Эталоны ответов на контрольные задачи исходного уровня знаний
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ ПО ОРТОПЕДИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ III КУРС (VI – ВЕСЕННИЙ СЕМЕСТР) РАЗДЕЛ (МОДУЛЬ) II ОРТОПЕДИЧЕСКОЕ ЛЕЧЕНИЕ БОЛЬНЫХ С НЕОСЛОЖНЁННОЙ ЧАСТИЧНОЙ ПОТЕРЕЙ ЗУБОВ. Занятие 1. Ортопедическое лечение больных с частичной потерей зубов несъёмными мостовидными протезами. Тема занятия:Частичное отсутствие зубов. Этиология. Клиническая симптоматика. Классификация дефектов зубных рядов. Методы обследования больных. Формулирование диагноза. Заполнение истории болезни (поликлинической, амбулаторной карты). Цель занятия:Студентs должны: а) усвоить, что частичная потеря зубов является наиболее частым патологическим состоянием зубочелюстной системы, требующим ортопедического лечения; б) изучить её этиологию, методы обследования больных, основные клинические симптомы; в) научиться правильно формулировать диагноз и заполнять историю болезни (амбулаторную карту). Вопросы и тесты для контроля исходных знаний.
Укажите номера всех правильных ответов. 1. ОРГАН – ЧАСТЬ ТЕЛА, ХАРАКТЕРИЗУЮЩАЯСЯ 1) одним видом составляющих его тканей, 2) как комплекс различных тканей, 3) определённым положением в организме, 4) чётко определёнными развитием, формой, строением и функцией. Дополните. 2. ЗУБЫ, КАК ОРГАНЫ, ЯВЛЯЮТСЯ ЧАСТЬЮ______________________________. Укажите номер правильного ответа. 3. АППАРАТ КАК ЧАСТЬ ТЕЛА ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ 1) одним видом составляющих его тканей, 2) определённым положением в теле, 3) определёнными формой и функцией, 4) как совокупность органов различного происхождения и строения, связанных общей функцией, 5) 2+4, 6) 2+3+4. 4. МЕЖДУ ОРГАНАМИ ЖЕВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОГО АППАРАТА СУЩЕСТВУЮТ СВЯЗИ 1) морфологическая, 2) функциональная, 3) рефлекторная, 4) всё верно. 5. СИСТЕМА КАК ЧАСТЬ ТЕЛА ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ 1) одним видом составляющих тканей, 2) определённым положением в теле, 3) определёнными формой и функцией, 4) как совокупность органов, связанных общей анатомией и функцией, имеющих общее происхождение и общие черты строения, 5) 2+3+4, 6) 1+2. Дополните. 6. ЗУБНЫЕ ОРГАНЫ, РАСПОЛАГАЯСЬ В ЧЕЛЮСТЯХ, ОБРАЗУЮТ_________. Укажите номера всех правильных ответов. 7. УСТОЙЧИВОСТЬ ЗУБНЫХ РЯДОВ ОБЕСПЕЧИВАЕТСЯ 1) межзубными контактами, 2) альвеолярным отростком верхней челюсти и альвеолярной частью нижней челюсти, 3) связками, 4) мышцами, 5) пародонтом. Укажите номер правильного ответа. 8. ВЕДУЩИМ СИМПТОМОМ ПРИ ЧАСТИЧНОЙ ПОТЕРЕ ЗУБОВ В ЗУБНЫХ РЯДАХ ЯВЛЯЕТСЯ 1) появлению дефектов, 2) нарушению единства зубного ряда, 3) нарушение жевания. Ответьте на вопросы. 9. Что скрывается за понятием «зубной орган» в широком смысле? 10. Дайте определение частичной потере зубов. 11. Каковы основные заболевания, приводящие к морфологическим нару-шениям твёрдых тканей зубов? 12. Каковы основные причины удаления зубов? 13. Как называется естественная (незаметная невооружённому глазу) под-вижность зубов? 14. Как называется заметная невооружённому глазу подвижность зубов? 15. Охарактеризуйте степени подвижности зубов по Д.А.Энтину. 16. При какой степени патологической подвижности зубов в стадии ремис-сии заболеваний пародонта зубы не пригодны для использования при ор-топедическом лечении? 017. Раскройте понятие «диагноза». 018. Что такое «болезнь»? 019. Раскройте понятие «патологическое состояние».
Эталоны ответов на контрольные задачи исходного уровня знаний. 1. 2,3,4. 2. жевательно-речевого аппарата. 3. 4. 4. 4. 5. 4. 6. Зубные ряды (зубные дуги). 7. 1+2+5. 8. 1. 9. Зубной орган = зуб + пародонт. 10. Частичная потеря зубов – патологическое состояние, возникающее после утраты одного или нескольких зубов. 11. Кариес, повышенное стирание зубов, острая и хроническая травма, клиновидные дефекты, эрозия коронок зубов, некроз твёрдых тканей. 12. а) неподдающиеся консервативному лечению осложнения кариозной болезни, б) заболевания пародонта в той степени тяжести, которые не позволяют ему выполнять его основную опорную функцию, в) травмы, г) операции по поводу новообразований челюстей, д) аномалии положения зубов, неподдающиеся ортодонтическому лечению, е) ави-таминозы. 13. Физиологическая (нормальная) подвижность зубов. 14. Патологическая подвижность зубов. 15. Д.А.Энтин выделил 4 степени подвижности зубов: 1 степень – подвиж-ность в одном вестибуло-оральном направлении, 2 степень – подвиж-ность в вестибуло-оральном и мезио-дистальном направлениях, 3 сте-пень – к вышеуказанным направлениям подвижности добавляется верти-кальная подвижность, 4 степень – добавляются вращательные движения. 016. В стадии ремиссии заболеваний пародонта уже 3 –я степень подвижнос-ти зубов является показанием к их удалению. 017. Диагноз – врачебное заключение о сущности и индивидуальном прояв-лении заболевания или патологического состояния, выраженное терми-нами, принятыми в современных медицинских номенклатурах и класси-фикациях. 018. Болезнь – нарушение жизнедеятельности организма, возникающее в от-вет на действие чрезвычайных раздражителей внешней и внутренней среды. 019. Патологическое состояние – относительно устойчивое отклонение от нормы, имеющее биологически отрицательное значение для организма.
Краткое содержание темы.
Потеря части зубов в зубных рядах вследствие различных причин (осложнённая кариозная болезнь, заболевания пародонта, травма, оперативные вмешательства и т.д.) приводит к появлению в зубных рядах дефектов. Зубноё ряд (зубная дуга) перестаёт существовать как единое целое, а, являясь частью зубочелюстной системы, он в таком состоянии создаёт новые условия для жизнедеятельности жевательного аппарата. Ведущими клиническими симптомами частичной потери зубов явля-ются: 1) нарушение непрерывности зубного ряда (зубной дуги), вызванное возникновением дефектов, 2) появление двух групп зубов: имеющих антагонистов (функционирующая группа), и не имеющих их (нефункционирующая группа), 3) функциональная перегрузка пародонта некоторых зубов, 4) деформация зубных рядов, 5) нарушение функции жева-ния, речи , эстетики внешнего вида, 6) нарушение деятельности височно-нижнечелюстного сустава и жевательных мышц. Возникающая клиническая картина при частичной потере многообразна и, в первую очередь, зависит от количества утраченных зубов. В тоже время имеет значение, из какой функционально ориентированной группы удалены зубы (передние или боковые), состояние пародонта оставшихся зубов, высота их коронок и состояние твёрдых тканей, вид прикуса, степень и характер атрофии беззубых частей челюстей, возраст и общее состояние больного и др. В зависимости от количества утраченных зубов дефекты зубного ряда подразделяют на малые (нет от 1 до 3 зубов), средние (утрачено от 4 до 6 зубов) и большие (отсутствует более 6 зубов). При этом дефекты зубного ряда могут быть ограничены зубами с обеих сторон, в этом случае они называются включёнными, если же они ограничены с одной стороны то это – концевые дефекты. Включённые дефекты могут располагаться в переднем отделе зубного ряда, в боковом и в переднебоковом. Концевые дефекты могут размещаться на одной стороне зубного ряда и на обеих, а также в переднебоковом отделе. В одном зубном ряду могут присутствовать как включённые, так и концевые дефекты, тогда такой дефект называют комбинированным. Зубы могут быть утрачены только на одной челюсти, а могут отсутствовать на обеих челюстях. Множество вариантов дефектов зубных рядов послужило основанием для их классификации. В нашей стране наибольшее распространение получили классификации Е.И.Гаврилова и Кеннеди. Гаврилов объединил де-фекты зубных рядов в 4 класса: 1 класс – все концевые дефекты и одно, и двухсторонние; 2 класс – все включённые дефекты независимо от их локализации; 3 класс – комбинированные дефекты; 4 класс – челюсти с одиночно сохранившимся зубом. Выделение дефектов при одиночно сохранившемся зубе обусловлено особенностями подготовки больных, получения оттисков и методик протезирования. Кеннеди также разделил зубные ряды в зависимости от вида дефектов и их локализации на 4 класса. К первому классу он отнёс зубные ряды с двухсторонним концевым дефектом, ко второму – с односторонним конце-вым дефектом, к третьему – с включёнными дефектами в боковых отделах (на одной стороне зубного ряда и на обеих), кчетвёртому - зубные ряды с включённым дефектом в переднем отделе. Если в зубном ряду имеется несколько дефектов, относящихся к различным классам, то его следует отнести