Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие о ландшафтной оболочке



2015-12-08 761 Обсуждений (0)
Понятие о ландшафтной оболочке 0.00 из 5.00 0 оценок




В вертикальном разрезе живое вещество в географической оболочке распределено весьма неравномерно. У земной поверх­ности, на контакте атмо-, лито- и гидросферы, оно сконцентриро­вано максимально. Этот очень тонкий слой сгущения жизни на­зывается различно: пленкой жизни, докучаевской пленкой, фитогеосферой, биогеосферой и т. д. Из них для географии наиболее подходящим можно признать название «ландшафтная оболочка». На суше она включает почву, подпочву, грунтовые и поверхност­ные воды, растительный покров, животный мир и нижнюю тропо­сферу, а на море ту толщу воды, в которой обитают зеленые растения, т. е. верхние 100—200 м. Мощность этого слоя на суше 30—50 м в полярных странах и в пустынях, 100—200 м в лесной зоне умеренного пояса и до 200 м в экваториальной гилее.

В горах предел распространения организмов, в общем, опре­деляется снеговой границей и достигает в Тибете 6000 м; птицы могут подниматься и в область вечных снегов. Если учесть, что над равнинами птицы залетают на высоту в 4—5 км, на морских глубинах обитают только животные, в Арктике они живут и на полюсе, станет очевидным, что объем пространства, в котором распространены животные, значительно больше объема, занятого растениями. Последние приурочены только к поверхности суши или моря. Однако фитомасса значительно больше зоомассы.

Все продукты органического происхождения, и в первую оче­редь пищевые, люди получают из ландшафтной оболочки. Только в ней возможно постоянное пребывание и обычная деятельность людей. За ее пределами — под водой или в космосе — люди могут находиться только временно и то в искусственно созданных условиях, близких к ландшафтным (температура, давление, газо­вый режим, пища, вода, защита от космических лучей и прочее).

Начало системному изучению природы земной поверхности было положено В. В. Докучаевым. Учение В. В. Докучаева о взаимодействии природных компо­нентов (горных пород, почв, воздуха, влаги, тепла и др.) разви­валось и в биологических, и в географических науках, а чаще всего — на их контакте.

Ученик В. В. Докучаева, основоположник учения о лесе Г. Ф. Морозов писал: «Под лесом мы должны разуметь не толь­ко одну совокупность древесных растений, объединенных взаим­ной связью, но и ту среду, ту арену, в которой разыгрываются те процессы, которые мы собираем в понятии лес». Другой уче­ник В. В. Докучаева Р. И. Аболин (1914) считал, что природные компоненты настолько тесно переплетаются и так влияют друг на друга, что образуют «одно сложное географическое явление, сложное комплексное образование в виде эпигенемы, выстила­ющее всю сушу от экватора до полюсов». Эпигенема Р. И. Аболина — это «географическая оболочка» последующих авторов.

В геоботанике возникло учение о биогеоценозе. Биогеоценоз — комплекс или система взаимодействующих и взаимно обусловленных живых организмов и биокосного вещест­ва, связанных между собой обменом веществ и энергии. Первая часть термина — био — означает органическую часть системы, в которую входят совокупность растений —фитоценоз, совокупность животных — зооценоз, совокупность мира растений, животных и микроорганизмов — биоценоз, занимающий качественно однород­ную территорию или акваторию.

Вторая часть термина — гео — относится к неорганической природе. Сюда входят минералы коры выветривания, на которой развивается почва, подземная и почвенная влага, солнечный свет и тепло. Если биоценоз развивается в акватории, то он на­зывается биоакваценозом. Участок суши или водоема с однород­ными условиями среды обитания называется биотопом.

Первостепенную роль в биогеоценозе, а следовательно, и во всей географической оболочке играют автотрофные организмы — высшие и низшие фотосинтезирующие зеленые растения. Они при помощи солнечной энергии из неорганического вещества создают первичную биологическую массу, дающую начало цепи питания всех живых существ, поддерживают баланс газов в атмосфере и участвуют во влагообороте.

Биогеоценоз — одна из наиболее сложных природных систем. Взаимодействие ее составных частей, особенно органического вещества с биокосной материей, создает новые качества природы поверхности Земли, те специфические свойства, которыми харак­теризуется географическая оболочка.

В географии представление о территориальных природных си­стемах развилось в учение о географическом ландшафте. До начала XX в. этим термином обозначался внешний вид местности (озерный ландшафт Карелии, холмисто-моренный ландшафт Валдайской возвышенности и т. п.). Ландшафт как сочетание взаимосвязанных природных компонентов впервые стал тракто­вать Л. С. Берг в 1913 г.

В современной географии, понимающей географический ланд­шафт как природную систему, есть некоторые различия в его трактовке. Одни географы (А. А. Григорьев, С. В. Калесник, А. Г. Исаченко) называют ландшафтом «конкретную территорию, однородную по- своему происхождению, обладающую единым геологическим фундаментом, однотипным рельефом, общим кли­матом, единообразным сочетанием гидротермических условий, почв, биоценозов и закономерным набором морфологических ча­стей — фаций и урочищ» (Исаченко, 1973). Другие географы (Ф. Н. Мильков, Д. Л. Арманд) понимают ландшафт как вообще природно-территориальный комплекс, не привязанный к конкретной территории (болотный ландшафт, степной и т. д.). Третьи (Н. А. Гвоздецкий) понимают ландшафт как типологическую единицу (тундровый, таежный, степной, саванновый и т. п.).

Нетрудно видеть, что понятия биогеоценоз и ландшафт — близки по содержанию.

Ландшафт как система делится на системы более низких уров­ней — на урочища и фации. Совокупность ландшафтов образует, системы более высокого уровня — ландшафтные, или географиче­ские, зоны. В каждой зоне типичных ландшафтов не один, а не­сколько. Например, для лесной зоны типичны не только леса, но и болота, заливные и суходольные луга, обработанные территории.



2015-12-08 761 Обсуждений (0)
Понятие о ландшафтной оболочке 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие о ландшафтной оболочке

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (761)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)