Расчет критического объема зоны безопасности
Резервы роста выпуска продукции
Проведенный анализ позволяет оценить возможность предприятия по увеличению выпуска продукции. Как видно из таблицы, резервы роста выпуска продукции по каждому виду ресурсов неодинаковы: если в результате расширения и лучшего использования трудовых ресурсов выпуск продукции может возрасти на 216624 тыс. руб., то за счет средств труда – на 228000 тыс. рублей. Таким образом, реальное увеличение объема выпуска продукции возможно только в объеме 228000 тыс. руб. Это означает, что часть трудовых ресурсов будет использоваться неэффективно. Отсюда следует вывод о необходимости расширения средств труда или о сокращении трудовых ресурсов. Анализ безубыточности и оценка запаса финансовой прочности Анализ безубыточности предполагает: n сравнение безубыточного объема за несколько периодов; n оценку степени «безопасности» предприятия в динамике; n количественную оценку влияния факторов на безубыточный объем производства; n расчет планового объема производства для заданной суммы ожидаемой прибыли.
Безубыточный (критический) объем производства рассчитывается из уравнения:
p * Q = FC + VCi* Q , где p - цена единицы продукции; Q - количество единиц произведенной (реализованной продукции); FC - постоянные издержки; VCi- переменные издержки в затратах на единицу продукции (удельные). Безубыточный объем производства может быть рассчитан несколькими способами. 1. Минимальный объем выпуска в натуральном выражении:
2. Минимальный объем выпуска в стоимостном выражении (порог рентабельности):
Q* p = FC + VCi * Q ,
где Q * p = N – выручка от реализации; VCi/ p – удельные переменные издержки или доля переменных издержек в цене.
Порог рентабельности – это такая выручка от реализации, при которой нет ни прибыли, ни убытков. Запас финансовой прочности – это сумма. На которую предприятие может себе позволить снизить выручку от реализации, не выходя из зоны прибылей. 3. Критический объем продаж может быть рассчитан с использованием величины маржинального дохода (МD), как разницы между выручкой и переменными издержками: МD = N – VC .
Удельный маржинальный доход (его доля в цене) рассчитывается по формуле: МDi= 1 – VCуд. Тогда:
Для определения влияния структурных сдвигов на критический объем производства используется следующее выражение:
где Di- удельный вес каждого вида продукции в общем объеме.
Рассмотрим порядок расчета показателей на примере анализируемого предприятия (таблица 3.10). Как видно из данных таблицы, запас финансовой прочности у предприятия возрос на 43674,1 тыс. руб. при увеличении объема выручки на 65630 тыс. рублей. Отрицательное влияние на этот показатель оказало увеличение критического объема на 21955,9 тыс. руб. Используя факторный анализ, определим влияние каждого фактора на изменение безубыточного объема продаж:
1) N0min= FC0/ MDi0= 170460 / 0,609 = 279901,5 руб.
2) N1min = FC1/ MDi0= 160890/ 0,609 = 264187 руб.
DNmin (FC) = 264187 - 279901,5= - 15714,5 руб.
3) N1min = FC1/ MDi1= 160890/ 0,533 = 301857,4 руб.
DNmin(MD) = 301857,4 – 264187 = 37670,4 руб.
Общее влияние: 37670,4 – 15714,5 = 21955,9 руб.
Повышение точки критического объема можно объяснить снижением доли маржинального дохода в цене, т.е. ростом удельных переменных издержек. Таблица 3.10 Расчет критического объема зоны безопасности
Зависимость объема выпуска и реализации продукции от соотношения издержек и цены реализации используется в обосновании плановых заданий. Если известны постоянные и переменные издержки, сумма запланированной прибыли, то объем продаж определяется:
где Rпл- плановая сумма прибыли.
Запас финансовой устойчивости (зона безопасности)зависит от изменения выручки и безубыточного объема продаж. Выручка в свою очередь может измениться за счет количества реализованной продукции, ее структуры и среднереализационных цен, а безубыточный объем продаж – за счет суммы постоянных издержек, структуры продаж, отпускных цен и удельных переменных издержек. Факторную модель зоны безопасности предприятия можно представить следующим образом: где В – выручка от реализации продукции; Т– безубыточный объем продаж; Н — сумма постоянных затрат; Дi– доля i-го вида продукции в общей сумме выручки; Крпобщ – общий объем реализованной продукции в условно-натуральном или натуральном выражении; УДi– удельный вес i-го вида продукции в общем объеме продаж; Цi– цена единицы продукции; Vi– удельные переменные расходы на единицу продукции.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1017)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |