Периодизация круглогодичной тренировки в футболе
Текущий план тренировки составляется на I год в полном соответствии с перспективным планом и является его частью. При составлении плана тренировки и в процессе его реализации руководствуются основными принципами спортивной тренировки и управления ее процессам. Тренировка в футбольных командах проводится круглогодично и имеет циклический характер. Годовой цикл тренировки разбивается на три периода: подготовительный, соревновательный и переходный[1]. Подготовительный период охватывает отрезок времена от начала возобновления занятий и состязаний в каждом новом годовом цикле до первого планового состязания. Соревновательный период включает в себя отрезок времени от первого до последнего планового состязания. Переходный период длится с момента скончания плановых состязаний до возобновления занятий и состязаний в новом годовом цикле. Подготовительный и соревновательные периоды делятся на отдельные этапы, имеющие свои задачи и специфические средства, динамику спортивных нагрузок и режим подготовки. На каждом этапе осуществляется физическая, функциональная, психологическая подготовка к последующему этапу. Поэтапная подготовка создает благоприятные условия для достижения высокого уровня тренированности[6]. В подготовительном периоде совершенствуются технические и тактические навыки футболистов, физическая и волевая подготовка игроков. Началу занятий предшествуют тщательные медицинские осмотры. Подготовительный период делится на два этапа - общеподготовительной и специальной подготовки. На общеподготовительном этапе главное внимание сосредоточивается на разносторонней общей физической подготовке футболистов. Основные формы тренировки на этом этапе - специальные групповые и индивидуальные занятия различной направленности при сочетании физической подготовки с технической и тактической. Наибольшее место в занятиях отводится упражнениям, развивающим силу, выносливость, ловкость[1]. В результате выполнения большого объема работы на этом этапе обеспечиваются положительные сдвиги во всех системах организма. Упражнения на развитие скорости, в частности повторный бег, выполняются в небольших дозировках. Больше места отводится переменному бегу, что вызывается необходимостью постепенно втягиваться в работу с предельными усилиями. Упражнения по тактике также пока еще занимают небольшое место в занятиях. Занятия планируются как в спортивных залах, таки на воздухе. В зале занятия проводятся преимущественно по физической подготовке[9]. При проведении занятий на заснеженном грунте подбираются упражнения, выполняемые в движении (например, эстафеты, игры и игровые упражнения). Если имеется площадка с хорошо укатанным снежным покровом, то проводятся двусторонние тренировки и товарищеские игры. В занятиях по тактике на снегу в основном используются двусторонние учебные игры, а также упражнения, обеспечивающие непрерывное движение футболистов: передачи мяча на бегу между двумя-тремя игроками; игры и игровые упражнения («трое или четверо против пятерых», «нападение против защиты», «борьба за мяч», «пятеро против пятерых», «шестеро против шестерых» и т. д.). На начальном этапе не рекомендуется слишком рано начинать товарищеские игры и чрезмерно увлекаться их проведением[11]. К концу общеподготовительного этапа завершается всесторонняя подготовка футболистов к календарным состязаниям. Особое внимание уделяется полному восстановлению необходимых технических навыков и тактических действий, освоению принятых командой систем игры. Значительно увеличивается объем специальной физической подготовки. Помимо упражнений в технике и тактике, которые выполняются в большом объеме, шире используют также упражнения на развитие быстроты. Часто выполняются упражнения, развивающие специальную выносливость. По мере роста мастерства упражнения для совершенствования техники и тактики даются сопряженно[15]. На этапе специальной подготовки осуществляется непосредственная подготовка к официальным соревнованиям. Специальная физическая подготовка, и в частности скоростно-силовая, занимает ведущее место в тренировках на этом этапе. Немало времени отводится адаптации двигательных навыков к усложненным и игровым условиям, возрастает интенсивность выполняемых упражнений. На фоне расширяющейся функциональной подготовки получает дальнейшее развитие спортивная форма футболистов. По сравнению с общеподготовительным этапом тренировки уменьшается количество упражнений на развитие ловкости. Они даются преимущественно в виде различного рода прыжков, игр и игровых упражнений. Выполняются контрольные тесты, которыми как бы подводится итог учебно-тренировочной работы за подготовительный период[2]. В соревновательном периоде главное место занимают выступления в календарных состязаниях и подготовка к ним. Однако занятия по совершенствованию физической, технической и тактической подготовки ведутся в большом объеме. В соревновательном периоде создаются необходимые условия для достижения и сохранения спортивной формы, для наивысшей работоспособности в каждой календарной игре[3]. Формами тренировки являются специальные групповые и индивидуальные занятия по физической подготовке, групповые и индивидуальные занятия по технике и тактике, двусторонние и товарищеские игры, календарные игры. Систематически проводятся контрольные испытания. Наибольшее место в соревновательном периоде отводится упражнениям по технике и тактике и специальной физической подготовке. Значительно возрастает работа по развитию у футболистов быстроты. Основное место здесь отводится повторному бегу[5]. Во второй половине соревновательного периода удельный вес упражнений, рассчитанных на развитие быстроты, постепенно снижается, а достигнутая быстрота поддерживается и совершенствуется в играх, игровых упражнениях и состязаниях. То же относится к упражнениям на развитие выносливости и ловкости. упражнениям на развитие силы во второй половине соревновательного периода также отводится несколько меньше места. Основными средствами тренировки в соревновательном периоде являются упражнения специальной физической подготовки, упражнения в технике владения мячом, тактические упражнения, двусторонние, товарищеские и календарные состязания[1]. Важную роль в соревновательном периоде играет регуляция процесса восстановления. В начале периода и в конце его проводятся контрольные тесть. Данные этик испытаний позволяют судить о сдвигах, происшедших в подготовке футболистов под влиянием тренировки. Для этой же цели дважды в соревновательном периоде проводятся медицинские осмотры футболистов[4]. Занятия по технике и тактике на всех этапах преследуют цель повышения стабильности выполнения и вариативности технических и тактических приемов игры. При совершенствовании в технике владения мячом обращается внимание на скорость полета мяча и точность попадания в цель, а также на безукоризненное выполнение остановок, ведения и отбора мяча, на разнообразие финтов, на дальность и точность вбрасывания мяча. При этом предпочтение отдается упражнениям, подготавливающим футболистов к выполнению технических приемов на большой скорости, в более трудных условиях и с сопротивлением (например, обводке соперника с последующим ударом по воротам, приему мяча с последующим ударом с ходу). Широко используются игровые упражнения и специально подобранные игры, приближающиеся к соревновательным условиям, например «четверо против двоих», «трое против одного», «волейбол головами» и т. д. Кроме того, проводятся двусторонние матчи с акцентом на выполнение отдельными игроками заданных технических приемов, а также товарищеские соревнования[5]. Тренеры должны находить новые, совершенные средства и методы тренировки по технике игры. Нужно разучивать новые приемы и их сочетания. В соревновательном периоде совершенствуются принятые командой тактические варианты ведения атаки, построение обороны и взаимодействия линий и звеньев при переходах команды от нападения к обороне и от обороны к нападению[7]. Для совершенствования в тактике используют всевозможные игровые упражнения и игры: «партия на партию», «борьба за мяч», нападение против защиты» и т. п. Выполняют такие упражнения, которые способствуют выработке у футболистов точных и своевременных передач, навыков в «открывании» и «закрывании», отборе мяча, а непрерывном маневрировании, взаимопомощи, проявлении творчества и инициативы в игре. Разучивают новые тактические комбинации между игроками смежных линий и звеньев, а также различные способы выполнения начального, штрафного, свободного, углового ударов, удара от ворот и вбрасывания мяча из-за боковой линии. Наигрываются тактические системы игры в связи с предстоящими календарными соревнованиями. Интенсивность нагрузок достигает наивысшего уровня[9]. В переходном периоде осуществляется переход от спортивной деятельности большого объема и интенсивности к менее интенсивным и объемным нагрузкам. Однако в связи с постепенным переходом на круглогодичную систему соревнований активные занятия физическими упражнениями не прекращаются. Это позволяет избежать резкого снижения спортивной формы. На первом этапе переходного периода до начала отдыха выполняются главным образом комплексные занятия. Упражнения, рассчитанные преимущественно на развитие быстроты, выносливости, силы, ловкости, занимают в занятиях незначительное место. Продолжаются двусторонние игры и товарищеские состязания. Длительность занятий, их интенсивность, а также трудность состязаний постепенно снижаются[10]. В переходном периоде игроки самостоятельно занимаются различными физическими упражнениями по совету тренера и врача. К концу периода рекомендуется активизировать самостоятельные занятия по физической подготовке с таким расчетом, чтобы сократить время на вхождение в спортивную форму очередного годового цикла тренировки. Объем и интенсивность нагрузок в годовом цикле тренировки футболистов - величины непостоянные и изменяются неравномерно. Кривая изменений объема спортивных нагрузок у футболистов прослеживается по данным изменений числа занятий и состязаний, их длительности, а кривая интенсивности - по величине нагрузок (большая, средняя, малая) [2]. В начале годового цикла (подготовительный период) объем нагрузок постепенно увеличивается, затем как бы стабилизируется, после чего все время уменьшается. И так вплоть до начала переходного периода. Интенсивность нагрузок неизменно возрастает с начала занятий почти на всем протяжении годового цикла и лишь резко падает в завершающей фазе соревновательного периода. Своей наивысшей точки интенсивность занятий достигает где-то в начале второй половины соревновательного периода. Затем, учитывая накапливающееся утомление футболистов, интенсивность занятий постепенно уменьшают. При этом чрезвычайно важно давать футболистам периодические разгрузки. Состязания и их число планируют в соответствии с календарными планами соревнований, при этом учитывают сроки их проведения и трудность[5]. Товарищеские состязания по степени трудности планируются: в подготовительном периоде - с учетом постепенного нарастания значимости состязаний; в соревновательном - в зависимости от состояния тренированности футболистов; в переходном - с учетом постепенного снижения значимости состязаний. Все состязания распределяют в годовом цикле по месяцам. Отдых планируют в зависимости от числа и трудности состязаний, объема и интенсивности занятий и степени подготовленности футболистов. Для определения сдвигов в физической, технической и тактической подготовке футболистов необходимо проводить контрольные испытания (тестирование) и медицинские осмотры[1]. После того как будут спланированы дни состязаний и отдыха, дни контрольных испытаний (тестирования) и медицинских осмотров, все оставшиеся дни распределяют для занятий различной длительности и интенсивности. По интенсивности занятия делятся на занятия с большой, средней и малой нагрузками. При отнесении занятий к степени интенсивности руководствуются: а) характером и длительностью упражнений; б) длительностью интервалов отдыха между упражнениями и его характером (пассивный, активный); в) длительностью занятий и отдыха после предшествовавших занятий и состязаний; г) индивидуальными особенностями футболистов; д) условиями окружающей среды; е) направленностью и величиной занятий; ж) быстротой протекания процессов восстановления после выполнения упражнений[12]. Планирование учебно-тренировочного процесса на этапе предварительной базовой подготовки. Физическая подготовка. Достижение высоких спортивных результатов невозможно без всесторонней физической подготовки, на которой строится техническое и тактическое мастерство футболиста. Всесторонняя физическая подготовка способствует совершенствованию как отдельных органов и систем, так и всего организма. Она делится на общую и специальную. Общая физическая подготовка предусматривает прежде всего развитие основных качеств двигательной деятельности юного футболиста (силы, быстроты, ловкости и выносливости), специальная - развитие специальных физических качеств футболиста (координации движений, быстроты двигательной реакции, прыгучести и др.) [3]. Задачи общего физического развития юного футболиста решаются также в процессе систематических занятий другими видами спорта. Например, занятия гимнастикой и акробатикой способствуют развитию быстроты двигательной реакции, координации движений, силы и ловкости; занятия легкой атлетикой обеспечивают развитие выносливости, быстроты и прыгучести. Спортивные и подвижные игры развивают быстроту, скоростную выносливость, общую выносливость, ориентировку в пространстве. Занятия коньками и лыжами способствуют развитию координации движений, силы мышц ног, спины, закаливают организм. Использование других видов спорта в тренировке футболиста как средств всесторонней физической подготовки правильным будет лишь в том случае, если занимающиеся владеют минимумом технических и тактических приемов этих видов спорта[12]. По мнению некоторых специалистов, тренер должен разрешать мальчикам тренироваться в трех секциях, и в первую очередь в легкоатлетической. Подобный подход к тренировочному процессу имеет место во многих видах спорта. Следовательно, высокое мастерство игроков достигается не только специальными методами тренировки. Однако общая физическая подготовка должна отражать особенности спортивной специализации[10]. Задачи специальной физической подготовки решаются только на базе общей, достаточно высокой физической подготовленности футболистов. Ранняя, форсированная специальная физическая подготовка не только не ускоряет рост спортивных результатов, но может привести к различным травмам и повредить здоровью юного футболиста. В работе с футболистами 12-14 лет большое внимание следует уделять воспитанию умения выбрать тот или иной технический прием, для чего необходимо практиковать индивидуальные занятия по технике по планам, разрабатываемым тренером. Не следует спешить с выбором игрового амплуа для футболистов. Этим нужно заниматься в конце основного этапа, да и то в разумных дозах довольно обширный арсенал приобретенных двигательных навыков, а также психологические особенности подростков вынуждают их копировать ведущих мастеров. Тренеру нужно объяснить своему ученику, что слепое подражание ни к чему хорошему не приведет, что у юного футболиста еще недостаточна физическая подготовка, для того чтобы сравняться с опытным мастером[11]. Как можно чаще в разминке и основной части урока следует применять различные игры с элементами футбола, что увеличит частоту выполнения технических приемов в игровых условиях. Футбольные игры проводятся командами 3Х3 - 11Х11. При обучении юных футболистов технике игры и совершенствовании в ней необходимо применять в основном целостный метод разучивания. Расчлененный же метод применяется гораздо реже (например, при обучении сложным техническим приемам: удару по мячу через себя в падении, удару по мячу головой в горизонтальном полете и т, д.). При обучении техническим приемам тренеру необходимо помнить следующее: 1) демонстрировать какой-либо прием нужно как можно четче в несколько раз. Объяснение при показе должно быть кратким и понятным; при этом нужно обращать внимание занимающихся на тот элемент движения, при выполнении которого они делают больше всего ошибок; 2) следует начинать с разучивания приема в целом, по ходу исправляя отдельные детали. При необходимости нужно давать подводящие упражнения, которые наиболее эффективны перед непосредственным разучиванием технического приема; 3) при повторении следует разнообразить упражнения, чтобы у ребят не пропал интерес и не утратилось внимание к занятиям. Ни одно упражнение не должно выполняться небрежно. Это может повлечь за собой несобранность в игре. Последовательность выполнения технического приема должна быть такой: на месте, в движении (с пассивным, а затем активным сопротивлением), в игровых условиях; 4) выполнение технического приема на оценку нужно проводить в процессе обучения, причем оценка должна быть объективной. Надо поощрять соревнования не только среди занимающихся всей группы, но и между двумя-тремя отдельными футболистами. Наибольший эффект дают соревнования, при которых ребята считают, что инициатива исходит от них самих. В таком случае соревнования становятся еще эмоциональнее, а подготовка к ним нередко проходит и во внеучебное время[15]. Содержание игровых упражнений должно варьироваться в зависимости от подготовленности занимающихся. Футбольные игры рекомендуется проводить с заданием, которое должно предусматривать частое применение изучаемого технического приема. Например, на занятии изучался удар внутренней стороной стопы - в игре возможно следующее задание: все передачи производить только ударом внутренней стороной стопы, мяч считается забитым только ударом внутренней стороной стопы. Аналогичное задание юным футболистам можно дать и в других играх. Например, перед этим занимающиеся отрабатывали удар головой в различных ситуациях и различными способами. При проведении игры в ручной мяч без вратарей мяч считается забитым только ударом головой после передачи или все передачи мяча производятся только ударом головой. Заданиями такого рода увеличивают как частоту повторений, так и частоту применения технических приемов в игровых условиях[2]. Тактическая подготовка. На втором этапе обучения, когда возросла техническая подготовленность занимающихся и они освоили основные индивидуальные и групповые тактические действия, следует переходить к командной тактике. Одновременно продолжается обучение индивидуальным тактическим действиям с учетом склонностей, желаний и возможностей каждого занимающегося. Тренер внимательно изучает особенности каждого ученика, его положительные качества и на основе этого дает ему игровые задания. Кроме специальных занятий по теории, рекомендуется просматривать игры и практические занятия старших групп, а также команд мастеров. Каждое теоретическое занятие должно иметь конкретные цели и задачи. Все изучаемое в теории закрепляется в последующих практических занятиях[4].
ВЫВОДЫ Подготовка юных футболистов имеет свои специфические черты, которые необходимо учитывать, чтобы правильно построить учебно-тренировочную работу в детском и юношеском спортивном коллективе. Овладеть многообразной техникой футбола за короткий промежуток времени практически невозможно. Только в результате разумного перспективного планирования обучения и тренировки юных футболистов можно решить задачу подготовки, обладающих высокой техникой. Основной целью подготовки юных футболистов является постепенное подведение их к спортивному мастерству в наиболее благоприятном для этого возрасте. Однако задачи детского и юношеского футбола не исчерпываются подготовкой разрядников и мастеров. Они значительно шире и включают в себя решение вопроса о гармоническом физическом и умственном развитии детей и юношей, укреплении их здоровья и повышение устойчивости организма к различным неблагоприятным воздействиям внешней среды. Процесс обучения детей и их совершенствования может быть эффективен только в том случае, если он осуществляется систематически, на основе перспективного, научно обоснованного плана, разработанного с учётом возрастных особенностей растущего организма. При планировании учебно-тренировочного процесса необходимо последовательно, с учётом основных дидактических принципов, распределить средства спортивной подготовки на весь период, т. е. к моменту перехода юных футболистов в разряд взрослых. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Бондарчук А.П. Периодизация спортивной тренировки. А.П. Бондарчук Киев: Олимпийская литература, 2000. 2. Варюшин В.В. Тренировка юных футболистов / В.В. Варюшин: Учебное пособие. М.: Физическая культура, 2007. 3. Золотарев А.П. Структура и содержание многолетней подготовки спортивного резерва в футболе. А.П. Золотарев – Краснодар, 1997. 4. Кузнецов A.A. Футбол. Настольная книга детского тренера этап (13-15 лет) A.A. Кузнецов М.: Олимпия, Человек, 2007. 5. Лаптев А.П., Сучилин А.А. Юный футболист. Москва. Физкультура и спорт, 1983. 6. Лапшин О.Б. Теория и методика подготовки юных футболистов. М.: Человек, 2010. 7. Матвеев Л.П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов: учебное издание. – К.: Олимпийская литература, 2002. 8. Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте: учебник [для студентов вузов физ. воспитания и спорта] / В.Н. Платонов.- Киев: Олимпийская литература, 2004. 9. Платонов В.Н. Теория спорта. Вища школа. 1987. 10. Романенко А.Н., Джус О.Н., Догадин М.Е. Тренировка футболистов. – К.: 1984. 11. Романенко А.Н., Джус О.Н., Догадин М.Е. Книга тренера по футболу.-К., 1983. 12. Футбол. Учебник для институтов физической культуры. Под ред. Н. П. Казакова. М., ФиС, 1978. 13. Шамардин В.Н., Савченко В.Г. Футбол. Учебное пособие. - Днепропетровск: Пороги, 1997. 14. Шамардин В.Н. Научно-методическое обеспечение подготовки футболистов. Научно-методический комитет ФФУ. Киев – 2001. 15. Шамардин В.Н. Система подготовки юных футболистов. В.Н. Шамардин — Днепропетровск: Пороги, 2001.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (5721)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |