Эти принципы позволяют определить общий подход к изучению конфликтов, ориентироваться в общей оценке правильности получения выводов
• Методологические принципы исследования конфликтов • В процессе изучения конфликтов важно, опираясь на семь философских и общенаучных принципов проведения исследований, учитывать пять методологических принципов самой конфликтологии: 1) междисциплинарность; 2) преемственность; 3) эволюционизм; 4) личностный подход; 5) поиск скрытого содержания конфликтов. • Методологические принципы исследования конфликтов
(Всего конфликтологию изучают 16 наук. Основные из них: психология, политология, социология, философия, правоведение, педагогика,, математика, социбиология, искусствоведение, исторические науки, военные науки, политические науки.) • Методологические принципы исследования конфликтов 2. Принцип преемственности. Этот принцип требует максимального полного знания конфликтологом всего основного, что сделано по проблеме конфликта в той науке, которую он представляет. Важной стороной этого принципа является необходимость знания российскими конфликтологами истории, в первую очередь российской, а уж затем зарубежной конфликтологии. По масштабам разрушительных последствий конфликтов Россия в десяток раз превосходит среднее западное государство. Наши конфликты другие по сравнению с западными. Для их объяснения нужны другие, отечественные, а не западные теории. • Методологические принципы исследования конфликтов 3. Принцип эволюционизма. Необходимо выявлять и учитывать основные закономерности эволюции конкретных видов конфликтов при их исследовании. Без знания различных уровней эволюции конфликтов трудно, если вообще возможно, объяснить их динамику, сделать прогноз развития и дать рекомендации по конструктивному их регулированию. Необходимо знать и учитывать основные тенденции изменений социальных и внутри личностных конфликтов в процессе истории развития человека и человечества. • Методологические принципы исследования конфликтов • 4. Принцип личностного подхода. Этот принцип заимствуется у психологии, выступающей системообразующей наукой во взаимодействии отраслей конфликтологии. Применительно к конфликтологии он формулируется как необходимость выявления и учета конкретных личностных особенностей конкретных людей, выступающих центральным звеном конфликтов всех без исключения уровней. Реальные конфликты начинают и в них участвуют не среднестатистические индивиды или абстрактные социальные группы, а конкретные люди, имеющие конкретные индивидуально-психологические особенности. Трудно вскрыть причины конфликтов, проникнуть в их суть, не поняв, какую роль сыграли в них конкретные люди, не определив их личностных особенностей, оказавших существенное влияние на развитие конфликтного взаимодействия. • Методологические принципы исследования конфликтов • 5. Принцип скрытого содержания конфликтов. Данный принцип ориентирует конфликтолога на то, чтобы при анализе конфликта он не ограничивался изучением только доступной, лежащей на поверхности информации. Важно всегда искать и находить скрытые, глубинные причины конфликтов, видеть их зерно, обычно скрываемое шелухой, прогнозировать отсроченные, часто не очевидные тенденции и последствия развития конфликтного противодействия. Поиск скрытого содержания означает: - необходимость выявления неосознаваемых мотивов поведения людей в ходе возникновения, развития и завершения конфликтов; - важно обнаруживать осознаваемые, но скрываемые, маскируемые, часто основные цели, которые люди преследуют в конфликтах; - необходимо находить не только скрытые элементы в действиях людей, но и глубинные механизмы развития конфликтов в целом, постоянно продвигаться в бесконечном процессе углубления и расширения знаний о конфликтах. • Динамическая модель конфликта • Динамика конфликтавключает в себя понятия этапов конфликта и его фаз. • Динамические характеристики это все изменения, происходящие в конфликте, все особенности развития данного процесса. • Этапы конфликта отражают существенные моменты, характеризующие развитие конфликта от его возникновения до разрешения: • Первый: предконфликтная стадия: конфликтная ситуация или потенциальный конфликт (нарастание социальной напряженности или формирование конфликта характеризуется осознанием несовместимости интересов и позиций, консолидацией сторон конфликта; выдвижением требований к оппоненту). • Второй: инцидент. • Третий: эскалация конфликта: конфликтные действия или расцвет конфликта, а также его развитие. • Четвертый: сбалансированное противодействие. • Пятый: завершение конфликта: угасание или преобразование конфликта. • Шестой: послеконфликтная стадия. • Динамическая модель конфликта • Первый этап • Конфликтная ситуация развитие конфликта в конкретный временной период, характеризующееся накопившимися различиями, которые связаны с деятельностью субъектов социального взаимодействия и создают почву для реального противоборства между ними. • Конфликтная ситуация характеризуется (по Козыреву Г.И.) неудовлетворенностью и социальной (или психической) напряженностью. • (При конфликтной ситуации происходит трансформация субъективно объективных отношений в субъективно субъективные: персонификация реальных или предполагаемых виновников своей неудовлетворенности и осознание неразрешимости сложившейся ситуации обычными способами взаимодействия) • Социальная напряженность (по Дмитриеву А.В.)эмоциональное состояние группы или общества в целом, вызванное давлением природной или социальной среды и продолжающееся, как правило, в течение более или менее длительного времени. • Социальная напряженность приводит к: • - накоплению недовольства, • - росту агрессивности, • - нарастанию психологической усталости и раздражительности. • Динамическая модель конфликта • Второй этап • Инцидент конфликтный эпизод, завязка конфликта, ситуация взаимодействия, в которой происходит столкновение интересов или целей участников. • Какие бывают инциденты? • Инцидент информационныйсобытие, которое помогло хотя бы одному из взаимодействующих (прямо или косвенно) субъектов осознать отличие (полное или частичное) его интересов и позиции от интересов и позиции других участников взаимодействия. • Инцидент деятельностный повод для объявления (афиширования) конфронтационных действий, связанных с различием интересов и позиций. (по С.М. Емельянову это стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта). • Инцидент может быть спровоцированным, но чаще спонтанным, т.е. это последняя капля, которая переполнила чашу терпения, здесь человек узнает о границах своей толерантности (как пишет М.С. Мириманова). • Инцидент может быть скрытым (проходящим на уровне эмоционального переживания, не проявляемого вовне) или открытым (на грани каких-то действий или представляющим собой серию таких действий). • Инцидент демонстрирует участникам наличие проблемы, суть которой им может быть и неясна, но наличие которой осознается. • Динамическая модель конфликта • Третий этап • Эскалация конфликта прогрессирующее во времени развитие конфликта, обострение противоборства, при котором последующие разрушительные воздействия оппонентов друг на друга выше по интенсивности, чем предыдущие. • Внешний план эскалации конфликта может быть описан с помощью теории симметричного схизмогенеза (Г. Бейтсон). • (Схимогенез – это изменение индивидуального поведения в результате накопленного опыта взаимодействия оппонентов) • • Различают два варианта схизмогенеза: • - дополнительный - взаимодействие строится по принципу взаимодополнения действий (настойчивость первого оппонента уступчивость второго или наступательные действия и оборона); • - симметричный - схизмогенез развивается тогда, когда субъекты используют одинаковые поведенческие модели (на действие первого оппонента второй отвечает действием той же направленности, но более интенсивным). • Эскалация конфликта происходит именно по второму варианту. • Динамическая модель конфликта • 1. Искажение информации и неопределенность поведения оппонентов. • Механизм искажения информации • Искажение информации – одна из основных причин возникновения конфликтов. Существуют следующие факторы искажения информации, как психологическое заражение, внушение, подражание, соревнование, убеждение и конформизм. • А) Психологическое заражение • Психологическое заражение – это процесс передачи эмоционального состояния от одного субъекта к другому на уровне коммуникации без осознания смысловой задачи. Примером психологического заражения может служить поведение болельщиков, присутствующих на футбольном матче. Заражению подвергаются люди, находящиеся в толпе. Основные характеристики этого явления: • Эффект многократного взаимного усиления эмоциональных состояний общающихся людей. • Происходит на бессознательном уровне. • Особенно сильно проявляется в толпе, очереди, в публике. • Происходит как на уровне больших, так и малых групп. • Кроме заразительного смеха могут быть заразительны злость и другие эмоции. • Динамическая модель конфликта • Б)Внушение • Внушение – это процесс влияния на психическую сферу индивида, связанный с сужением сознания, уменьшением критичности, а так же с уменьшением понимания каких-либо логических оценок. Под действием внушения воспринимаемая человеком информация может преломляться до неузнаваемости: белое становится черным, а черное - белым. Вот основные характеристики этого явления: • Может быть индивидуальным или групповым. • Происходит на осознанном или неосознанном уровне в зависимости от цели общения. • Каждый человек обладает способностью так воспринимать передаваемые ему в общении идеи, действия, чувства, что они непроизвольно становятся как его собственные. • В)Подражание • “В явлениях подражания, есть нечто таинственное, какое-то притяжение, которое лучше всего можно сравнить с неотразимым и всемогущим инстинктом, побуждающим нас, почти без нашего сознания, повторять те действия, которых мы были свидетелями, и которые очень сильно подействовали на наши чувства и воображение. • Подражание может проявляться, как слепое копирование поведения, жестов, интонации, а может носить характер сознательного, мотивированного подражания. • Динамическая модель конфликта • Г) Соревнование. В соревновании главным источником активности является состязательный дух, стремление человека к личной победе либо к победе коллективной, которая складывается из личных успехов каждого участника. Соревнование дает возможность человеку почувствовать и критически оценить свои сильные и слабые стороны, понять пределы своих личных возможностей. Основными чертами соревнования являются следующие характерные его особенности: • Свойство людей сравнивать себя с другим человеком. • Желание быть “не хуже других”. • “Не ударить в грязь лицом”. • Напряжение умственных, эмоциональных и физических сил. • Стимул развития. • Соперничество: у мужчин в деловой сфере, у женщин – в личной (кто лучше выглядит, одет и имеет больший успех у мужчин). • Динамическая модель конфликта • Д) Убеждение Ошибкой было бы считать, что чем больше мы говорим, тем вернее убеждаем. Убеждать человека не значит спорить с ним. По словам Ларошфуко: “Люди упрямо не соглашаются с самыми здравыми суждениями не по недостатку принципиальности, а из-за избытка гордости: они видят, что первые ряды в правом деле разобраны, а последние им не хочется занимать”. Отличительные черты убеждения: • Аргументированное, сознательное, словесное доказательство своих идей, мнений, поступков. • Действительно тогда, когда опирается не только на слова, но и на дела, эмоции, эффекты заражения, внушения и подражания. • Сила убеждения будет зависеть от того, насколько понятна позиция убеждаемого человека, его мотивы. Чтобы понять это, надо постараться взглянуть на вещи глазами собеседника, проявить сочувствие к его желаниям и переживаниям. • Динамическая модель конфликта • Конформность – приспособляемость субъекта под индивидуальные, групповые, социальные феномены, которые проявляются в трансформации его актов поведения, социальных установок и сказываются в разделении им тех или иных идей другого индивида, группы, общества, класса, клана . Выделяют три типа конформизма: 1. “Майский жук – Дюймовочка”. Человек искренне следует за мнением группы, перестает доверять своему впечатлению. Так, майский жук искренне думал, что Дюймовочка очень красива, но перестал в это верить под влиянием своих собратьев – майских жуков, которые его уверили, что она не красива, так как не похожа на жука. 2. “Защита”. В этом случае человек ищет защиту от неприятностей, находящихся вне группы. 3. “Новое платье для короля”. В этом случае человек делает вид, что согласен с группой, на самом деле он просто не хочет “выделяться” из-за нежелания нарушить единодушие группы. • Динамическая модель конфликта • Искажение восприятия собственной стороны: • - мотивация рассматривается как социально приемлемая, • - действия как справедливые, • - позиция как нормативная, целесообразная, • - операционная составляющая работает по одному из вариантов: я все делаю правильно, я вынужден так делать, по-другому в этой ситуации поступить невозможно, он сам виноват, что мне приходится так поступать, • - восприятие самого себя происходит с преобладанием белых • Динамическая модель конфликта • Искажение оценки оппонента происходит по следующим направлениям: • - мотивы расцениваются как подлые и низменные, • - действия рассматриваются как несправедливые и социально не одобряемые или неприемлемые, • - позиция как ненормативная, нецелесообразная, ошибочная, бездоказательная, • - операционная составляющая работает по одному из вариантов: это удары ниже пояса, он делает только то, что мне во вред, он намеренно так поступает, • - восприятие оппонента происходит с преобладанием черных красок: гиперболизация негативных черт, что приводит к созданию образа врага. Его признаки: недоверие, возложение вины на врага, негативные ожидания, отождествление оппонента со злом, деиндивидуализация, отказ в сочувствии. • Динамическая модель конфликта • 2. Рост эмоционального напряжения. • 3. Переход от частного к общему: частные моменты, вызвавшие разногласия, имеют тенденцию уступать место разногласиям более широкого плана, что ведет к окончательному ухудшению отношений между сторонами. Мелкие, конкретные проблемы сменяются грандиозными, всеохватывающими темами, и вырабатывается общая нетерпимость к противнику. • 4. Переход от аргументов к претензиям и личным выпадам. В большинстве случаев на ранних стадиях конфликта сторона конфликта просто стремится как можно скорее добиться успеха, она занята только своими удачами или неудачами и совершенно не думает, хорошо или плохо чувствует себя вторая сторона. Однако, по мере развития конфликта расходы на участие в нем растут, и цели стороны изменяются. Теперь сторона больше всего озабочена тем, чтобы причинить как можно больше вреда другой стороне, а если в дело замешаны расходы, то как заставить противника понести как можно большие потери. • Динамическая модель конфликта • 5. Рост иерархического ранга нарушаемых и защищаемых интересов и их поляризация. Особенно это касается применения насилия. • 6. Потеря первоначального предмета разногласий: по мере эскалации конфликта выявляется тенденция к появлению все большего количества объектов конфликта. Кроме того, каждая сторона все больше увязает в борьбе и прибегает к привлечению все больших ресурсов, необходимых для победы над противником. • 7. Расширение социальных границ конфликта за счет увеличение числа участников. • 8. Переход от мягких тактик противостояния к жестким. • Динамическая модель конфликта • Причины остановки эскалации: • - одной из сторон удалось одержать верх в противостоянии; • - первая сторона может воспользоваться односторонним преимуществом над второй и завершить конфликт в свою пользу; • - одна из сторон по какой-то причине во время конфликта решает добровольно уступить, не считая более продолжение эскалации приемлемым для себя вариантом; • - одна из сторон по какой-то причине во время конфликта решает устраниться от него и начать использовать стратегию избегания, не считая более продолжение эскалации приемлемым для себя вариантом; • - наступает мертвая точка в противостоянии. • Динамическая модель конфликта Четвертый этап Этап баланса сил или мертвая точка (тупик) конфликта. Мертвая точка это остановка в процессе сталкивания и противостояния сталкиванию. Причины возникновения мертвой точки в конфликте: - провал тактики противостояния; - истощение необходимых ресурсов (энергия, деньги, время); - потеря социальной поддержки; - неприемлемые затраты. Но самым важным следствием наступления этого этапа становится понимание хотя бы одной из сторон, что противник это независимый партнер, с которым придется договариваться, а не только враг. И с этим партнером придется договариваться и взаимодействовать, что становится первым шагом к переговорному процессу, к выходу из конфликта. • Динамическая модель конфликта Пятый этап Завершение конфликта.
В конфликтологии стало традиционным завершающий этап в динамике конфликта обозначать термином разрешение конфликта. • Однако многие авторы используют и другие понятия. Которые отражают специфику и полноту прекращения конфликтных действий, например «затухани». «преодоление», «пресечение», «саморазрешение», «угашение», «урегулирование», и др. • Сложность и многовариантность развития конфликта предполагают неоднозначность в способах и формах его завершения. • Из указанных понятий наиболее широким является завершение конфликта, которое заключается в окончании конфликта по любым причинам. • Основными формами завершения конфликта являются: • - разрешение; • - урегулирование; • - устранение; • - перерастание в другой конфликт. • Динамическая модель конфликта • Разрешение конфликта – это совместная деятельность его участников, направленная на прекращение противодействия и решение проблемы, которая привела к столкновению. • Разрешение конфликта предполагает активность обеих сторон по преобразованию условий, в которых они взаимодействуют, по устранению причин конфликта. • Для разрешения конфликта необходимо изменение самих оппонентов (или хотя бы одного из них), их позиций. Которые они отстаивали в конфликте. • Динамическая модель конфликта • Урегулирование конфликта отличается от разрешения тем, что в устранении противоречия между оппонентами принимает участие третья сторона. Её участие возможно как с согласия противоборствующих сторон, так и без их согласия. • При завершении конфликта не всегда разрешаются лежащие в его основе противоречия: • - только около 62 % конфликтов между руководителями и подчиненными разрешаются или урегулируются; • - в 38 % конфликтов противоречия не разрешаются или обостряются. Это происходит тогда, когда конфликт затухает (6 %), перерастает в другой (15 %) или устраняется административным путем (17 %). • Динамическая модель конфликта • Затухание конфликта – это временное прекращение противодействия при сохранении основных признаков конфликта: противоречия и напряженных отношений. Конфликт переходит из явной формы в скрытую. • Затухание конфликта обычно происходит в результате: • - потери мотивации к противоборству (объект конфликта потерял свою актуальность); • - переориентации мотива, переключения на другие, неотложные дела; • - истощение ресурсов, всех сил и возможностей для борьбы. • Динамическая модель конфликта • Под устранением конфликта понимают такое воздействие на него, в результате которого ликвидируются основные структурные элементы конфликта. Несмотря на «не конструктивность» устранения, существуют ситуации, которые требуют быстрых и решительных воздействий на конфликт (угроза насилия, гибели людей, дефицит времени или материальных возможностей). • Устранение конфликта возможно с помощью следующих способов: • - изъятие из конфликта одного из оппонентов; • - исключение взаимодействия оппонентов на длительное время; • - устранение объекта конфликта. • Динамическая модель конфликта • Перерастание в другой конфликт происходит тогда, когда в отношениях сторон возникает новое, более значимое противоречие и происходит смена объекта конфликта. • Исход конфликта рассматривается как результат борьбы с точки зрения состояния сторон и их отношения к объекту конфликта. • Исходами конфликта могут быть: • - устранение одной или обеих сторон; • - приостановка конфликта с возможностью его возобновления; • - победа одной из сторон (овладение объектом конфликта); • - деление объекта конфликта (симметричное или асимметричное); • - согласие о правилах совместного использования объекта; • - равнозначная компенсация одной из сторон за овладение объектом другой стороной; • - отказ обеих сторон от посягательств на данный объект; • Альтернативное определение таких объектов. Которые удовлетворяют интересы обеих сторон. • Динамическая модель конфликта Основным критерием разрешения конфликта является удовлетворенность сторон его результатами. - прекращение противодействия; - устранение травмирующих факторов; - достижение цели одной из конфликтующих сторон; - изменение позиции оппонента; - формирования навыков активного поведения оппонента в аналогичных ситуациях в будущем. • Динамическая модель конфликта • Успешное завершение конфликтов зависит от того, как конфликтующие стороны учитывают факторы, оказывающие на этот процесс. К ним относятся следующие: • 1) время: наличие времени для обсуждения проблемы, выяснения позиций и интересов, выработки решений; • 2) третья сторона: участие в завершении конфликта нейтральных лиц (институтов), которые помогают решать проблему; • 3) своевременность: стороны приступают к разрешению конфликтов на ранних стадиях его развития. Логика проста: меньше противодействия – меньше ущерба – меньше обиды и претензий – больше возможностей для того, чтобы договориться; • 4) равновесие сил: если конфликтующие стороны примерно равны по возможностям, то они должны искать пути к мирному решению проблемы; • 5) культура: высокий уровень общей культуры оппонентов снижает вероятность насильственного развития конфликта. • 6) единство ценностей: наличия согласия между конфликтующими сторонами по поводу того, что должно представлять собою приемлемое решение; • 7) опыт (пример): наличие опыта решения подобных проблем хотя бы у одного оппонента, а также знание примеров разрешения аналогичных конфликтов; • 8) отношения: хорошие отношения между оппонентами до конфликта способствуют более полному разрешению противоречия. • Еще одно немаловажное условие – выбор оптимальной стратегии разрешения, соответствующей данным обстоятельствам.(На следующем занятии) • Динамическая модель конфликта • Шестой этап • Послеконфликтная стадия состоит из двух фаз: • - частичная нормализация отношений характеризуется наличием негативных эмоций, не дающих возможности спокойно реагировать на действия противной стороны. Для этой фазы характерны переживания, осмысление своей позиции, коррекция самооценок, уровней притязаний, отношения к партнеру, обострение чувства вины по отношению к нему; • - полная нормализация отношений наступает при осознании сторонами важности дальнейшего конструктивного взаимодействия. • На этом этапе наступает пора подведения итогов, оценки результатов достигнутых или утраченных ценностей, отношений, ресурсов. Но при любом раскладе оконченный конфликт влияет как на конфликтантов, так и на социальную среду, в которой протекал конфликт. Последствия конфликта важны для всех. • Фазы конфликта • Схематично течение конфликта можно отразить • следующим образом: • 1. Начальная фаза. • 2. Фаза подъема (1), • 3. Пик конфликта (2), • 4. Фаза спада (3). • Фазы могут повторяться циклически: 1-2-3 1-2-3 1-2-3 • • Возможность разрешения конфликта: • - начальная фаза 92%, • - фаза подъема - 46%, • - пик конфликта - 5%, • - фаза спада - 20%. • Диагностическая модель конфликта Гринхелга • Диагностическая модель конфликта Гринхелга
• Стратегии выхода из конфликта • Принципиальное значение для того, каким способом завершится конфликт, имеет выбор оппонентом стратегии выхода из него. • «Решающим для исхода конфликта зачастую становятся стратегии взаимодействия, развиваемые его участниками» (А.В. Дмитриев, 2000 г.). • Стратегия выхода из конфликта представляет собой основную линию поведения оппонента на его заключительном этапе. Выделяют пять основных стратегий: - соперничество (конкуренция); - компромисс; - сотрудничество; - избегание; - приспособление (К. Томас, 1972 г.). • Факторы, влияющие на выбор • Выбор стратегии выхода из конфликта зависит от различных факторов. Какие это факторы: - личностные особенности оппонента; - уровень нанесенного оппоненту ущерба; - наличие ресурсов, статус оппонента; - возможные последствия конфликта; - значимость решаемой проблемы для обеих сторон; - длительность конфликта и др. • Стратегия «соперничество» Соперничество заключается в навязывании другой стороне предпочтительного для себя решения. Соперничество оправдано в случаях: - явной конструктивности предлагаемого решения; - выгодного результата для всей организации; - важности исхода борьбы для проводящего данную стратегию; - отсутствия времени на уговоры оппонента. • Стратегия «компромисс» Компромисс состоит в желании оппонентов завершить конфликт частичными уступками. • Он характеризуется отказом от части ранее выдвигавших требований, готовностью признать претензии другой стороны частично обоснованными, готовностью простить. Компромисс эффективен в следующих случаях: - понимания оппонентом, что он и его соперник обладают равными возможностями; - наличие взаимоисключающих интересов; - удовлетворение временным решением; - угрозы потерять все. Сегодня компромисс – одна из наиболее часто используемых стратегий завершения конфликтов. • Стратегия «сотрудничество» Сотрудничество считается наиболее эффективной стратегией поведения в конфликте. • Оно предполагает направленность оппонентов на конструктивное обсуждение проблемы, рассмотрение другой стороны не как противника, а как союзника в поиске решения. Сотрудничество наиболее эффективно в следующих ситуациях: - сильной взаимозависимости оппонентов; - важности решения для обеих сторон; - непредубежденности участников конфликта • Стратегия «избегание» Уход от решения проблемы, или избегание, является попыткой уйти от конфликта при минимуме затрат. Оппонент переходит к этой стратегии после неудачных попыток реализовать свои интересы с помощью активных стратегий. (Собственно разговор идет не о разрешении конфликта, а о его затухании). Уход может бать вполне конструктивной реакцией на затянувшийся конфликт. Избегание применяется: - при отсутствии сил и времени для решения противоречия; - стремление выиграть время; - наличие трудностей в определении линии своего поведения; - нежелании решать проблему вообще. • Стратегия «приспособление» Приспособление, или уступка, рассматривается как вынужденный или добровольный отказ от борьбы и сдача своих позиций. Принять такую стратегию вынуждают следующие мотивы: - осознание своей неправоты; - необходимость сохранения хороших отношений с оппонентом, сильная зависимость от него; - незначительность проблемы. Кроме того, к такому выходу из конфликта приводит значительный ущерб, полученный в ходе борьбы, отсутствие шансов на другой исход, давление третьей стороны. (В некоторых ситуациях с помощью уступки реализуется принцип «Три Д: Дай Дорогу Дураку») • Способы разрешения конфликта Сочетание стратегий определяет, каким способом разрешится противоречие, лежащее в основе конфликта: Еще в 1942 г. американский социальный психолог М. Фоллет указывала на необходимость разрешения (урегулирования) конфликтов, а не подавления их. Среди способов она выделила: - победу одной из сторон; - компромисс; - и интеграцию. Под интеграцией понималось новое решение, при котором выполняются условия обеих сторон, причем ни одна из них не несет серьезных потерь. В дальнейшем этот способ «интеграция» получил название «сотрудничество» (Р. Фишер, у. Юрии, 1990 г.) • Способы разрешения конфликта Итак, способ разрешения конфликта зависит от стратегий, выбираемых оппонентами: - «соперничество» плюс «уступка» - способ - «уступка»; - «компромисс» плюс «компромисс» - способ - «компромисс симметричный»; - «компромисс» плюс «сотрудничество» - способ - «компромисс симметричный»; - «компромисс» плюс «уступка» - способ - «компромисс асимметричный»; - «компромисс» плюс «соперничество» - способ - «компромисс асимметричный»; - «сотрудничество» плюс «сотрудничество» - способ «сотрудничество». • Тактики поведения в конфликте Стратегии в конфликте реализуются через различные тактики. Тактика (от греч. – выстраиваю войска) – это совокупность приемов взаимодействия на оппонента, средство реализации стратегии. Одна и та же тактика может использоваться в рамках разных стратегий. Так, угроза или давление, рассматриваемая как деструктивные действия, могут быть использованы в случае неготовности или неспособности одной из сторон уступать далее определенных пределов. • Тактики поведения в конфликте
Выделяют следующие виды тактик воздействия на оппонента. • Жесткие • Нейтральные • Мягкие Указанные тактики применяются, прежде всего, в рамках стратегии соперничества. • Тактики соперничества отличаются друг от друга по степени тяжести. К разряду легких тактик мы относим те, последствия, применения которых либо благоприятны, либо нейтральны для другой стороны. Напротив, тяжелые тактики - это тактики (прежде всего силового давления), приводящие или грозящие привести к неблагоприятным или дорогостоящим последствиям для другой стороны. • Тактики соперничества чаще всего используются по принципу возрастания их последствий от легких ко все более тяжелым • Тактики поведения в конфликте • Жесткие тактики (применительно к стратегии соперничества) – силовые приемы • К жестким тактикам относятся: • - тактика угроз; • - тактика давления; • - тактика захвата и удержания объекта; • - тактика физического насилия; • - тактика психологического насилия; • - тактика подчинения и захвата объекта • Тактики поведения в конфликте • А) Тактика угроз. • Угрозы это выражение одной стороной намерения вести себя во вред интересам другой стороны в зависимости от того, будет или не будет другая сторона выполнять требуемое от нее. Там, где обещания сулят пряник, угрозы берут на вооружение кнут. В угрозах обычно содержится больше информации о том, как намерена повести себя первая сторона, чем в обещаниях. • Эта тактика очень удобна. • Во-первых,угрозы ничего стороне не стоят: не надо раздавать наград, не надо и осуществлять наказание. Угрозы действ
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1275)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |