ЦЕНЫ ДЕЛЕНИЯ ГАЛЬВАНОМЕТРА»
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2.13 «ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВНУТРЕННЕГО СОПРОТИВЛЕНИЯ И ЦЕНЫ ДЕЛЕНИЯ ГАЛЬВАНОМЕТРА» Цель работы: экспериментальное определение внутреннего сопротивления и цены деления гальванометра. Описание электрической схемы установки: Электрическая схема, используемая в данной работе, представлена на рис. 1. Здесь - G исследуемый гальванометр; V – вольтметр; Б – батарея э.д.с.; R1 – магазин сопротивлений; R0 и R – постоянные сопротивления, образующие делитель напряжения; К – ключ. При замыкании ключа К в цепи течёт электрический ток. При помощи сопротивлений R0, R1, R можно регулировать силу тока на участке АСВ, величина которого определяет степень отклонения стрелки гальванометра от положения равновесия. Рис 1.
Описание установки: 1. Гальванометр. 2. Вольтметр. 3. Магазин сопротивлений. 4. Тумблер переключения направление тока. 5. Регулятор напряжения.
Рис 2.
Пояснения к работе: При прохождении тока через гальванометр магнитоэлектрической системы, стрелка гальванометра откланяется пропорционально величине силы тока, проходящего через него (I1=ki n (1)). Где n – число делений, соответствующее отклонению стрелки гальванометра; ki – коэффициент пропорциональности называемый, ценой деления по току. По закону Ома падение напряжения на гальванометре равно: Ui=I1 Rg (2), где Rg – внутренне сопротивление гальванометра. Подставив (2) в (1) получим: Ui=ki Rg n=kv n (3) Величина kv=ki Rg называется ценой деления прибора по напряжению. Согласно закону Ома для участка АС имеем: UAC=I RAC=I (RAB+R)=I I R, так как R0<<Rg, то RAB=R0. Тогда при U=const, R=const и R0=const UAC=I R0 также есть величина постоянная. Пусть при R1 0 через гальванометр течёт ток I1=ki n1, при R1=0 – I2= ki n0. Так как UAB=const, то I1 Rg=I2 (R+Rg) или ki n1 (R1+Rg)= ki n0 Rg , откуда: Rg= (4) Тогда цена деления гальванометра по току определяется из выражения: ki= (5) А цена деления по напряжению:
kv=ki Rg= (6)
Следует помнить, что соотношения 4,5,6 являются приближёнными и получены при условии Rg>>R0. Порядок выполнения работы: 1. Включить тумблер «сеть», и регулятором напряжения 5, установить значение напряжения 1В. 2. На магазине сопротивлений установить значение R1=0. 3. Тумблер 4 переключить в положение «+» и определить установившееся отклонение стрелки гальванометра n0. 4. Переключить тумблер в положение «-» и повторить опыт. 5. На магазине сопротивлений выставить R1=10 Ом. 6. Тумблер 4 переключить в положение «+» и определите установившееся отклонение стрелки гальванометра n1. 7. Переключить тумблер в положение «-» и повторить опыт. 8. Выполнить пункты 5-7 для значений сопротивлений R1=20 Ом и R1=30 Ом.
Данные электрической схемы: Сопротивления R0= ; R0 ; Напряжение U= ; U ;
Таблица измерений
Обработка результатов измерения: 1. По формуле (4) рассчитать величину внутреннего сопротивления гальванометра Rg для трёх экспериментов для различных R1. 2. Определить относительную погрешность для каждого из трёх экспериментов по формуле: ; R1 найти из класса точности магазина сопротивлений; n1 и n0 определяются случайными и приборными погрешностями. Приборные погрешности ( n1)пр=( n0)пр=0,5 дел. 3. Рассчитать среднее значение значения Rg и Rg из величин полученных на основе трёх опытов. 4. По формуле (5) найти цену деления гальванометра по току ki. 5. Относительную погрешность определить из соотношения: ; U рассчитать из класса точности вольтметра. 6. По формуле (6) найти цену деления гальванометра по напряжению kv. 7. Относительную погрешность определить из соотношения: ; 8. Результаты измерений и расчёты занести в таблицу.
Контрольные вопросы 1. Что такое цена деления по току? По напряжению? 2. Объясните устройство и принцип действия гальванометра магнитоэлектрической системы. 3. Сформулируйте законы Кирхгофа для разветвлённой цепи. 4. При каком приближении получена (4) формула?
Задача №2 Имеются два одинаковых элемента с ЭДС и внутренним сопротивлением . Как надо соединить эти элементы (последовательно или параллельно), чтобы получить больший ток, если внешнее сопротивление: 1) ; 2) ? Найти ток I в каждом из этих случаев. Задача №3 Считая сопротивление вольтметра Rv бесконечно большим, определяют сопротивление R по показаниям амперметра и вольтметра (рис.1). Найти относительную погрешность найденного сопротивления, если в действительности сопротивление вольтметра равно Rv. Задачу решить для и сопротивления: 1) ; 2) ; 3) .
Задача №4 Два параллельно соединенных элемента с одинаковыми ЭДС и внутренними сопротивлениями и замкнуты на внешнее сопротивление (рис.3). Найти ток I в каждом из элементов и во всей цепи.
Задача №5 Два последовательно соединенных элемента с одинаковыми ЭДС и внутренними сопротивлениями и замкнуты на внешнее сопротивление (рис.4). Найти разность потенциалов U на зажимах каждого элемента. Задача №6 Имеются два одинаковых элемента с ЭДС и внутренним сопротивлением . Как надо соединить эти элементы (последовательно или параллельно), чтобы получить больший ток, если внешнее сопротивление: 1) ; 2) ? Найти ток I в каждом из этих случаев. Задача №7 К источнику тока с ЭДС присоединили катушку с сопротивлением . Амперметр показал силу тока, равную . Когда к источнику тока присоединили последовательно еще один источник тока с такой же ЭДС, то сила тока I в той же катушке оказалась равной 0,4А. Определить внутренние сопротивления r1 и r2 первого и второго источников тока. Задача №8 Две группы из трех последовательно соединенных элементов соединены параллельно. ЭДС каждого элемента равна 1,2В, внутреннее сопротивление . Полученная батарея замкнута на внешнее сопротивление . Найти силу тока I во внешней цепи.
Задача №9 Два источника тока и реостат соединены, как показано на рис.5. Вычислить силу тока I, текущего через реостат. Задача №10 Определить силу тока I3 в резисторе сопротивлением R3 (рис.6) и напряжение U3на концах резистора, если , , . Внутренними сопротивлениями источников тока пренебречь. Задача №11 Три батареи с ЭДС и одинаковыми внутренними сопротивлениями r, равными 1Ом, соединены между собой одноименными полюсами. Сопротивление соединительных проводов ничтожно мало. Определить силы токов I, идущих через каждую батарею. Задача №12 На соленоид длиной и площадью поперечного сечения надета катушка, состоящая из витков. Катушка соединена с баллистическим гальванометром, сопротивление которого . По обмотке соленоида, состоящей из витков, идет ток . Найти баллистическую постоянную С гальванометра, если известно, что при выключении тока в соленоиде гальванометр дает отброс, равный 30 делениям шкалы ( Баллистической постоянной гальванометра называется величина, численно равная количеству электричества, которое вызывает отброс по шкале на одно деление). Сопротивлением катушки по сравнению с сопротивлением баллистического гальванометра пренебречь.
Задача №13 Для измерения индукции магнитного поля между полюсами электромагнита помещена катушка, состоящая из витков проволоки и соединенная с баллистическим гальванометром. Ось катушки параллельна направлению магнитного поля. Площадь поперечного сечения катушки . Сопротивление гальванометра ; его баллистическая постоянная . При быстром выдергивании катушки из магнитного поля гальванометр дает отброс, равный 50 делениям шкалы. Найти индукцию В магнитного поля. Сопротивлением катушки по сравнению с сопротивлением баллистического гальванометра пренебречь.
Задача №14 Катушка гальванометра, состоящая из витков проволоки, подвешена на нити длиной и диаметром в магнитном поле напряженностью так, что ее плоскость параллельна направлению магнитного поля. Длина рамки катушки и ширина . Какой ток I течет по обмотке катушки, если катушка повернулась на угол ? Модуль сдвига материала нити . Задача №15 Квадратная рамка подвешена на проволоке так, что направление магнитного поля составляет угол с нормалью к плоскости рамки. Сторона рамки . Магнитная индукция поля . Если по paмке пропустить ток , то она поворачивается на, угол . Найти модуль сдвига G материала проволоки. Длина проволоки , радиус нити .
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3242)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |