ПРИмерная ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Анализ финансово хозяйственой деятельности
2010г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального образования (далее СПО) 080114 «Анализ финансово-хозяйственной деятельности »
Организация-разработчик:
Разработчики:
Спицкая Вера Геннадьевна, преподаватель высшей квалификационной категории ФГОУ СПО «Нижнетагильский торгово-экономический колледж»
Рекомендована ___________________
Заключение №____________ от «____»__________20__ г.
номер
СОДЕРЖАНИЕ
| стр.
|
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
|
2. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
|
3. условия реализации программы учебной дисциплины
|
|
4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
|
|
Паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
СТАТИСТИКА
Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО 080114 «Анализ финансово-хозяйственной деятельности».
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:Общепрофессиональные дисциплины
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
· ориентироваться в понятиях, категориях, методах и приемах экономического анализа;
· пользоваться информационным обеспечением анализа финансово-хозяйственной деятельности;
· проводить технико-организационного уровня производства;
· проводить анализ эффективности использования материальных. трудовых, финансовых ресурсов организации;
· проводить анализ производства и реализации продукции;
· проводить анализ использования основных средств, трудовых ресурсов, затрат на производство, финансовых результатов;
· проводить оценку деловой активности организации;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
· научные основы экономического анализа;
· роль и перспективы развития экономического анализа в условиях рыночной экономики;
· предмет и задачи экономического анализа;
· метод, приемы, информационного обеспечение анализа финансово-хозяйственной деятельности;
· виды экономического анализа;
· факторы, резервы повышения эффективности производства;
· анализ технико-организационного уровня производства;
· анализ производства и реализации продукции;
· анализ использования основных средств, трудовых ресурсов, затрат на производство, финансовых результатов;
· оценка деловой активности организации;
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 150 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 100 часов;
самостоятельной работы обучающегося 50 часов.
СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
| Объем часов
|
Максимальная учебная нагрузка (всего)
|
|
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
|
|
в том числе:
|
|
практические занятия
|
|
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
|
|
в том числе:
|
|
реферат
домашняя работа
расчетно-графическая
|
|
Итоговая аттестация в форме (указать) экзамен
|
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины_Анализ финансово-хозяйственной деятельности
Наименование разделов и тем
| Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)
| Объем часов
| Уровень освоения
|
|
|
|
|
Раздел 1.
Теория экономического анализа
|
| 16/8
|
|
Тема 1.1.
Научная основа экономического анализа.
| Содержание учебного материала
| 4/2
|
|
Понятие, предмет, содержания и задачи экономического анализа. Принципы экономического анализа. Виды экономического анализа. Роль и перспективы развития экономического анализа в условиях рыночной экономики.
| 2
2
2
2
1
| 1
2
|
Практические задания:
Работа с понятийным аппаратом дисциплины.
|
Самостоятельная работа:
-изучить историю экономического анализа; подготовить реферат;
-оценить вклад М.И.Баканова в развитие науки (доклад).
-построить схему «межпредметные связи дисциплины».
|
Тема 1.2
Методология экономического анализа
| Содержание учебного материала
| 10/6
|
|
Особенности общего метода экономического анализа. Факторы определяющие результаты хозяйственной деятельности. Система показателей используемых в экономическом анализе. Методика экономического анализа. Традиционные способы (сравнение, относительных и средних величин, графический, группировки, балансовый), способы детерминированного факторного анализа ( цепных подстановок, абсолютных разниц, относительных разниц, интегральный, индексный), способы стохастического факторного анализа (корреляционный метод) способы оптимизации показателей (экономико-математические, теория игр, теория массового обслуживания).
| 4
4
2
| 1
3
|
Практические задания:
-применение приёма сравнения, обобщающих показателей (абсолютные, относительные, средние величины) в решении производственных задач;
- решение задач способом цепных подстановок, интегральным и способом абсолютных разниц.
|
Самостоятельная работа:
-провести сравнительный анализ деятельности организаций любой организационно-правовой формы, использую возможности сайта Росстата, сайты различных фирм и организаций.
|
Тема 1.3
Организация и информационного обеспечение экономического анализа
| Содержание учебного материала
| 4/2
|
|
Система информации и её источники. Планирование и организация аналитической работы. Аналитическая обработка информации. Обобщение и оформление результатов экономического анализа.
|
2
2
2
|
1
3
|
Практические задания:
-использование различных источников информации при проведении анализа финансово-хозяйственной деятельности.
|
Самостоятельная работа:
-изучить организацию аналитической работы по периодическим изданиям, информационно-справочной системе «Гарант».
|
Раздел 2.
Анализ финансово-хозяйственной деятельности
|
| 84/62
|
|
Тема 2.1.
Анализ организационно технического уровня производства
| Содержание учебного материала
| 4/2
|
|
Цель и информационная база оценки организационно-технического уровня производства. Анализ технического и организационного уровня производства. Анализ уровня управления организацией.
|
2
2
2
|
1
3
|
Практические занятия:
- Оценка технико-организационного уровня производства.
|
Самостоятельная работа:
Дать оценку уровню управления производством
|
Тема 2.2
Анализ производства и реализации продукции
| Содержание учебного материала
| 14/10
|
|
Оценка производства и реализации продукции. Задачи и информационное обеспечение анализа. Анализ выполнения плана, динамики производства и реализации продукции. Анализ ассортимента и структуры продукции. Анализ качества и конкурентоспособности продукции. Анализ комплектности и ритмичности работы организации. Анализ факторов и резервов увеличения выпуска и реализации продукции. Особенности анализа оборота розничной и оптовой торговли.
|
4
4
2
4
2
1
2
|
2
3
3
3
|
Практические задания:
- Проведение анализа производства и реализации продукции. Анализ факторов изменения объема реализации продукции;
- Анализ равномерности производства продукции и оценка качества продукции;
- Анализ выполнения плана по ассортименту и выявлению резервов увеличения выпуска продукции.
|
Самостоятельная работа:
- Оценить конкурентоспособность продукции (1-2 наименования);
- Самостоятельная работа с электронными носителями лекции по дисциплине, журналами, гарантом;
- Решение сквозной задачи:
Дать оценку динамики оборота розничной торговли по общему объему и ассортименту (II-вариант – обороту оптовой торговли).
|
Тема 2.3
Анализ использования материальных ресурсов
| Содержание учебного материала
| 8/6
|
|
Оценка материальных ресурсов. Значение, задачи и источники информации анализа материальных ресурсов. Структура и общая характеристика материальных ресурсов организации. Анализ обеспеченности организации материальными ресурсами. Анализ использования материальных ресурсов. Анализ прибыли на рубль материальных затрат.
|
2
4
2
1
2
2
|
2
3
3
|
Практические задания:
- Расчет показателей эффективности использования материальных ресурсов и их оценка;
- Расчет влияния материальных затрат и материалоемкости продукции на изменение объема продукции способом цепных подстановок.
|
Самостоятельная работа:
- Рассчитать влияние использования сырья на выпуск продукции;
- Самостоятельная работа с электронными носителями лекции по дисциплине, журналами;
- Решение сквозной задачи:
Дать оценку состояния товарных запасов и товарооборачиваемости, поступления товаров розничной (оптовой) организации.
|
Тема 2.4
Анализ использования трудовых ресурсов и фонда заработной платы
| Содержание учебного материала
| 12/10
|
|
Оценка трудовых ресурсов. Значение, задачи и информационное обеспечение анализа трудовых ресурсов. Анализ обеспеченности организации трудовыми ресурсами. Анализ использования фонда рабочего времени. Анализ производительности труда и факторов влияющих на её изменение. Анализ трудоемкости продукции.
|
2
2
4
2
2
2
1
2
|
2
3
3
3
3
|
Практические задания:
- Оценка обеспеченности организации трудовыми ресурсами;
- Расчет показателей производительности труда и факторов, влияющих на их изменение;
- Оценка полноты использования фонда рабочего времени;
- Оценка влияния трудовых факторов на изменение выпуска продукции методом абсолютных разниц или интегральным.
|
Самостоятельная работа:
- Установить влияние на изменение рентабельности персонала: рентабельности продаж, оборачиваемости капитала, капиталовооруженности;
- разработать мероприятия по повышению производительности труда;
- Решение сквозной задачи:
Дать оценку показателей по труду розничной (оптовой) организации.
|
Тема 2.5
Анализ состояния и использования основных средств
| Содержание учебного материала
| 8/6
|
|
Оценка состояния использования основных средств. Значение и задачи анализа основных средств. Система показателей состояния, движения и эффективности использования основных фондов, их анализ. Анализ использования технологического оборудования и производственной мощности. Анализ резервов увеличения выпуска продукции и фондоотдачи.
|
2
2
4
1
2
3
|
2
3
3
|
Практические задания:
- Анализ движения и состояния основных фондов;
- Расчет показателей эффективности использования основных фондов и выявления факторов, влияющих на их изменение.
|
Самостоятельная работа:
- Рассчитать относительную экономию основных средств (фондов);
- Самостоятельная работа с электронными версиями лекций, журналами, гарантом;
- Решение сквозной задачи:
Расчет и анализ показателей состояния, движения и эффективности использования розничных (оптовых) организаций.
|
Тема 2.6
Анализ затрат на производство
| Содержание учебного материала
| 18/14
|
|
Оценка затрат на производство.
Цель, задачи, информационное обеспечение и этапы анализа затрат на производство. Оценка степени выполнение плана и динамики показателей себестоимости. Анализ себестоимости продукции по экономическим элементам и статьям. Анализ затрат на рубль товарной продукции. Факторный анализ себестоимости продукции. Особенности анализа расходов на продажу в розничной и оптовой торговле. Резервы сокращенных затрат на производство и реализацию продукции.
|
4
2
2
4
2
2
2
2
2
1
2
|
2
3
3
3
3
3
3
|
Практические задания:
- Изучить структуру и динамику затрат на производство и реализацию продукции;
- Изучить влияние факторов, влияющих на изменение уровня затрат на рубль продукции;
- Изучить себестоимость отдельных видов изделий;
- Способом цепных подстановок рассчитать влияние факторов на экономию (перерасход) фонда оплаты труда;
- Анализ использования рабочего времени;
- Расчет показателей, необходимых для установления связи производительности труда и размеров оплаты труда.
|
Самостоятельная работа:
- Ознакомиться с формами оплаты труда в организации, с порядком формирования фонда оплаты труда;
- Выявить соблюдаются ли нормы расходов сырья, есть ли отходы производства, потери от брака;
- Подсчитать потери от брака, включаемые в себестоимость продукции;
- Решить сквозную задачу:
Изучить расходы на продажу розничной (оптовой) торговой организации.
|
Тема 2.7
Анализ финансовых результатов деятельности организации
| Содержание учебного материала
| 12/8
|
|
Оценка финансовых результатов.
Цели, задачи и источники анализа финансовых результатов, анализ состава и динамики прибыли до налогообложения. Факторный анализ прибыли от продаж. Резервы роста прибыли. Анализ показателей рентабельности.
|
4
2
2
2
2
2
2
|
2
3
3
3
|
Практические задания:
- Оценка финансовых результатов;
- Анализ прибыли от продаж, расчет влияния факторов на изменение прибыли от продаж;
- Расчет влияния факторов на изменение уровня рентабельности способом цепных подстановок.
|
Самостоятельная работа:
- Построить график безубыточности;
- Самостоятельная работа с электронными версиями лекций;
- Решение сквозной задачи:
Оценка валового дохода и прибыли торговой организации.
|
Тема 2.8
Анализ деловой активности организации
| Содержание учебного материала
| 8/6
|
|
Оценка деловой активности организации
Значение и цели анализа деловой активности организации. Расчет показателей оборачиваемости. Расчет показателей рентабельности.
|
2
2
2
2
2
2
|
2
3
3
3
|
Практические задания:
- оценка динамики показателей деловой активности
- Исследование основных факторов, обуславливающих изменение показателей деловой активности.
- обобщение результатов анализа, разработка мероприятий по вовлечению в оборот выявленных резервов
|
Самостоятельная работа:
- Изучить динамику показателей деловой активности торговых организаций (решение сквозной задачи);
- Самостоятельная работа с электронными версиями лекций, журналами, гарантом.
|
Всего: 100/50
|
|
условия реализации программы дисциплины