к меньшему по порядку классу. Остальные дефекты относят зубной ряд к подклассам, определяемым также расположением соответствующего им класса в классификации Кеннеди. Например, зубной ряд с формулой 0 0 151413 0 | 0 222324 0 0 27 отно-сится по классификации Кеннеди ко второму классу (односторонний концевой дефект имеет наименьший порядковый номер в классификации), третьему и четвёртомуподклассам. Как уже отмечалось, клиническая картина при частичной потере зубов многообразна и бывает, порой, очень сложной. Выбор метода лечения определяется причинами и характером поражения зубочелюстной системы и общим состоянием больного (возраст, перенесённые общие заболевания). Поэтому важное значение имеет тщательное обследование больных с целью выяснения причин, характера и степени морфологических и функциональных нарушений жевательно-речевого аппарата при этом патологическом состоянии. Кроме этого, немаловажным является выяснение условий и патологических механизмов, лежащих в основе развития осложнений частичной потери зубов (которые будут изучаться на 4 курсе). При частичной потере зубов применяют как клинические, так и пара-клинические методы обследования. Клинические методы, используемые у кресла больного, - это: а) опрос и внешний осмотр больного, б) изучение височно-нижнечелюстного сустава и жевательных мышц путём осмотра, пальпации, аускультации, в) обследование полости рта (слизистой оболочки, зубов и зубных рядов, пародонта зубов, беззубых отделов челюстей) путём осмотра, пальпации и перкуссии. Параклинические методы – инструмен –тальные и лабораторные, проводимые как во врачебном кабинете (гальвано-метрия, термодиагностика, гнатодинамометрия электроодонтометрия, изучение диагностических моделей и др.), так и во вспомогательных отделениях клиники (ретгенологические исследования, электромиография, реографические исследования, мастикациография и др.). Обследование больных заканчивается постановкой диагноза, который должен отражать как морфологические, так и функциональные нарушения при частичной потере зубов. В соответствии с нозологическим принципом диагноз должен содержать: - название определённой болезни, - по возможности характеризовать этиологию (причину) заболевания, - раскрывать механизм основных проявлений (патогенетический ком-понент), - патологоанатомические проявления болезни (морфологический ком-понент), - указать степень и характер функциональных расстройств (функцио-нальный компонент). Клинический диагноз формулируется по определённым правилам, согласно которым в диагнозе последовательно указываются: 1) основное заболевание (патологическое состояние), 2) осложнение основного заболевания, 3) сопутствующие болезни и их осложнения. Например. Генерализованный пародонтит тяжелой степени Частичная потеря зубов вследствие заболевания пародонта (комбинированные дефекты зубных рядов обеих челюстей). Деформация окклюзионной поверхности зуб-ных рядов (2-я форма по Пономарёвой). Нарушение жевания, речи и эстетики внешнего вида. После обследования больного и постановки диагноза составляют план предварительного и ортопедического лечения больного. В подготовку больного к протезированию входят санация (оздоровление) полости рта и специальные мероприятия, направленные на выполнение рационального пла-на ортопедического лечения. Под санацией понимают лечение заболеваний в полости рта (кариес, его осложнения, заболевания краевого пародонта и сли-зистой оболочки, удаление непригодных для протезирования зубов и их корней и т.д.). Специальные мероприятия слагаются из терапевтических, хи-рургических и ортопедических (в том числе ортодонтических) процедур. К ним относится депульпирование интактных зубов в целях протезирования, удаление зубов и операции на челюстях по показаниям, исправление деформаций зубных рядов, исправление аномалий прикуса и т.д. В план ортопедического лечения больного с частичной потерей зубов входит выбор вида протезирования (непосредственного, ближайшего и отдалённого) и методики его. Протезирование больных с данным патологиче-ским состоянием не только устраняет морфологические и функциональные нарушения в жевательно-речевом аппарате, но н решает профилактические задачи: сохранение оставшегося зубного ряда, предупреждение дальнейшего его разрушения, профилактику осложнений со стороны височно-нижнечелю-стного сустава, жевательных мышц и др. История болезни (амбулаторная карта)является обязательным ме-дицинским докумнтом, в который врач заносит данные обследования, диагноз, план подготовки и ортопедического лечения больного, дневник и эпикриз лечения, прогноз болезни. Записи в история болезни отражают дина-мику развития болезни, методы лечения и его результаты, они отражают уровень грамотности и уровне клинической зрелости врача. история болезни является юридическим документом, который рассматривается в конфликт-ных ситуациях, в судебных разбирательствах.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ![]() ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (679)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |