Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методические материалы к выполнению практический заданий



2015-12-08 941 Обсуждений (0)
Методические материалы к выполнению практический заданий 0.00 из 5.00 0 оценок




Факультет почвоведения, агрохимии и экологии

Кафедра почвоведения, геологии и ландшафтоведения

___________

 

 

Ефимов О.Е.

 

 

 

Методические указания

По выполнению лабораторно-практических работ по ландшафтоведению

Для студентов

 

МОСКВА – 2015

 

Составители:

доцент О.Е. Ефимов

 

 

Рассмотрена и рекомендована к печати методической комиссией факультета.

Протокол №__ от «__» _________ 200_ г.

 

 

Председатель комиссии - ____________

 

 

Введение

 

Сегодня воздействие общества на природу осуществляется поистине в планетарном масштабе. Наращивание энергетических затрат на производство продуктов питания и условий жизни человека приводит к нарушению природных ландшафтов. В результате хозяйственной деятельности человека происходит заболачивание вырубок в таежно-лесной зоне и рост оврагов в степной, наступление пустыни в сухостепной зоне и нарушение растительного покрова тундры, загрязнение тяжелыми металлами и радионуклидами почв и обмеление рек.

Сложные проблемы в отношениях между природой и человеком диктуют необходимость не только углубленного изучения задач силами какой-либо одной дисциплины, но и синтеза, объединения научных направлений, более широкого и междисциплинарного подхода к рациональному природопользованию. Несмотря на то, что агрономы изучают 40-60 специальных дисциплин по отдельным направлениям, они не владеют механизмом комплексного понимания целостности процессов, происходящих в природе и оценки последствий хозяйственной деятельности человека.

На решение проблем сельских природно-хозяйственных комплексов может претендовать “экология агроландшафтов”. Это сравнительно новая, но интенсивно развивающая наука. Её трудно отнести только к географическим или биологическим наукам, именно в ней проявляется синтез географических, биологических и экологических знаний и междисциплинарность.

Чтобы определить место экологии агроландшафтов среди близких к ней дисциплин рассмотрим такие понятия как “агроландшафтая экология”, “ландшафтная экология”, “экология ландшафтов” и “геоэкология”, широко применяемые в научной и учебной литературе.

В трактовке Н.Ф. Реймерса (1990) геоэкология (ландшафтная экология) преимущественно биологическая наука “раздел экологии, основанный на приложении экологических закономерностей к географическим процессам; это часть экологии, но лишь в рассмотрении экосистем высоких уровней иерархии” (с. 594).

Авторы учебника “Геоэкология” (1994) утверждают, что геоэкология – наука географическая, “более того, она представляет собой один из самых современных разделов общего географического знания, являясь по существу, интегрированной его формой” (с. 6).

По мнению В.В. Рудского (2000) все перечисленные выше понятия синонимы, а геоэкология соседняя с биоэкологией наука, которая занимается изучением географо-естественно-научных категорий с ландшафтным содержанием в их пространственном выражении. Основное понятие геоэкологии – геокосистема. Геоэкосистема – функциональное единство как реально существующей территориальный (пространственный) участок геобиосферы, который образует самостоятельно регулируемую структуру абиотических и возникающих биотических факторов, способных выражаться в виде открытых вещественных и энергетических систем, находящихся в динамическом равновесии.

И. С. Белюченко (1996) агроландшафтную экологию относит к особому разделу прикладной экологии, характеризующейся широким кругом проблем научного и прикладного характера. Особенностью курса он считает комплексность, которая включает: с одной стороны, биологию аграрных систем (различные формы культурных ландшафтов – посевы сельскохозяйственных культур, животноводческие фермы, сельские поселки и т. п.); с другой стороны техногенное воздействие человека на становление и функционирование отдельных подсистем в рамках сложившейся системы в каждом конкретном случае.

Экология агроландшафтов многие вопросы решает вместе с географией и биологией. Только во взаимодействии географии и экологии возможно решение важных вопросов рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды.

В своей работе экологию агроландшафтов мы рассматриваем как науку о пространственной организации, состоянии и функционировании сельских природно-хозяйственных систем в условиях активного воздействия человека. Экология здесь выступает в качестве фундаментальных основ сохранения агроландшафтов. В поле зрения экологии агроландшафтов находится вся природа и многогранная деятельность людей, связанная с организацией и функционированием сельских природно-хозяйственных систем. Конечные цели этих двух областей знания идентичны: сохранение природных объектов и ближайшего окружения человека в условиях современного земледелия.

Если учесть, что сегодня практически нет территорий не испытывающих действие человека, то не вызывает сомнения необходимость изучения экологии агроландшафтов. Использование знаний современной экологии для развития сельского хозяйства это, несомненно, единственно правильный путь сельскохозяйственной науки и производства.

Целью данного методического указания является формирование представлений, знаний и практических навыков по экологии агроландшафтов, являющейся научной основой современных систем земледелия и экологически безопасных технологий.

К задачам дисциплины относится изучение агроландшафтов как части географической оболочки Земли; классификации, состава и компонентов ландшафтов; агроэкосистемы как потоков энергии и вещества в агроландшафтах; экологии ландшафтов основных зон страны; видов антропогенного воздействия и устойчивость агроландшафтов различных зон России; оптимизации агроландшафтов и продуктивных процессов в агроэкосистемах; использование агроландшафтов с напряжённой экологической обстановкой; методов оценки экологического состояния агроландшафтов.

В результате изучения курса дисциплины студент должен иметь представления о географической оболочке Земли и формировании ландшафтов; об агроландшафте как единой целостной системе; о взаимосвязанности и взаимообусловленности процессов происходящих в агроландшафтах и экологических проблемах взаимодействия общества и природы.

Понимать суть процессов и явлений, происходящих и осознавать место земледелия в природе и роль, которую призван играть в ней человек.

Знать закономерности функционирования биосферы и биоценозов; основные понятия о географическом ландшафте; структуру географического ландшафта; современные классификации ландшафтов; состав и компоненты агроландшафтов; агроклиматические, водные и биологические ресурсы агроландшафтов основных зон России; особенности функционирования агроэкосистемы и экологические основы рационального использования природно-ресурсного потенциала агроландшафтов; последействие деградации земель и почвенного покрова; основы природоохранного законодательства и важнейшие нормативные документы.

Уметь оценить характер и направленность техногенных воздействий на природу, негативные последействия сельскохозяйственной деятельности человека в конкретных природно-хозяйственных условиях; увязать решение производственных задач с соблюдением природоохранных требований; выработать и принять правильные решения по вопросам земледелия и охраны природы.

 

 

Методические материалы к выполнению практический заданий



2015-12-08 941 Обсуждений (0)
Методические материалы к выполнению практический заданий 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методические материалы к выполнению практический заданий

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (941)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)