Управление конфликтом
Конфликтология 3 сентября. Введение в конфликтологию. Конфликтология – система знаний о закономерностях и механизмах возникновения и развития конфликтов, а также о принципах и технологиях управления ими. Методы конфликтологии: 1. Методы изучения и оценки личности (лидера) A. Наблюдение · Стандартизированное (предполагает наличие определенной таблицы, критериев оценки) · Свободное ü Стороннее ü Включенное (непосредственный контакт с наблюдаемым) B. Опрос · Опросники личностных характеристик · Опросники поведения в критических ситуациях · Многие другие C. Тестирование · Продолжение предложения · Тест «якоря карьеры» · Тесты интеллекта · Многие другие 2. Методы изучения и оценки социально-психологических явлений в группах A. Наблюдение B. Опрос C. Социометрия D. Бланковый метод 3. Методы диагностики и анализа конфликта как феномена A. Наблюдение (в данном случае за конфликтом) B. Опрос C. Анализ результатов деятельности D. Метод экспертного интервью 4. Методы управления конфликтами A. Психолого-педагогические методы B. Административные
История становления конфликтологии Начало конфликтологии положила работа К. Левина «Разрешение социальных конфликтов». Подходы: 1. Философско-социальный подход · Теория равновесия (мир стремится к равновесию) · Теория конфликта (конфликт является неотрывной частью общества; была сформирована Дарвином, описана Марксом и Зимелем, а также Дарендорфом и Козером) 2. Психологический · Заложен Зигмундом Фрейдом · Бихевиоризм – Ситуационный подход: «Конфликт – это форма реакции на внешнюю ситуацию» · Когнитивная психология: «Конфликт выводы, сделанные из ситуации»
Характеристика конфликта как социально-психологического феномена. Конфликт – отношение между субъектами социального взаимодействия, которое характеризуется их противоборством. ДОПИШИ ЛЕКЦИЮ
3. Начало открытого конфликтного взаимодействия 4. Развитие открытого конфликта (заявление позиций и выдвижение требований) 5. Разрешение конфликта (зависимость от содержания предыдущего этапа, достигается путем педагогического или административного подхода решения конфликтов) Фазы конфликта: 1. Начальная фаза (1-2 этапы конфликта). Возможность решение конфликта на этой стадии – 92% 2. Фаза подъема (3 этап). Возможность решения конфликта на этой стадии – 42% 3. Фаза пика (4 этап). Возможность решения конфликта на этой стадии – <5% 4. Фаза спада. Возможность решения конфликта на этой стадии – около 26%
17 сентября. Теории механизмов возникновения конфликтов. Конфликтоген – слова, действия или бездействие, которые могут привести к конфликту. Формула развития конфликтов: 1. Зависимость конфликтов от конфликтогенов (от их эскалации). КГ1 -> КГ2 -> КГ3 ->…КГn = КФ КГ1,3,5,7 Э S1 КГ2,4,6,8 Э S2 КГ1 < КГ2 КГ2 < КГ3 2. КС + И = КФ КС – конфликтная ситуация И – инцидент КФ – конфликт КС1 + КС2 + … КСn = КФ 3. Трансактный анализ (автор теории – Эрик Бёрн) Виды анализа: I. Структурный анализ (анализ отдельной личности) II. Анализ трансакций – анализ того, как люди поступают и что говорят друг другу III. Анализ игр – анализ скрытых трансакций, ведущих к расплате IV. Анализ сценария – анализ индивидуального, жизненного сценария, которому люди бессознательно следуют Дополнительные трансакции происходят тогда, когда обращения идет из одного состояния, а ответ приходит из запрашиваемого состояния. Конфликт возникает тогда, когда ответ приходит из другого эго-состояния.
Характеристика трансакций: I. Прямые или Косвенные II. Откровенные или Разбавленные III. Интенсивные или Вялые
1 октября. Теория поведения личности в конфликте. Модели поведения в конфликте: 1. Конструктивная – субъект настроен на поиск обоюдовыгодного решения, проявляет уважение к собеседнику, избегает оскорблений, говорит по существу 2. Деструктивная – субъект проявляет настрой выиграть конфликт, многословен, не стесняется выражений, как правило, привлекает к конфликту союзнику. 3. Конформистская. При выборе модели учитывается предмет конфликта, ценность межличностных отношений и др. Типы конфликтных личностей: 1. Стул (Демонстративный тип: истероидный, экзальтированный, ипохондрики). Эти люди очень любят быть в центре внимания, любят хорошо выглядеть в глазах других людей, отношение к другим людям определяется отношением к себе людей, 2. Стул (Ригидный тип: шизоидный, паранойяльные, циклоидные, эпилептоидные). Требуют от окружающих почтения, строят ожидания людям. 3. Стул (Сверхточный тип: психастеники, педанты). Скрупулезность, боятся осуждения окружающих 4. Стул (Неуправляемый тип: гипертимный). Импульсивность, малорациональность, несамокритичны, плохо соотносят поступки с целями и последствиями. 5. Стул (Конформный тип). Бесконфликтный, ориентируется на сиюминутную ситуацию.
15 октября. Управление конфликтом. Управление конфликтом – целенаправленное, обусловленное объективными законами воздействие на его динамику в интересах развития или разрушения той социальной системы, к которой имеет отношение данный конфликт. Виды деятельности по управлению конфликтом: 1. Прогнозирование – направлено на выявление причин данного конфликта в потенциальном развитии. Изучение объективных и субъективных условий и факторов взаимодействия между людьми. 2. Предупреждение – направлено на недопущение возникновения конфликта. 3. Стимулирование – применяется в случаях, когда конфликт не удается предотвратить, либо когда возникновения конфликта пойдет на пользу. Бывает лишь в конструктивной форме. Если конфликт простимулирован, то возникает необходимость нести ответственность за его управление. 4. Регулирование – направлено на ослабление и ограничение конфликта, обеспечение его развития в сторону разрешения. Имеет несколько этапов, так как является длительным процессом: a. Признание реальности конфликта всеми его участниками (приводятся аргументы, показываются негативные реалии и позитивные перспективы) b. Легетимизация конфликта (обуславливаются правила, по которым ведется разрешение конфликта, не рекомендуется привлекать третьих лиц) c. Институциализация конфликта (договоренность об условиях разрешение конфликта) Технологии разрешения конфликта: a. Информационная технология - информирование сторон, исключение ложной информации (сплетен, домыслов) b. Коммуникативная технология – как я понял, тут вся суть в том, чтобы усадить конфликтующих за один стол и создать условия, в которых оба будут готовы конфликт решать. c. Социально-психологическая технология – используется в условиях конфликта групп. Начинается с анализа лидеров групп. d. Организационные технологии – речь идет об административно-управленческих решениях. 5. Разрешение Полное разрешение конфликта возможно при условии: a. Достаточной зрелости конфликта. b. Потребность субъектов конфликта в его разрешении c. Наличие необходимых средств и ресурсов для разрешения конфликта Формы разрешения конфликтов: 1. Компромисс – согласование интересов и позиций сторон на новой основе 2. Консенсус – сотрудничество, договоренность. Все остальное – НЕ РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТА. Виды удовлетворенности, доказывающие решение конфликта: 1. Удовлетворение по существу 2. Процедурное удовлетворение («о, я это уже делал, знаю, как это решать, все зашибись») 3. Психологическое удовлетворение (совокупность предыдущих двух, «я доволен всем, мне лучше, чем до переговоров»)
Соотношение динамики конфликта и управления им. 1. Возникновение конфликта – прогнозирование, далее – предупреждение или стимулирование конфликта. 2. Начала конфликта – предупреждение или стимулирование конфликта. 3. Начало открытого конфликтного взаимодействия – регулирование конфликта 4. Разрешение конфликта.
Собственно, решение конфликта для руководителя: 1. Изучение причин возникновения конфликта 2. Ограничение числа участников конфликта (работа с лидерами конфликта/микро-группами) 3. Привлечение экспертов для дополнительного анализа («персональщики» с психологическим образованием, привлеченный конфликтолог/психолог) 4. Принятие решения «ЧТО ДЕЛАТЬ?! :О». Принципы управления конфликтами: 1. Принцип объективности и адекватности оценки конфликта 2. Конкретность ситуационного подхода 3. Гласность 4. Демократическое воздействие на общественное мнение 5. Комплексность мер воздействия Негативные факторы, влияющие на принятие мер по конфликту: 1. Одностороннее суждение руководителя о подчиненных 2. Интересы руководителя в конфликте как члена коллектива и как личности 3. Стремление как можно быстрее погасить конфликт 4. Межличностные отношения с одним из конфликтующих
29 октября.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (350)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |