Выделяются 5 стратегий
· Соперничество - заключается в навязывании другой стороне предпочтительного для себя решения. · Сотрудничество - позволяет осуществить поиск такого решения, которое удовлетворяло бы обе стороны. · Компромисс - предполагает взаимные уступки в чем-то важном и принципиальном для каждой стороны. · Приспособление - основывается на понижении своих стремлений и принятии позиций оппонента. · При избегании - участник находится ситуации конфликта, но без всяких активных действий по его разрешению. Стратегии в конфликте реализуются через различные тактики. · Тактика захвата и удержания объекта конфликта. Применяется в конфликтах, где объект материален. · Тактика физического насилия (ущерба). Применяются такие приемы, как уничтожение материальных ценностей, физическое воздействие, нанесение телесных повреждений, блокирование чужой деятельности, причинение боли и т.п. · Тактика психологического насилия (ущерба) вызывает у оппонента обиду, задевает самолюбие, достоинство и честь. Ее проявления: оскорбление, грубость, оскорбительные жесты, негативная личностная оценка, дискриминационные меры, клевета, дезинформация, обман, унижение, жесткий контроль за поведением и деятельностью, диктат в межличностных отношениях. · Тактика давления. Спектр приемов включает предъявление требований, указаний, приказов, угрозы, вплоть до ультиматума, предъявление компромата, шантаж. В конфликтах по вертикали применяется в двух из трех случаев. · Тактика демонстративных действий. Применяется с целью привлечения внимания окружающих к своей персоне. Это могут быть публичные высказывания и жалобы на состояние здоровья, невыход на работу, заведомо неудавшаяся попытка самоубийства, неотменяемые обязательства (бессрочные голодовки, перекрытие железнодорожных путей, автомагистралей, использование транспарантов, плакатов, лозунгов и т.п.). · Санкционирование - воздействие на оппонента с помощью взыскания, увеличения рабочей нагрузки, наложение запрета, установление блокад, невыполнение распоряжений под каким-либо предлогом, открытый отказ от выполнения. · Тактика коалиций. Цель - усиление своего ранга конфликте. Выражается в образовании союзов, увеличение группы поддержки за счет руководителей, общественности, друзей, родственников, обращении в СМИ, различные органы власти. Используется в более чем одной трети конфликтов. · Тактика фиксации своей позиции - наиболее часто применяемая тактика (80% конфликтов). Основана на использовании фактов, логики для подтверждения своей позиции. Это убеждение, просьбы, критика, выдвижение предложений и т.д. · Тактика дружелюбия. Включает корректное обращение, подчеркивание общего, демонстрацию готовности решать проблему, предъявление необходимой информации, предложение помощи, оказание услуги, извинение, поощрение. · Тактика сделок предусматривает взаимный обмен благами, обещаниями, уступками, извинениями. Тактики бывают жесткими, нейтральными и мягкими. в конфликтах перемены тактик идут обычно от мягких к жестким. Функции конфликта.Функции конфликта имеют двойственный характер. Один и тот же конфликт может играть положительную и отрицательную роль в жизни противоположных, конфликтующих сторон, он может быть конструктивен и деструктивен в разные моменты своего развития. Конструктивные функции: · Конфликт выступает как средство активизации социальной жизни группы или общества (например, инновационный конфликт). · Конфликт высвечивает нерешенные проблемы. Межличностные конфликты в организациях почти в три раза чаще положительно влияют на эффективность совместной деятельности, чем отрицательно. · Конфликт проявляет общественное мнение. · Конфликт иногда способствует созданию новых, более благоприятных условий деятельности человека. · Конфликт может выполнять функцию сплочения группы (и даже целого народа). · В научных коллективах конфликты создают интеллектуально-эмоциональную напряженность, которая сопутствует столкновению различных стратегий исследования, что способствует продуктивному поиску верного решения (В споре рождается истина). · Завершение конфликта часто сопровождается повышением дисциплины работников, ускорением реагирования сотрудников на замечания и пожелания друг друга, установлением более доброжелательной обстановки. Деструктивные функции: • Конфликт всегда сопровождается временным нарушением системы коммуникаций, взаимосвязей в коллективе • Если конфликт завершился принятием деструктивного решения, взаимоотношения в коллективе ухудшаются в 19-30% случаев. • Частые конфликты ведут к снижению групповой сплоченности. • Иногда ухудшается качество совместной деятельности во время конфликта. Если конфликт не разрешился, а медленно затухает или перевес на стороне того, кто, с точки зрения группы, неправ, качество совместной деятельности снижается и после завершения конфликта. Периоды и этапы в развитии конфликта. Конфликт считается начавшимся в случае совпадения трех условий: · один участник сознательно и активно действует в ущерб другому участнику (как физически, так и морально, информационно); · второй участник осознает, что указанные действия направлены против его интересов; · второй участник в связи с этим предпринимает активные действия по отношению к первому участнику. Окончание конфликта - прекращение действий друг против друга. В динамике конфликта Латентный период (предконфликт) включает этапы: · Возникновение объективной проблемной ситуации - существует противоречие между субъектами, но оно еще не осознано и нет конфликтных действий. · Осознание объективной проблемной ситуации - восприятие реальности как проблемной и понимание необходимости предпринять какие-то действия. · Попытки сторон разрешить объективную ситуацию неконфликтными способами (убеждением, разъяснением, просьбами, информированием). · Предконфликтная ситуация - ситуация воспринимается как наличие угрозы безопасности, общественным интересам одной из сторон взаимодействия, что провоцирует конфликтное поведение. Открытый период 1. Инцидент - первое столкновение сторон. При значительной диспропорции сил конфликт может закончиться инцидентом. 2. Эскалация (от лат. scala - лестница) - резкая интенсификация борьбы оппонентов. Ее признаки: a. сужение когнитивной сферы в поведении и деятельности, переход к более примитивным способам отражения. b. вытеснение адекватного восприятия другого образом врага, акцентуация отрицательных качеств (как реальных, так и иллюзорных). Тревожные сигналы, свидетельствующие о том, что «образ врага» доминирует: 3) рост эмоционального напряжения. 4) переход от аргументов к претензиям и личным выпадам. Конфликт смещается с рационального плана на уровень эмоций. 5) рост иерархического ранга нарушаемых и защищаемых интересов и их поляризация. При эскалации интересы конфликтующих как бы разводятся на два противоположных полюса. 6) применение насилия. Как правило, агрессия связана с какой-либо внутренней компенсацией, возмещением ущерба. 7) потеря первоначального предмета разногласий 8) расширение границ конфликта (генерализация) - переход к более глубоким противоречиям, увеличение потенциальных точек столкновения. 9) может иметь место увеличение числа участников. Завершение конфликта - переход к поиску решения проблемы. Основные формы завершения конфликта - разрешение, урегулирование, затухание, устранение или перерастание в другой конфликт. Послеконфликтный период включает этапы - частичную и полную нормализацию отношений оппонентов.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (344)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |