и многовариантность развития конфликта предполагают неоднозначность в способах и формах его завершения.

• Из указанных понятий наиболее широким является завершение конфликта, которое заключается в окончании конфликта по любым причинам.

Основными формами завершения конфликта являются:

- разрешение;

- урегулирование;

- устранение;

- перерастание в другой конфликт.

Динамическая модель конфликта
(Завершение конфликта.)

Разрешение конфликта – это совместная деятельность его участников, направленная на прекращение противодействия и решение проблемы, которая привела к столкновению.

• Разрешение конфликта предполагает активность обеих сторон по преобразованию условий, в которых они взаимодействуют, по устранению причин конфликта.

• Для разрешения конфликта необходимо изменение самих оппонентов (или хотя бы одного из них), их позиций. Которые они отстаивали в конфликте.

Динамическая модель конфликта
(Завершение конфликта.)

Урегулирование конфликта отличается от разрешения тем, что в устранении противоречия между оппонентами принимает участие третья сторона. Её участие возможно как с согласия противоборствующих сторон, так и без их согласия.

• При завершении конфликта не всегда разрешаются лежащие в его основе противоречия:

• - только около 62 % конфликтов между руководителями и подчиненными разрешаются или урегулируются;

• - в 38 % конфликтов противоречия не разрешаются или обостряются. Это происходит тогда, когда конфликт затухает (6 %), перерастает в другой (15 %) или устраняется административным путем (17 %).

Динамическая модель конфликта
(Завершение конфликта.)

Затухание конфликта – это временное прекращение противодействия при сохранении основных признаков конфликта: противоречия и напряженных отношений. Конфликт переходит из явной формы в скрытую.

• Затухание конфликта обычно происходит в результате:

• - потери мотивации к противоборству (объект конфликта потерял свою актуальность);

• - переориентации мотива, переключения на другие, неотложные дела;

• - истощение ресурсов, всех сил и возможностей для борьбы.

Динамическая модель конфликта
(Завершение конфликта.)

Под устранением конфликта понимают такое воздействие на него, в результате которого ликвидируются основные структурные элементы конфликта. Несмотря на «не конструктивность» устранения, существуют ситуации, которые требуют быстрых и решительных воздействий на конфликт (угроза насилия, гибели людей, дефицит времени или материальных возможностей).

• Устранение конфликта возможно с помощью следующих способов:

• - изъятие из конфликта одного из оппонентов;

• - исключение взаимодействия оппонентов на длительное время;

• - устранение объекта конфликта.

Динамическая модель конфликта
(Завершение конфликта.)

Перерастание в другой конфликт происходит тогда, когда в отношениях сторон возникает новое, более значимое противоречие и происходит смена объекта конфликта.

Исход конфликта рассматривается как результат борьбы с точки зрения состояния сторон и их отношения к объекту конфликта.

• Исходами конфликта могут быть:

• - устранение одной или обеих сторон;

• - приостановка конфликта с возможностью его возобновления;

• - победа одной из сторон (овладение объектом конфликта);

• - деление объекта конфликта (симметричное или асимметричное);

• - согласие о правилах совместного использования объекта;

• - равнозначная компенсация одной из сторон за овладение объектом другой стороной;

• - отказ обеих сторон от посягательств на данный объект;

• Альтернативное определение таких объектов. Которые удовлетворяют интересы обеих сторон.

Динамическая модель конфликта
(Завершение конфликта.)

Основным критерием разрешения конфликта является удовлетворенность сторон его результатами.

- прекращение противодействия;

- устранение травмирующих факторов;

- достижение цели одной из конфликтующих сторон;

- изменение позиции оппонента;

- формирования навыков активного поведения оппонента в аналогичных ситуациях в будущем.

Динамическая модель конфликта
(Завершение конфликта.)

• Успешное завершение конфликтов зависит от того, как конфликтующие стороны учитывают факторы, оказывающие на этот процесс. К ним относятся следующие:

• 1) время: наличие времени для обсуждения проблемы, выяснения позиций и интересов, выработки решений;

• 2) третья сторона: участие в завершении конфликта нейтральных лиц (институтов), которые помогают решать проблему;

• 3) своевременность: стороны приступают к разрешению конфликтов на ранних стадиях его развития. Логика проста: меньше противодействия – меньше ущерба – меньше обиды и претензий – больше возможностей для того, чтобы договориться;

• 4) равновесие сил: если конфликтующие стороны примерно равны по возможностям, то они должны искать пути к мирному решению проблемы;

• 5) культура: высокий уровень общей культуры оппонентов снижает вероятность насильственного развития конфликта.

• 6) единство ценностей: наличия согласия между конфликтующими сторонами по поводу того, что должно представлять собою приемлемое решение;

• 7) опыт (пример): наличие опыта решения подобных проблем хотя бы у одного оппонента, а также знание примеров разрешения аналогичных конфликтов;

• 8) отношения: хорошие отношения между оппонентами до конфликта способствуют более полному разрешению противоречия.

• Еще одно немаловажное условие – выбор оптимальной стратегии разрешения, соответствующей данным обстоятельствам.(На следующем занятии)

Динамическая модель конфликта

Шестой этап

Послеконфликтная стадия состоит из двух фаз:

• - частичная нормализация отношений характеризуется наличием негативных эмоций, не дающих возможности спокойно реагировать на действия противной стороны. Для этой фазы характерны переживания, осмысление своей позиции, коррекция самооценок, уровней притязаний, отношения к партнеру, обострение чувства вины по отношению к нему;

• - полная нормализация отношений наступает при осознании сторонами важности дальнейшего конструктивного взаимодействия.

• На этом этапе наступает пора подведения итогов, оценки результатов достигнутых или утраченных ценностей, отношений, ресурсов. Но при любом раскладе оконченный конфликт влияет как на конфликтантов, так и на социальную среду, в которой протекал конфликт. Последствия конфликта важны для всех.

• Фазы конфликта

Схематично течение конфликта можно отразить

следующим образом:

• 1. Начальная фаза.

2. Фаза подъема (1),

3. Пик конфликта (2),

4. Фаза спада (3).

• Фазы могут повторяться циклически: 1-2-3 1-2-3 1-2-3

Возможность разрешения конфликта:

• - начальная фаза 92%,

• - фаза подъема - 46%,

• - пик конфликта - 5%,

• - фаза спада - 20%.

Диагностическая модель конфликта Гринхелга

Диагностическая модель конфликта Гринхелга
(продолжение)

 

Стратегии выхода из конфликта

• Принципиальное значение для того, каким способом завершится конфликт, имеет выбор оппонентом стратегии выхода из него.

«Решающим для исхода конфликта зачастую становятся стратегии взаимодействия, развиваемые его участниками» (А.В. Дмитриев, 2000 г.).

• Стратегия выхода из конфликта представляет собой основную линию поведения оппонента на его заключительном этапе.

Выделяют пять основных стратегий:

- соперничество (конкуренция);

- компромисс;

- сотрудничество;

- избегание;

- приспособление (К. Томас, 1972 г.).

Факторы, влияющие на выбор
стратегии

• Выбор стратегии выхода из конфликта зависит от различных факторов.

Какие это факторы:

- личностные особенности оппонента;

- уровень нанесенного оппоненту ущерба;

- наличие ресурсов, статус оппонента;

- возможные последствия конфликта;

- значимость решаемой проблемы для обеих сторон;

- длительность конфликта и др.

Стратегия «соперничество»

Соперничество заключается в навязывании другой стороне предпочтительного для себя решения.

Соперничество оправдано в случаях:

- явной конструктивности предлагаемого решения;

- выгодного результата для всей организации;

- важности исхода борьбы для проводящего данную стратегию;

- отсутствия времени на уговоры оппонента.

Стратегия «компромисс»

Компромисс состоит в желании оппонентов завершить конфликт частичными уступками.

• Он характеризуется отказом от части ранее выдвигавших требований, готовностью признать претензии другой стороны частично обоснованными, готовностью простить.

Компромисс эффективен в следующих случаях:

- понимания оппонентом, что он и его соперник обладают равными возможностями;

- наличие взаимоисключающих интересов;

- удовлетворение временным решением;

- угрозы потерять все.

Сегодня компромисс – одна из наиболее часто используемых стратегий завершения конфликтов.

Стратегия «сотрудничество»

Сотрудничество считается наиболее эффективной стратегией поведения в конфликте.

• Оно предполагает направленность оппонентов на конструктивное обсуждение проблемы, рассмотрение другой стороны не как противника, а как союзника в поиске решения.

Сотрудничество наиболее эффективно в следующих ситуациях:

- сильной взаимозависимости оппонентов;

- важности решения для обеих сторон;

- непредубежденности участников конфликта

Стратегия «избегание»

Уход от решения проблемы, или избегание, является попыткой уйти от конфликта при минимуме затрат. Оппонент переходит к этой стратегии после неудачных попыток реализовать свои интересы с помощью активных стратегий. (Собственно разговор идет не о разрешении конфликта, а о его затухании). Уход может бать вполне конструктивной реакцией на затянувшийся конфликт.

Избегание применяется:

- при отсутствии сил и времени для решения противоречия;

- стремление выиграть время;

- наличие трудностей в определении линии своего поведения;

- нежелании решать проблему вообще.

Стратегия «приспособление»

Приспособление, или уступка, рассматривается как вынужденный или добровольный отказ от борьбы и сдача своих позиций.

Принять такую стратегию вынуждают следующие мотивы:

- осознание своей неправоты;

- необходимость сохранения хороших отношений с оппонентом, сильная зависимость от него;

- незначительность проблемы.

Кроме того, к такому выходу из конфликта приводит значительный ущерб, полученный в ходе борьбы, отсутствие шансов на другой исход, давление третьей стороны.

(В некоторых ситуациях с помощью уступки реализуется принцип «Три Д: Дай Дорогу Дураку»)

Способы разрешения конфликта

Сочетание стратегий определяет, каким способом разрешится противоречие, лежащее в основе конфликта:

Еще в 1942 г. американский социальный психолог М. Фоллет указывала на необходимость разрешения (урегулирования) конфликтов, а не подавления их.

Среди способов она выделила:

- победу одной из сторон;

- компромисс;

- и интеграцию.

Под интеграцией понималось новое решение, при котором выполняются условия обеих сторон, причем ни одна из них не несет серьезных потерь. В дальнейшем этот способ «интеграция» получил название «сотрудничество» (Р. Фишер, у. Юрии, 1990 г.)

Способы разрешения конфликта
(продолжение)

Итак, способ разрешения конфликта зависит от стратегий, выбираемых оппонентами:

- «соперничество» плюс «уступка» - способ - «уступка»;

- «компромисс» плюс «компромисс» - способ - «компромисс симметричный»;

- «компромисс» плюс «сотрудничество» - способ - «компромисс симметричный»;

- «компромисс» плюс «уступка» - способ - «компромисс асимметричный»;

- «компромисс» плюс «соперничество» - способ - «компромисс асимметричный»;

- «сотрудничество» плюс «сотрудничество» - способ «сотрудничество».

Тактики поведения в конфликте

Стратегии в конфликте реализуются через различные тактики. Тактика (от греч. – выстраиваю войска) – это совокупность приемов взаимодействия на оппонента, средство реализации стратегии. Одна и та же тактика может использоваться в рамках разных стратегий. Так, угроза или давление, рассматриваемая как деструктивные действия, могут быть использованы в случае неготовности или неспособности одной из сторон уступать далее определенных пределов.

Тактики поведения в конфликте

 

Выделяют следующие виды тактик воздействия на оппонента.

• Жесткие

• Нейтральные

• Мягкие

Указанные тактики применяются, прежде всего, в рамках стратегии соперничества.

• Тактики соперничества отличаются друг от друга по степени тяжести. К разряду легких тактик мы относим те, последствия, применения которых либо благоприятны, либо нейтральны для другой стороны. Напротив, тяжелые тактики - это тактики (прежде всего силового давления), приводящие или грозящие привести к неблагоприятным или дорогостоящим последствиям для другой стороны.

• Тактики соперничества чаще всего используются по принципу возрастания их последствий от легких ко все более тяжелым

Тактики поведения в конфликте

Жесткие тактики (применительно к стратегии соперничества) – силовые приемы

К жестким тактикам относятся:

• - тактика угроз;

• - тактика давления;

• - тактика захвата и удержания объекта;

• - тактика физического насилия;

• - тактика психологического насилия;

• - тактика подчинения и захвата объекта

Тактики поведения в конфликте
(жесткие тактики - тактика угроз)

А) Тактика угроз.

• Угрозы это выражение одной стороной намерения вести себя во вред интересам другой стороны в зависимости от того, будет или не будет другая сторона выполнять требуемое от нее. Там, где обещания сулят пряник, угрозы берут на вооружение кнут. В угрозах обычно содержится больше информации о том, как намерена повести себя первая сторона, чем в обещаниях.

Эта тактика очень удобна.

Во-первых,угрозы ничего стороне не стоят: не надо раздавать наград, не надо и осуществлять наказание. Угрозы действ



2015-12-08 1275 Обсуждений (0)
Эти принципы позволяют определить общий подход к изучению конфликтов, ориентироваться в общей оценке правильности получения выводов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Эти принципы позволяют определить общий подход к изучению конфликтов, ориентироваться в общей оценке правильности получения выводов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1275)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)