· прочитанные произведения по программе курса литературы и внепрограммные произведения,
· тексты одного блока,
· другие тексты из открытого банка заданий сайта ФИПИ, соответствующие теме сочинения.
Приводя пример из текста экзаменационного варианта КИМ (первый аргумент), ученик может написать: В тексте NN …
При использовании стороннего текста (второй аргумент) следует указывать автора и название произведения.
Варианты указания авторства: В романе Льва Николаевича Толстого…; В романе Льва Толстого…; В романе Л. Н. Толстого…; В романе Л. Толстого…
Если ученик затрудняется в определении жанра произведения, то можно написать: В произведении NN «SS» …
Использование выражения В книге NN «SS» … возможно для крупных произведений, так как для произведений малых и средних форм (рассказ, очерк, повесть и др.) книгой может быть сборник.
Начало 3-го абзаца может быть таким: В качестве второго аргумента хочу привести пример из книги (рассказа, повести т.п.) NN «SS».
Произведение
Аргумент
Алексин А. Г.
Поздний ребёнок
6.1
В повести А. Алексина «Поздний ребёнок» главной ценностью родителей героя-рассказчика является он сам, их поздний ребёнок, которого ждали 16 лет. Он стал для них «драгоценным подарком», и отношение к этому «подарку» трепетное и восхищённое. Любовь и внимание родителей к сыну безмерно, они гордятся им и хвалят за любую малость. Но такое положение в семье тяготит мальчика и кажется ему несправедливым.
Клеандрова И. А.
Кукольный рай
6.2
Современная писательница И. Клеандрова в рассказе «Кукольный рай» показывает, что у девочек, друживших с детства, сформированы разные жизненные ценности. Для Софьи и Лены главным было внимание окружающих, которое они стремились вызвать своим гламурным видом и стильными нарядами. Для них важнее «табун поклонников», чем учёба в университете. Однако именно отличница Катя с неказистым внешним видом, но чутким и добрым сердцем становится любимой куклой девочки Маши во сне, который увидела Соня.
Романов П. С.
Яблоневый цвет
6.3
Бескорыстие и жажда наживы как жизненные ценности противопоставлены в рассказе П.С. Романова «Яблоневый цвет». Постоялец Трифон Петрович завоевал расположение хозяйки своей отзывчивостью, готовностью помочь, верой в людей. Поликарповна вначале тоже осуждала тех, кто думает только о собственной выгоде, но под влиянием соседки поддалась всеобщему настрою жажды наживы. Она готова отказать Трифону Петровичу и взять нового постояльца за высокую плату. Для неё материальные ценности оказались важнее.
Токарева В. С.
Ничего особенного
6.4
Современная писательница В. Токарева в повести «Ничего особенного» убеждает читателей: в формировании у детей жизненных принципов велика роль родителей, важно «не пропустить возможных осложнений». Отец Оксаны Корольковой с горечью осознаёт, что они с женой вырастили «законченную эгоистку», которая не считается с мнением семьи, для неё важнее собственные интересы и оценка друзей, она капризна и груба с матерью.
Алексин А. Г.
А тем временем где-то…
6.5
В повести А. Алексина «А тем временем где-то…» показано, что у членов одной семьи могут быть сформированы разные жизненные ценности. Родители героя-рассказчика – люди деятельные, энергичные, «правильные», потому что любят порядок во всём. Они безуспешно пытаются воздействовать на бабушку с внуком, у которых другие жизненные ориентиры. Старая с малым не только похожи внешне, но и одинаково относятся к жизни, стремясь жить интересно и увлекательно.
Шахназаров К. Г.
Курьер
6.6
Каковы жизненные ценности молодёжи? Об этом рассуждают «солидные» гости в киноповести К. Шахназарова «Курьер». По их мнению, молодые люди избалованы лёгкой жизнью, противоречат взрослым, не читают книг, предпочитая им «какой-то визг» из магнитофона. Катя, дочка хозяина, угрюмо слушавшая эти рассуждения, бросает вызов родителям и гостям. Она пытается объяснить им, что молодёжь имеет право на свои вкусы, даже если они отличаются от пристрастий представителей старшего поколения.
Муравьёва И. Л.
Первый Тружеников
6.7
Любовь к внучке, забота о ней – этими жизненными ценностями руководствуется дед героини-рассказчицы из очерка И. Муравьёвой «Первый Тружеников». Ради её спокойствия он готов три часа сидеть зимой на лавочке, изредка вставая, чтобы попрыгать, и растирая побелевшие щёки.
Владимир Мономах
Поучение
Основы морали утверждаются уже в литературе Древней Руси. Высокие представления об этических ценностях даны в «Поучении» Владимира Мономаха. Нравственные заветы о любви к ближнему, милосердии, жертвенности имеют непреходящее значение и ценны по сей день. Они заставляют нас задумываться о взаимоотношениях между людьми, совершенствовать свои нравственные принципы.
Фонвизин Д. И.
Недоросль
Главный герой комедии Д.И. Фонвизина Митрофан не получил от родителей должного воспитания. Среди его жизненных ценностей отсутствуют такие, как стремление к труду и учению, почитание родителей, уважительное отношение к старшим. Слишком поздно господа Простаковы увидели «достойные плоды» своего воспитания: их сын вырос тунеядцем и паразитом, платящим родителям грубостью и неблагодарностью.
Пушкин А. С.
Капитанская дочка
Жизненные ценности семьи Гриневых из повести А. Пушкина «Капитанская дочка» – доброта, честность, любовь и милосердие. Андрей Петрович Гринев является примером для сына. Он не терпит праздности, гордится тем, что никто в его роду не поступился своей совестью, и наставляет сына, отправляя его на службу: «…Береги платье снову, а честь смолоду». Петруша Гринев хорошо усвоил урок отца, нигде не отступает от чести по малодушию или по страху.
Лермонтов М. Ю.
Мцыри
Жизненные ценности главного героя поэмы М. Лермонтова «Мцыри» становятся понятными нам из его исповеди. Он отвергает жизнь в кротости и смирении, тишине и покое. Юноша с пламенным сердцем тоскует по человеческим страстям, мечтает о родине, о свободной жизни, полной тревог и борьбы.
Гоголь Н. В.
Тарас Бульба
Разными оказались жизненные ценности у братьев из повести Н. Гоголя «Тарас Бульба». Выросшие и воспитанные в одинаковых условиях, они выбрали разные приоритеты. Для Андрия важнее всего становится любовь, ради неё он идёт на предательство. Для Остапа же товарищи, отец, Отчизна - самое дорогое. Он считает, что защищать Родину – это его долг, поэтому для него нет иных ценностей в жизни.
Салтыков-Щедрин М. Е.
Премудрый пескарь
Единственную ценность признаёт герой сказки М. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь» – свою собственную жизнь. Он живет по тщательно разработанному плану, подчинённому заботе о самосохранении. Пескарь не может завести семью, друзей, так как все силы уходят у него на борьбу за выживание. Ни отдыха, ни любви – ничего не позволяет он себе. Вся его биография сводится к формуле: «Жил – дрожал и умирал – дрожал». Бессмысленная жизнь пескаря помогает нам понять, что надо жить так, чтобы давать тепло другим людям. В этом заключается великий смысл нашего пребывания земле.
Солженицын А. И.
Матрёнин двор
Бескорыстие – одна из жизненных ценностей главной героини рассказа А. Солженицына «Матрёнин двор». Матрёна – это воплощение истинной народной нравственности, на которой весь мир держится. Она устраивала свою жизнь трудом, честностью, добротой и терпением. По-народному мудрая, рассудительная, умеющая ценить добро и красоту, Матрёна сумела противостоять злу и насилию, сохранив свой «двор», свой мир, особый мир праведников.
А. де Сент-Экзюпери
Маленький принц
В философской сказке «Маленький принц» А. де Сент-Экзюпери утверждает истинные ценности человеческого бытия. Он подводит читателя к мысли, в которой заложена великая мудрость, данная человеку: мы должны научиться заботиться о тех, кто рядом, жить в гармонии и слушать свое сердце. Ответственность – одна из важных ценностей человека. Ответственность за себя, за близкого человека, за порученное дело, за свою планету.
Драгунский В. Ю.
Друг детства
Светлые воспоминания, связанное с игрушкой, сохранил в себе герой рассказа В. Драгун-ского «Друг детства». Когда-то за «здоровущего плюшевого мишку» он готов был жизнь отдать и теперь не может отрабатывать на нём силу боксёрского удара. Доброта, верность дружбе, неспособность к предательству – эти жизненные ценности составляют внутренний мир героя-рассказчика.
Куклин Л. В.
Марки
В рассказе Л. Куклина «Марки» отец и сын становятся заядлыми коллекционерами, потому что марки позволяли им чувствовать себя первооткрывателями разных стран. Но сын «щедро подарил» альбом парализованному мальчику. Этим поступком он показал, что среди его жизненных ценностей главными являются доброта и сострадание.
Павлова О.
Черёмуховый дед
В рассказе О. Павловой «Черёмуховый дед» показана роль наставника в формировании жизненных ценностей подростков. Старый человек, прозванный «черёмуховым дедом», сформировал у дворовых футболистов честность, бесстрашие, дисциплинированность, что позволило им стать самой дружной командой района.
Астафьев В. П.
Наклёпки
Практический урок формирования жизненных ценностей показан в рассказе В. Астафьева «Наклёпки». Решив отучить племянника от лесного хулиганства, чтобы не получился из него «лихой браконьер-хапуга», дядя нарочно подсказал ему, что молодые рябчики прячутся у пихты. Искусанный дикими пчёлами, парень не обиделся, а усвоил важный урок: «не жадничай, не подличай в лесу».
Астафьев В. П.
Земляника
Добротой, состраданием, готовностью прийти на помощь – этими жизненными ценностями руководствуются герои рассказа В. Астафьева «Земляника». Иван Павлович, рискуя жизнью, спас пассажира, упавшего между вагонами. Ваня с Нюрой, набрав в лесу земляники, пришли к Соломину в больницу. Они угостили не только его, но и других больных в палате, принеся им частичку лета.
Горин Г. И.
Ёжик
У отца и сына из рассказа Г. Горина «Ёжик» разное представление о жизненных ценностях. Ребёнок переполнен восторгом, потому что ему удалось обменять лотерейный билет на симпатичного и курносого ёжика, о котором он давно мечтал. Папа приходит в негодование от поступка сына: ведь пропала возможность выиграть холодильник. Он кричит на Славика, обзывает его друга уголовником, срываясь, лезет на карниз второго этажа за бумажным голубем из билета. Дети преподают взрослому человеку урок: не в вещах счастье.