Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Сбор, анализ и обобщение материалов



2015-12-08 475 Обсуждений (0)
Сбор, анализ и обобщение материалов 0.00 из 5.00 0 оценок




ГОУ СПО ЛО «Медицинский колледж в г. Выборге»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО НАПИСАНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

В ФОРМЕ РЕФЕРАТА

К ИТОГОВОМУ ЗАНЯТИЮ

 

Для студентов

 

Учебная дисциплина: «Менеджмент»

Специальности 060101 «Лечебное дело», повышенный уровень

Форма обучения очная, очно-заочная

Курс V

 

Преподаватель: И. В. Ганьшина

 

 

Рассмотрено на заседании ЦМК

«Общегуманитарых, социально-экономических и

общеобразовательных дисциплин»

и метод. совете

Протокол № ___

от «___» ____________ 2009 г.

Председатель_______С.М. Григорьева

Протокол № ___

от «____»_____________2009 г.

Председатель метод. совета

_____________М. Г. Прохоровская

Г. Выборг

Г.

Оглавление


Пояснительная записка

Методические рекомендации по написанию самостоятельной работы

1. Выбор темы

2. Сбор, анализ и обобщение материалов

3. Структура, содержание и оформление реферата

4. Язык и стиль реферата

5. Использование средств MICROSOFT WORD

6. Подготовка к защите реферата

7. Защита реферата

8. Критерии оценки

9. Примерные темы для работ по дисциплине «Менеджмент»

10. Примерное содержание тем рефератов

11. Рекомендуемый список основной и дополнительной

литературы

Приложения

Приложение 1 Образец титульного листа

Приложение 2 Образец оформления оглавления

Приложение 3 Образец оформления таблицы

Приложение 4 Образец оформления рисунка

Приложение 5 Примеры оформления позиций списка

использованной литературы

Литература

 

 

 

 


Пояснительная записка

Методические рекомендации предназначены для оказания помощи студентам в написании самостоятельной работы в форме реферата. В них подробно представлен весь процесс (с выделением этапов) подготовки, написания и оформления работы, включая: выбор темы, сбор, анализ и обобщение материалов, а также защита на итоговом занятии.

Методические рекомендации рассчитаны на студентов специальности 060101 «Лечебное дело», повышенный уровень, обучающихся по очной и очно-заочной форме.

Реферат является формой контроля знаний и представляет собой письменное выполнение опреде­ленных творческих заданий. Он предназначен для проверки знаний студентов по учебной дисциплине «Менеджмент», а также служит для закрепления полученных знаний. При подготовке реферата целесообразно использовать основную и дополнительную рекомендуемую литературу.

Цель методических рекомендаций: помочь студентам в подготовке, написании и оформлении самостоятельной работы по менеджменту.

Задачи методических рекомендаций:

• сформировать у студентов общее представление о процессе (этапах) написания самостоятельной работы в форме реферата;

• научить ставить проблему, цель, задачи работы;

• способствовать формированию аналитических навыков, умения работать с нормативными, статистическими, отчетными документами;

• помочь формулировать оценки и выводы, оформлять и защищать свой реферат.

Целью выполнения реферата являются систематизация и углуб­ление знаний, полученных студентами в результате лекционных и семинарских занятий, самостоятельного изучения учебной и специальной литературы, а также приобретение практических на­выков самостоятельного разбора деловых ситуаций.

При написании реферата студенты должны изучить точки зрения различных авторов на рассматриваемую проблему на основе анализа источников, рекомендуемых для изучения дисциплины, кроме этого студент должен сформировать и изложить собственный взгляд на исследуемую проблему. В работе допускается не только изложение теории менеджмента, но и применение полученных знаний к анализу практических ситуаций в сфере здравоохранения.

В процессе выполнения реферата студент должен показать высокий уровень теоретической подготовки, проявить способнос­ти к формулированию собственных выводов.

Ключевыми требованиями при подготовке реферата выступают творческий подход, умение обрабатывать и анализировать инфор­мацию, делать самостоятельные выводы, обосновывать целесооб­разность и эффективность предлагаемых решений, четко и логич­но излагать свои мысли.

Методические рекомендации по написанию самостоятельной работы

Выбор темы

С этого начинается самостоятельная работа студента, которая требует вдумчивого подхода, глубокого осознания актуальности избранной темы, ее значимости.

Желательно выбирать тему работы, исходя из своих интересов и возможностей. Следует помнить, что «сложных» или «простых» тем не бывает: материал можно найти по любой из них. При выборе темы, прежде всего, следует ориентироваться именно на свои личные черты: кто-то выбирает широкие темы, а кому-то лучше даются узкоспециализированные исследования.

Не допускаются коллективные работы, а также дублирование одной темы в одной учебной группе.

Перечень рекомендуемых тем представлен в приложении 1. Студенту предоставляется право самостоятельного выбора темы. Кроме того, студент может предложить свою формулировку темы с обоснованием целесообразности ее изучения, но в любом случае тема реферата должна соответствовать профилю специальности студента.

 

Сбор, анализ и обобщение материалов

 

Студент определяет возможные источники материалов, собирает и анализирует литературу, нормативные документы и т. д. При изучении научной литературы студент должен ознакомиться с различными подходами и взглядами авторов, уметь анализировать и обобщать сходные точки зрения, выразить свое отношение к ним.

Итогом этой работы должна стать логически выстроенная система знаний сущности исследуемой проблемы менеджмента и формулирование основных теоретических, а возможно и практических, положений.

 

3. Структура, содержание и оформление реферата

 

Написание реферата заключается в анализе опре­деленной проблемы.

Реферат состоит из следующих обязательных разделов.

1. Титульный лист.

2.Оглавление.

3.Введение.

4.Основная (теоретическая) часть.

5.Заключение.

6.Список использованной литературы и других информацион­ных источников.

7.Приложения.

Титульный лист является первой страницей и оформляется по стандартному образцу (см. приложение 1).Он должен содержать название образовательного учреждения, обозначение характера работы и учебной дисциплины, название темы реферата, фамилию и инициалы студента, номер группы, фамилию и инициалы преподавателя, проверяющего данный реферат, а также место и год его написания.

После титульного листа следует оглавление, содержащее названия глав и параграфов и соответствующие им страницы. Его можно оформить по образцу (см. приложение 2).

 

Оглавление (план) реферата включает названия глав с указани­ем страниц, с которых они начинаются. Разделы плана должны пол­ностью соответствовать заголовкам глав в тексте работы. Сокра­щенная редакция не допускается.

Изложение проблематики реферата должно состоять из введе­ния, основной части и заключения. Объем реферата не должен пре­вышать 30 страниц компьютерного текста.

Во введенииследует раскрыть значение избранной темы, степень изученности ее в литературе и периодике, привести характеристику источников литературы, указать, какая литература была использована при рассмотрении тех или иных вопросов, сравнить позиции разных авторов и т.д.

Во введении студент должен обосно­вать актуальность темы, указать цель и задачи, которые будут решены в ходе ее выполнения, объект и предмет исследования, указать из­бранный метод (или методы) исследования. Рассмотрим их кратко в отдельности.

Актуальность обязательное требование к любой ра­боте.

Поэтому вполне понятно, что введение реферата должно на­чинаться с обоснования актуальности выбранной темы. То, как ав­тор реферата сумеет выбрать главное в теме и насколько правиль­но он эту тему раскрывает и оценивает с точки зрения своевремен­ности и социальной значимости, характеризует его зрелость и профессиональную подготовленность. Освещение актуаль­ности должно быть немногословным. Достаточно в пределах не­скольких абзацев текста показать главное — суть проблемной ситуации, из чего и будет видна актуальность темы. Таким образом, если исследователю удается показать, где проходит граница между знанием и незнанием о предмете исследования, то ему бывает нетрудно четко и однозначно определить про­блему, следовательно, и сформулировать ее суть.

Далее формулируется цель реферата, а также указываются конкретные задачи, которые предстоит решать в соответствии с этой целью. Обычно употребляется форма пере­числения (изучить..., описать..., установить..., выявить..., вывести формулу... и т.п.). Формулировки этих задач необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание глав реферата.

При определении задач работы важно учесть, что они являются ни чем иным как этапами в достижении поставленной цели. Например, в рамках темы «Мотивация и стимулирование персонала в ЛПУ» целью работы может являться: разработка практических рекомендаций по совершенствованию мотивации и стимулированию персонала в ЛПУ.

В качестве задач для достижения поставленной цели здесь можно выделить:

• Обобщить источники литературы, освещающие вопросы мотивации и стимулирования персонала.

• Провести анализ практики использования методов мотивации и стимулирования в ЛПУ.

• Сформулировать практические рекомендации по совершенствованию мотивации и стимулирования персонала ЛПУ.

Содержание параграфов основной части реферата должно раскрывать задачи.

Обязательным элементом введения является формулирование объекта и предмета исследования. Объект — это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изу­чения. Если студент в работе будет рассматривать предложенные подходы к решению проблемы на примере конкретного ЛПУ, то объектом исследованияможет являться любая организация (отделение), где студент может получить практическую информацию по теме работы и, возможно, в дальнейшем будет проходить стажировку. Предмет — это то, что находится в границах объекта. Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотно­сятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования. Именно на него и направлено основное внимание автора реферата, именно предмет исследования определяет тему работы, которая обозначается на титульном листе как ее заглавие. К примеру, предметом может быть система мотивации и стимулирования персонала ЛПУ.

Необходимым элементом введения реферата должно быть также указание на методы исследования, которые служат инструментом в добывании фактического материала, являясь необходимым усло­вием достижения поставленной в такой работе цели.

 

В главах основной части рефератаподробно рассматрива­ются методика и техника исследования и обобщаются результаты. Содержание глав основной части должно точно соответствовать теме реферата и полностью ее раскрывать. Эти главы должны пока­зать умение автора сжато, логично и аргументировано излагать ма­териал. Важно понимать, что каждая глава должна представлять собой законченное произведение. Ее следует начинать постановкой рассматриваемой задачи, а завершать четкими, убедительными вы­водами.

Основная часть содержит постановку и основные пути решения рассматриваемой проблемы. При наличии различных подходов к решению проблемы, содержащихся в научных литературных источ­никах, следует давать их критический анализ. Критический анализ теории вопроса служит основанием для выработки собственного авторского мнения, которое необходимо аргументировать. При этом следует широко использовать аналитические материалы, опыт ведущих практиков в области менеджмента человеческих ресурсов, интернет-ресурсы.

Далее разрабатываются методические и организационные пред­ложения по решению проблемы, которые должны базироваться на конкретном материале, сопровождаться применением аналитичес­ких исследований, графиков, диаграмм. Приветствуется использо­вание зарубежного опыта.

Положительным моментом является попытка применять рассмот­ренные и предложенные подходы к решению проблемы на практике по месту настоящей или будущей деятельности студента. В этом случае в основной части работы студент излагает материал в двух главах: теоретической и практической.

Теоретическая глава не должна существенно превышать практическую главу. Объем ее 10-12 страниц. В теоретической главе (она может состоять из двух трех параграфов) на основе изучения и анализа литературы по данной теме дается характеристика и оценка состояния теории по изучаемой проблеме, анализ авторских подходов и обоснование своей точки зрения. В этой же главе анализируются теоретические положения, статистические материалы, справочная литература по выбранной теме.

В практической главе излагаются прикладные аспекты исследуемой проблемы на примере какого-либо объекта исследования. В качестве объекта исследования, как мы уже говорили, чаще всего фигурирует ЛПУ (отделение) или другая организация сферы здравоохранения. В исключительном случае, если у студента нет возможности собрать материал в медицинской организации, можно воспользоваться материалами из практики, изложенными в периодической печати (в частности в журналах: «Главная медицинская сестра», «Здравоохранение», «Менеджмент», «Менеджмент в России и за рубежом», «Теория и практика управления», «Консультант директора», «Деловой квартал», «Эксперт», «Управление фирмой и т. д. Возможно использование ресурсов Interneta с указанием адреса), сделав, например, сравнительный анализ, обобщение опыта и т. д. по теме работы. Практическая глава, в свою очередь, может состоять из двух трех параграфов. По объему практическая часть должна составлять не менее половины работы. Практическая глава начинается с аналитического параграфа, где дается краткая характеристика исследуемой организации (или его структурного подразделения): профиль деятельности, местоположение, форма собственности, правовое положение. Для написания этой части работы анализируются Устав и учредительные документы изучаемой организации. В последующих параграфах в соответствии с целями и задачами, поставленными во введении, проводится подробный практический анализ выбранного аспекта управленческой деятельности исследуемой организации. Анализ строится на базе собранной студентом статистической информации организации. Объем практической главы не меньше 15 страниц.

Таким образом, структура основной части может включать две-три главы с двумя тремя параграфами в каждой из них. Главы должны иметь порядковую нумерацию в пределах всей основной части, а параграфы в пределах главы. Главы и параграфы должны иметь заголовки, отражающие их содержание.

Главы нумеруются арабской цифрой и начинаются с новой страницы. В конце каждой главы (параграфа) делается вывод и намечается переход к следующей главе (параграфу).

Заголовки выполняются прописными буквами, слово «глава» не пишется, после цифры ставится точка. Например, 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ФУНКЦИЙ МЕНЕДЖМЕНТА

Параграфы внутри глав нумеруются двумя арабскими цифрами: первая цифра номер главы, вторая номер раздела (параграфа) в главе. Цифры раздела отделяются точкой. Например, 1.1. ПЛАНИРОВАНИЕ КАК ФУКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ. Разделы (параграфы) пишутся в продолжении страницы. Точки после заголовков не ставятся.

Цитаты приводятся в кавычках и оформляются в форме сносок на источник цитирования. Сноски оформляются одинаковыми числовыми индексами под короткой горизонтальной чертой внизу страницы, на которой расположена цитата. Например, «Менеджмент - это наука, практика и искусство управления»[1].

Вариантом обозначения ссылок может, например, быть использование квадратных скобок после изложения текстового или статистического материала, где указывается номер источника в списке литературы и страница [9,c.56].

Цифровой материал оформляется в виде таблиц.

Каждая таблица должна иметь заголовок. Название таблицы помещают над ней по центру. Слово «Таблица» и порядковый номер таблицы помещают над названием таблицы в правом верхнем углу.

Таблицы нумеруются арабскими цифрами в пределах разделов реферата.

После номера таблицы точка не ставится. При этом следует иметь в виду, что если таблица или рисунок в тексте один, то ее не нумеруют, слово «Таблица» или «Рисунок» не пишут. Если таблиц или рисунков несколько, то они нумеруются и пишутся сокращенно. Например, «...данные таблицы 2 свидетельствуют о ...том-то» или «На рис. 3 представлено...».

Таблицы и рисунки в зависимости от их размера помещают после текста, в котором они упоминаются, или на следующей странице, а при необходимости в приложениях.

Если таблица не размещается на одном листе, возможно деление ее на части. Над следующей частью таблицы (справа) пишут слово «Продолжение», Например, «Продолжение табл. 3»;

На все таблицы и рисунки в тексте работы должна быть ссылки (см. приложения 3, 4).


Реферат завершается заключительной частью,которая выполня­ет роль концовки и является результатом синтеза накопленной в ос­новной части научной информации. Этот синтез — последователь­ное, логически стройное изложение полученных итогов и их соот­несение с общей целью и конкретными задачами, поставленными и сформулированными во введении. Именно здесь содержится так называемое «выводное» знание, которое является новым по отно­шению к исходному знанию. Выводное знание не следует подме­нять механическим суммированием выводов в конце глав, пред­ставляющих краткое резюме, оно должно содержать то новое, суще­ственное, что составляет итоговые результаты исследования, кото­рые часто оформляются в виде некоторого количества пронумеро­ванных пунктов. Их последовательность определяется логикой построения научного исследования.

Список использованной литературыдолжен быть оформлен в соответствии с общепринятыми стандартами (см. приложение 5) и содержать не менее 5 источников. В список включаются только те источники, которые использовались при подготовке ре­ферата и на которые имеются ссылки в работе.

Перечень источников должен быть пронумерован и отсортирован по алфавиту. Не русскоязычные источники помещаются в конец списка и тоже сортируются по алфавиту.

Использованные в реферате источники располагаются в следующей последовательности:

1. Законодательные акты и решения директивных органов (в хронологическом порядке);

2. Нормативные документы и статистические материалы (в хронологическом порядке);

3. Литературные источники (в алфавитном порядке). Все источники, включаемые в библиографию, нумеруются последовательно (не по разделам).

Порядок изучения подобранной литературы:

- знакомство с литературой, просмотр ее и выборочное чтение с целью общего представления проблемы и структуры будущей работы;

- исследование необходимых источников, сплошное чтение от­дельных работ, их изучение, конспектирование необходимого мате­риала (при конспектировании следует указывать автора, название работы, место издания, издательство, год издания, страницу);

- обращение к литературе для дополнений и уточнений на этапе написания реферата.

При изучении литературы необходимо выбирать материал не только подтверждающий позицию автора реферата, но и материал для полемики.

Работа с литературой составляет один из этапов работы над рефератом. Перед студентом стоит задача освоить подобранную литературу, взять из нее максимально возможное для своей работы. Это позволит выделить главную нить исследования и провести ее через всю работу.

Во время работы с литературой или источниками необходимо делать выписки по тем вопросам, которые исследуются, а также записывать собственные идеи. Записи или выписки лучше делать на отдельных листах с полями. На них помещается ссылка на источник, указания на главу и параграф свое работы, к которым эта выписка относится, заметки, примечания, ссылки на другие источники по этому вопросу и т. д.

Вспомогательные или дополнительные материалы, которые за­громождают текст основной части работы, помещают в приложе­нии.По форме они могут представлять собой текст, таблицы, гра­фики. Приложения оформляются как продолжение реферата на последних его страницах. Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение» и иметь тематический заголовок.

При наличии в реферате более одного приложения они нумеру­ются арабскими цифрами (без знака №), например: «Приложение 1», «Приложение 2» и т.д. Нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумера­цию страниц основного текста. Связь основного текста с приложе­ниями осуществляется через ссылки, которые употребляются со словом «смотри»; оно обычно сокращается и заключается вместе с цифрами в круглые скобки.

Текстовая часть реферата должна быть представлена в компьютерном виде, на одной стороне листа белой бумаги формата А4 (210x297 мм). Текст должен быть напечатан 14-м шрифтом Times New Roman через 1,5 межстрочных интервала. Сверху страницы отступают 20 мм, слева - 30 мм, справа - 10 мм, снизу - 20 мм. Страницы нумеруются внизу (справа) текста листа без точки. Титульный лист и оглавление включаются в общую нумерацию, но номера страниц на них не указываются.

Особое внимание студент должен уделить иллюстрациям, графикам, диаграммам и приложениям. Их количество и качество свидетельствуют о глубине изученности теоретического и практического материала, показывают тщательность его проработки, слу­жат подтверждением обоснованности выводов и предложений.

За содержание работы, достоверность приведенных данных несет ответственность ее автор.

 

Язык и стиль реферата

Поскольку реферат является итоговой формой контроля знаний по дисциплине, то языку и стилю реферата следует уделить особое внимание. Ведь именно языково-стилистическая культура работы позволяет более объективно судить о теоретической подготовке и общей культуре ее автора.

Характерной особенностью письменной научной речи является формально-логический способ изложения материала, который отра­жается во всей системе речевых средств. Научное изложение состо­ит, главным образом, из рассуждений, цель которых — доказатель­ство истин, выявленных в результате исследования фактов дей­ствительности.

Для научного текста характерна смысловая законченность, целост­ность и связность. Важнейшим средством выражения логических свя­зей служат специальные функционально-синтаксические средства связи, указывающие на последовательность развития мысли (в нача­ле, прежде всего, затем, во-первых, во-вторых, значит, итак и др.), про­тиворечивые отношения (однако, между тем, в то время как, тем не менее), причинно-следственные отношения (следовательно, поэтому, благодаря этому, сообразно с этим, вследствие этого, кроме того, к тому же), переход от одной мысли к другой (прежде чем перейти к..., обра­тимся к ..., необходимо остановиться на..., необходимо рассмотреть), итог, вывод (итак, таким образом, значит, в заключение отметим, все сказанное позволяет сделать вывод, подведя итог, следует сказать...).

 



2015-12-08 475 Обсуждений (0)
Сбор, анализ и обобщение материалов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Сбор, анализ и обобщение материалов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (475)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)