Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


IV. ПРИЕМ «Терпеливый слушатель»



2015-12-07 1471 Обсуждений (0)
IV. ПРИЕМ «Терпеливый слушатель» 0.00 из 5.00 0 оценок




Всем известно правило – не перебивать собеседника. Но есть момент, который необходимо отметить. Дело в том, что не все собеседники могут выражаться кратко и логично, монолог может затянуться. Расплата – это время. Вот именно тогда и проявляется истинное отношение к данным ценностям. Что важнее: потратить время и выслушать собеседника до конца, получив по окончании возврат положительных эмоций или перебить?

 

V. ПРИЕМ «Личная жизнь».

У каждого человека существуют увлечения, личные интересы, несомненно, личная жизнь, что-то любимое. В эмпирических наблюдениях было замечено, что если с человеком поговорить в русле его интересов, то общение будет сопровождаться положительными эмоциями.

В частности, всем вам небезызвестный Рузвельт пользовался таким способом привлечения внимания: Перед каждой деловой встречей на его стол попадал список приглашенных, где напротив каждой фамилии прописывалась профессия, увлечения, личная жизнь посетителя. Рузвельт в свою очередь перед встречей знакомился с этим списком и пополнял свои знания о профессии если до этого не был знаком с таковой.

Заканчивая описание приемов, с помощью которых можно расположить к себе собеседника, хотелось бы сделать несколько общих рекомендаций:

§ использование этих приемов на практике можно сравнить с лотереей: во-первых, чем больше играешь, тем больше вероятность выигрыша, во-вторых, применяя их в процессе общения с партнерами, вы имеете шанс выиграть, чтобы достичь цели в общении.

§ Знакомясь с этими приемами, вы наверняка ловили себя на том, что ранее применяли их, но разница в том, что применяли вы их только в отношениях личного плана, вы делали это интуитивно, не всегда осознавая, что используете психологические приемы формирования аттракции и не подозревали, что действуете на бессознательную сферу собеседника. Многие делали это от случая к случаю без определенной системы.

§ И последняя рекомендация, связанная с таким психологическим приемом, как «иллюзия запоминания». Дело в том, что даже таблицу умножения, чтобы повторить, надо выучить наизусть. Приведенными приемами тоже нельзя пользоваться, не запомнив их. В качестве иллюстрации – засеките время на часах с секундной стрелкой. Сколько времени вам потребуется чтобы вы смогли вспомнить названия этих приемов?

 

Итак, подытоживая сказанное выше, можно предположить, что общение развивается на уровне тесной взаимосвязанности субъектов.

Психология общения исследует такие явления, как:

o восприятие и понимание людьми друг друга,

o подражание,

o внушение и убеждение,

o сплоченность и конфликтность;

o а также: совместную деятельность

o и межличностные отношения.

При всем разнообразии этих психологических явлений основным источником их возникновения выступает сфера общения между людьми.

Если бы не было общение, мы бы не стали теми, кто мы есть. Без общения мы не смогли бы услышать бабушкины сказки, смастерить летающего змея, сходить с друзьями в поход, понять объяснения преподавателя и многое другое. Перефразируя известное выражение, можно утверждать: «Скажи, с кем ты общаешься, и я скажу, кто ты есть».

Основные свои черты каждый из нас приобретает через личный опыт общения, через непосредственные контакты в семье, учебном заведении и вообще в обществе. Это так называемая микросреда общения. Именно в микросреде человек познает более широко социальный мир и общается с ним, т.е. испытывает влияние микросреды.

Макросреда – это общение с наукой, культурой, идеологией, законами, общественными нормами.

Местом встречи микро- и макросреды, гранью, на которой они взаимодействуют, является малая группа, где протекает жизнь каждого из нас.

 

См. СХЕМА– соотношение макро- , микросреды и малой группы (Рогов, стр. 9).

 

Интерес к явлениям, связанным с общением, взаимодействием людей, появился задолго до возникновения психологической науки. Именно с тех пор как человек встретился с себе подобным и возникают вопросы: «Как я выгляжу в глазах другого человека?», «Что обо мне говорят и думают?», «Как оценивают?».

Далее, в ходе научного исследования и описания явлений, появились вопросы, связанные с тем, что приносит каждому собеседнику данное общение, как развивается или деградирует человек в процессе общения. Появились вопросы: по какой причине возникает застенчивость, стеснительность или, наоборот, раскрепощенность, «вдохновение», под влиянием на нас другого человека. Почему одному легко дается общение, а другой, напротив, не способен общаться и т.д.

Итак, возвращаясь к определению, можно еще раз подтвердить, что общение – это сложный процесс, который напоминает своеобразную пирамиду, состоящую из четырех граней:

· в процессе общения мы можем обмениваться информацией,

· взаимодействовать друг с другом,

· познавать окружающий мир

· и испытывать переживания.

Непосредственное общение является исторически первой формой, на основе которой в более поздние периоды развития цивилизации возникают другие формы общения. Так, например, опосредованное общение смогла появиться только после изобретения письменности.

Различают также межличностное и массовое общение. Межличностное общение связано с непосредственными контактами людей в разных группах. Массовое общение – это всевозможное связи и контакты незнакомых людей в обществе. Сюда же относят общение с помощью радио, телевидения, газет, журналов - СМИ).

Принято выделять также межперсональное и ролевое общение. Межперсональное общение – это обычное общение людей, каждый из которых отличается своими уникальными качествами. Ролевое общение – участники выступают в роле носителя определенных ролей. Человек поступает так, как ему предписывает роль.

Приведите примеры.

Как мы уже говорили, общаясь с другими, человек усваивает знания, опыт, законы, ценности, нормы и т.д., т.е. общение выступает как фактор развития человека. Именно в общении зарождаются, проявляются и существуют психические процессы, состояния и особенности поведения.

 

По своему значению общение многофункционально.

Выделяют 5 основных функций общения:

1. Прагматическая функция – реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности.

Как отмечает Андреева, в отечественной психологии принимается идея единства общения и деятельности. Такой вывод вытекает из понимания общения как реальности человеческих отношений, т.е. любые формы общения включены в специфические формы совместной деятельности. Люди в процессе выполнения ими различных функций не просто общаются, а общаются по поводу некоторой деятельности.

Пример: мы общаемся по поводу занятий, обучение – деятельность.

Ломов рассматривает общение и деятельность не как параллельно существующие взаимосвязанные процессы, а как две стороны социального бытия человека, его образа жизни.

По мнениюЛеонтьева, общение можно рассматривать как определенную сторону деятельности, т.е. общение включено в любую деятельность, это ее элемент, а сама деятельность рассматривается как условие общения. Наконец, общение можно рассматривать как особый вид деятельности. Внутри этой точки зрения выделяются 2 разновидности:

· Эльконин рассматривал общение с точки зрения самостоятельной деятельности, выступающей на определенных этапах онтогенеза. Общение понимается как коммуникативная деятельность.

Пример: дошкольники, и особенности подросткового возраста.

· В другом ракурсе общение рассматривается в общем плане и понимается как один из видов деятельности (имеется ввиду прежде всего речевая деятельность), и относительно нее отыскиваются все элементы, свойственные деятельности вообще: действия, операции, мотивы и пр. (Леонтьев).

2. Формирующая функция общения проявляется в процессе общения со взрослыми (пить, есть, говорить, ходить и т.д.)

3. Функция подтверждения проявляется в том, что только в ходе общения с другими людьми мы можем познать, понять и утвердить себя в собственных глазах. Еще Уильям Джеймс отмечал, что для человека «не существует более чудовищного наказания, чем быть предоставленным в обществе самому себе и оставаться абсолютно незамеченным». В психологии существует понятие «неподтверждение» - именно это состояние и означает «ТЕБЯ ЗДЕСЬ НЕТ» или «ТЫ НЕ СУЩЕСТВУЕШЬ».

Известно, что повседневный опыт человеческого общения невозможен без знаков подтверждения – знакомства, приветствия, именования, оказания различных знаков внимания. Минимум подтверждения, и у вас хорошее настроение.

4. Функция организации и поддержания межличностных отношений. Общение связано с оцениванием других людей и установлением с ними определенных эмоциональных отношений – либо + либо -. Симпатии и антипатии к одним и тем же людям в различных ситуациях.

5. Внутриличностная функция общения – одна из самых важных. Ее роль сводится к тому, что общаясь посредством внутреннего диалога, мы принимает или не принимаем определенные решения, совершаем поступки. «Внутреннее» общение можно рассматривать как универсальный способ мышления человека.

 

 



2015-12-07 1471 Обсуждений (0)
IV. ПРИЕМ «Терпеливый слушатель» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: IV. ПРИЕМ «Терпеливый слушатель»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1471)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)