Раздел №2. Методы экономических исследований
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» Волгодонский инженерно-технический институт–филиал НИЯУ МИФИ
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ по дисциплине «МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В ЭКОНОМИКЕ» (наименование дисциплины)
направление подготовки (специальности): «МЕНЕДЖМЕНТ» (код) (направление подготовки (специальность)) Профиль подготовки: «Производственный менеджмент»
Форма обучения: заочная (очная, заочная)
Составитель: к.п.н., доцент Н.Ф. Привалова
Волгодонск 2014 Раздел №1. Теоретические и методологические основы исследования в экономике Задание 1. На сайте http://www.creativeconomy.ru в журнале «Российское предпринимательство», «Креативная экономика» изучите публикации за последние два года. Осуществите анализ тематики и определите основные направления исследований экономической жизни. Выберите материалы исследований, в которых представлены наиболее интересные, с вашей точки зрения, результаты. Подготовьте краткое сообщение на семинар.
Задание 2.
На сайте http:/www.economicus.ru ознакомьтесь с информацией о российских и зарубежных исследовательских центрах и тематикой диссертационных исследований в области экономики. Зафиксируйте материалы поиска. Подготовьте информационное сообщение по материалам поиска.
Задание 3. Определите следующие понятия: - Экономическая наука - Экономический подход - Философия экономики - Методы экономических исследований - Homo oeconomicus - Экономическая антропология - Экономическая реальность - Экономический фактор - Позитивная экономическая наука - Нормативная экономическая наука
Задание 4. Подумайте и выскажите свою точку зрения. Аргументируйте свои суждения. - Каким образом, на ваш взгляд, можно распространить экономический подход на смежные области социального знания: социологию, психологию, культурологию, гендерные исследования и т.п.? Приведите примеры плодотворного использования экономического подхода в других науках. - Каким образом модель «экономического человека» может быть соотнесена с моделями человека в других науках – «социологическим человеком», «историческим человеком» и т.д.? - К каким последствиям, по вашему мнению, может приводить неправильная интерпретация экономических фактов? Как это может сказаться на выводах исследователя? Могут ли эти выводы даже в таком случае оказаться истинными или нет?
Задание 5. Изучите главу 3 «Структура научного знания» в учебном пособии: Лешкевич Т.Г.Философия науки: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 272 с. На основе изученного материала определите: - Подходы к классификации наук. - Особенности эмпирического и теоретического уровней научного знания. - Критерии науки. - Сущность методологии как общей теории метода. - В чем заключается сходство и основные различия теории и метода. - Каковы уровни методологического знания и их основные характеристики. - Выделите философские и общенаучные методы исследования. Дайте им характеристику. - Какова роль и функции философии в научном познании.
Задание 6.
Проанализируйте два – три автореферата на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Выделите обозначенные автором методологические и теоретические основы исследования.
Раздел №2. Методы экономических исследований Задание 1. Изучите авторефераты диссертаций по экономическим специальностям. По результатам изучения авторефератов заполните таблицу:
Определите, в какой парадигме выполнено исследование. Назовите критерии, которые позволили вам это определить. Аргументируйте ваше заключение.
Задание 2.
1. Изучите автореферат диссертации по экономическим специальностям. Проанализируйте адекватность методов и методик исследования выделенной проблеме, объекту, предмету и цели и задачам исследования? 2. Выявите соотношение между проблемой, целью, гипотезой и основными научными результатами исследования. 3. Решена ли, с вашей точки зрения, выдвинутая научная проблема? Доказана или опровергнута гипотеза? Обоснуйте свои выводы.
Задание 3. Определите следующие понятия: - Эмпирический опыт - Экономическое описание - Научное описание - Экономическое анкетирование - Экономическое интервьюирование - Экономическое объяснение - Математический эксперимент - Междисциплинарный экономический эксперимент - Экономическая интерпретация - Экспериментальная экономика - Экономическое измерение - Экономическая информация - Экономический опрос - Квалиметрия
Задание 4.
Подумайте и выскажите свою точку зрения. Аргументируйте свои суждения. - Как, на ваш взгляд, научиться максимально эффективно использовать в экономическом наблюдении анкетирование, интервьюирование и контент-анализ? В каких сферах экономической науки их лучше всего применять? - Какое значение, по вашему мнению, имеет мысленный эксперимент в экономическом исследовании? В каких ситуациях его использование будет в наибольшей степени плодотворным? - Насколько распространен, на ваш взгляд, в современных средствах массовой информации (включая, разумеется, и телевидение) метод экономической софистики, т.е. логическое жонглирование и умышленный логический обман с использованием тех или иных выводов экономической науки?
Задание 5. Для разработки научно-исследовательского проекта 1.Проведите процедуру планирования по следующей теме научно-исследовательского проекта: «Оптимизация работы городского пассажирского транспорта». Оформите план в виде таблицы.
2.Какие дополнительные сведения необходимо принимать во внимание при разработке такого рода планов.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ![]() ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (797)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |