Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методы целенаправленного решения творческих задач



2015-12-08 1041 Обсуждений (0)
Методы целенаправленного решения творческих задач 0.00 из 5.00 0 оценок




К наиболее совершенным методам решения творческих задач относится ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач) и системы, созданные на ее основе. Основоположником ТРИЗа является Генрих Саулович Альтшуллер — инженер, изобретатель и писатель-фантаст (известный в этом качестве под псевдонимом Генрих Альтов). Основной инструмент ТРИЗ — Алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ). АРИЗ представляет собой ряд последовательных шагов, выявляющих и разрешающих противоречия, существующие в системе. В АРИЗ используется ряд творческих инструментов, такие как таблица устранения технических противоречий, стандарты решения изобретательских задач, вепольный анализ, указатель физических эффектов, методы развития творческого воображения. В своем развитии АРИЗ имел ряд модификаций, это сложные методики, для освоения которых требуется специальная подготовка.

ТРИЗ позволяет поставить творчество «на поток», напрочь лишает его налета мистики и таинственности, заменяя муки творчества и радости озарения очень технологичными, даже рутинными процессами, дающими на выходе нужный результат.

Хотя изначально ТРИЗ создавался для решения технических задач, его подходы оказались универсальными. В настоящее время ТРИЗ приобретает второе дыхание и новое развитие. На ее базе сформированы самостоятельные направления и школы, ТРИЗ-методики перекочевали из технической области в другие сферы, где особенно велика потребность в креативном мышлении. Особенно активно приложения, основанные на методологии ТРИЗ, используются для решения бизнес-задач, в маркетинге, рекламе, избирательных технологиях.

Даже отдельные элементы ТРИЗ очень эффективны и могут быть использованы для усиления других методов поиска идей. К примеру, один из ключевых алгоритмов ТРИЗ по преодолению противоречий может быть с успехом применен для обоснования идей, если они недостаточно реальны для воплощения в жизнь. Этот алгоритм известен под названием «Золотая рыбка». Его суть — в разделении ситуации на реальную и нереальную составляющие и разрешение этого противоречия.

Возьмем из морфоящика совершенно бредовое на первый взгляд сочетание — Соскабливается — из бумаги — плоская — сувенир, то есть используемая как сувенир плоская солонка из бумаги, соль из которой соскабливается.

Что реально? — бумага плоская, солонка из бумаги

Что нереально?

3. солонка плоская;

4. соль соскабливается;

5. используется как сувенир.

Почему нереально?

6. Некуда насыпать соль;

7. соль — это порошок;

8. солонка — предмет бытовой, а не сувенирный.

Когда вообще это реально, в каких ситуациях?

9. если соль нанесена слоем;

10. если соль приклеена;

11. если соль — из памятного места, имеет символическое значение/

Присоединяем полученные варианты к реальной составляющей. Получаем обоснованные идеи:

o Соль нанесена слоем на открытку из плотной бумаги

o Соль не простая, а из особого места (соль Мёртвого моря, морская соль с экватора, символическая «соль Земли» и т.д.).

Дело сделано, вперед, продавать сувенирные открытки!

Таким образом, используя «Золотую рыбку» можно любое, даже самое бредовое сочетание, добытое из морфоящика либо полученное в процессе мозгового штурма, вполне технологично перевести в область реальности. Этот же алгоритм можно с успехом применять для придания идеям «товарного вида», если в первозданном своем виде они не привлекательны.

Пример: сделать привлекательной для детей (для использования в детском кафе) самую обычную солонку, ту самую, с дырявой крышкой.

Реально: солонка с завинчивающейся крышкой с отверстиями.

Нереально: солонка привлекательна для детей.

Почему нереально? Не содержит ничего из того, что нравится детям.

В каких ситуациях это реально? Если она яркая, представляет собой сказочного героя, персонаж популярного мультика, животное.

Присоединяем полученные варианты к реальной составляющей, получаем: Солонка-Гном, в красной шляпе которого сделаны дырочки. А также — солонка-Покемон, солонка-Телепузик, солонка-Кот и т.д. и т.п.

Точно также можно адаптировать солонку ко вкусам любой категории населения, например, спортсменов, фермеров, подростков, пожилых людей, солдат срочной службы, филателистов или «новых русских».

Вместо заключения

Вышеперечисленное — это лишь несколько примеров применения такого мощного оружия, как ТРИЗ, и далеко не полно отражающих его возможности.

Формат статьи не позволяет остановиться более подробно на каждом из методов поиска новых идей и показать все их возможности и ограничения. Те, кому стало интересно, легко найдут достаточно информации в специальной литературе и всемирной сети.

Удивительно только, почему все-таки так малоизвестны и так редко используются все эти методы, существенно облегчающие творческий труд и обеспечивающие получение новых идей? В чем тут дело?

В том ли, что невозможно даже самому себе признаться, что «мощности» собственного серого вещества недостаточны и в помощь требуются какие-то дополнительные инструменты? Ведь денег нам всегда мало, а ума всегда хватает? И гораздо легче постепенно «снижать планку» притязаний, чем напрягаться и ломать стереотипы.

Или все сложнее, и инерция мышления — это механизм сохранения целостности и способ защиты человечества как системы от слишком быстрых изменений? Кто его знает, что бы было, если бы все были гениями и в хорошем темпе выдавали все новые и новые идеи соответствующего уровня?

Не случайно ведь природа устроила так, что, как заметил еще Томас Эдисон, человек готов пойти на все, что угодно, только бы не затрачивать умственных усилий?

Но как бы то ни было, в этом есть и хорошая сторона. Тот, кто сумеет преодолеть внутренние барьеры и овладеет инструментами творческого мышления, приобретет неоценимое конкурентное преимущество и просто обречен на успех. Располагающие одним лишь методом проб и ошибок оппоненты имеют не больше шансов, чем вооруженные луком и стрелами папуасы в бою против танкового корпуса.

Подробнее о том, как развивать в себе креативность можно узнать на тренинге практикум по развитию креативности "Методы поиска новых идей", который регулярно по мере формировния групп проходит в ЦКТ "Квадратный апельсин"

Условия использования: копирование статьи и любой ее части разрешено при указании прямой ссылки на сайт www.kv-apelsin.com и авторства (Светлана Сильванович).

 



2015-12-08 1041 Обсуждений (0)
Методы целенаправленного решения творческих задач 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методы целенаправленного решения творческих задач

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1041)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)