Психология организованной преступности
Характерной особенностью организованной преступности является создание основного преступного сообщества, глубоко законспирированного, имеющего высокий уровень саморегуляции и иерархическую структуру, в большинстве случаев пирамидальную, на вершине которой находится основной лидер, а в непосредственном его окружении небольшая группа лиц, принимающих основные решения. Создаются структуры, в которых многие их участники выполняют различные функции, объединенные единым замыслом и определенными принципами общности. Условиями планируемой в качестве долговременной преступной деятельности являются целесообразное распределение ролей, наличие определенной структуры группировки и иерархии, правил поведения для ее участников с определением санкций за отступление от них. Эти условия, по существу, являются признаками такой общности, как организация. Организованная преступность - устойчивое явление, трудно поддающееся предупредительно-профилактическому воздействию, поскольку внутренняя криминогенная зараженность участников преступного сообщества постоянно подогревается их взаимовлиянием, а самовольный отход кого-либо из них от преступной среды нередко карается жестокими мерами воздействия. Организованная преступность отличается пространственным размахом. Она охватывает нередко целые регионы либо отрасли народного хозяйства, парализуя нормальное развитие общества коррумпированными связями преступников с правоохранительными органами, взяточничеством, должностными злоупотреблениями, хищениями в особо крупных размерах, незаконными контрабандно-валютными операциями. Психология преступного сообщества в качестве специального раздела криминальной психологии исследует генезис образования, структуру, распределение ролей, а также психологические механизмы управления. Став членами преступного сообщества, многие преступники действуют активнее, поскольку такая деятельность подкрепляется групповым авторитетом. Создание преступного сообщества - это не только количественный, но и качественный сдвиг социальной опасности. 26Профессионально значимые качества личности юриста В этих условиях особую актуальность приобретают вопросы, относящиеся к исследованию личности юриста, создание соответствующих методик психологической оценки и профессионального отбора лиц, направляемых на работу в сферу правоохранительной деятельности. О том, что это необходимо сделать, показал анализ деятельности прокурорско-следственных работников, тот очевидный факт, что значительная часть выпускников юридических вузов, направляемых по распределению в органы прокуратуры, в психологическом отношении оказывается далеко не всегда профессионально пригодной. Несоответствие индивидуально-психологических весьма специфическим, порой жестким требованиям труда в прокуратуре способствует возникновению у многих из них состоянию психического перенапряжения, и, как следствие этого, возникновению различных психосоматических расстройств и заболеваний. В итоге это приводит к неудовлетворенности своим служебным положением, избранной профессией, в результате чего часть из них уходит в другие структуры, либо вообще меняет профиль работы. 27Оценка способностей юриста к профессиональной деятельности.Объективная оценка способностей юриста, его индивидуально-психологических, характерологических особенностей, свойств личности под углом зрения требований его профессиональной деятельности проводится с использованием разработанных для этих целей специальных критериев профессиональной пригодности. психологических критериев, выявленных в результате психодиагностического обследования юриста с использованием специально подобранных для этих целей тестовых методик. 28Психология осмотра места происшествия. Место происшествия – источник информации о психических особенностях личности преступника. Связь преступника с местом происшествия имеет неоднозначный характер. Не только преступник изменяет место преступления, но и место изменяет преступника, влияя в дальнейшем на его психику. Поэтому для раскрытия преступления необходимо искать не только внешние следы и вещественные доказательства, но и обратить внимание на следы, оставшиеся в психике преступника, т.е. негативные обстоятельства психологического характера. Следователь, осматривающий место преступления оказывается вовлечен в эту деятельность внезапно, с дефицитом информации, при наличии массы раздражителей. Основным методом изучения обстановки места происшествия является наблюдение, в котором ведущую роль играет восприятие и мышление. В процессе восприятия участвуют все виды анализаторов однако основными являются осязательные и зрительные. Очень помогает в восприятии вербализация увиденного (воспроизведение образа). Осматриваемые предметы следует сравнить с аналогичными сопоставляя результаты. Существующая роль в восприятии мыслительных процессов в целом всей познавательной деятельности следователя на месте происшествия играет психическая установка. Т.е. может возникнуть состояние в котором «мы не только верим тому, что видим, но до некоторой степени и видим то, во что верим». Такому восприятию способствует негативное психическое состояние – когнетивного диссонанса – следователя. Таким образом следователю при расследовании необходимо иметь ясность и суметь признать неправомерность выбранной, очевидной на первый взгляд, версии. Большую роль в осмотре места происшествия играет эмоциональный фактор. При раздражителях, вызывающих отвращение, снижается результативность осмотра, т.к. подсознательно человек стремится уйти с такого места. Для избежания такого явления формируют группы осмотра места происшествия после которого формируют групповое мнение. Перспективным направлением в работе следователя видится участие в осмотре места преступления судебного психолога для помощи в дешифровке по материальным следам смысловых показателей психологического содержания преступного поведения правонарушителя, в составлении психологического портрета преступника. 29 Психология обыска. Процессуальный порядок проведения обыска, последовательность действий следователя во время его проведения регламентированы ст. 182,184 УПК. В отличии от осмотра места происшествия во время обыска он проводится при лицах, которые не хотят чтобы искомые предметы были найдены. С точки зрения обыскиваемого могут сложиться в ходе расследования 2 ситуации: 1) обыск является неожиданностью, т.е. действий на сокрытие предпринималось; 2) обыскиваемый допускал возможность обыска в связи с чем предпринял необходимые меры к сокрытию искомого и смоделировал ситуации при обыске. На поведение обыскиваемого при сокрытии искомого влияют: его интеллектуальность, особенность мышления, ведущие потребности, которые в совокупности формируют индивидуальность деятельности, отражающий способность усвоения информации. Лица, наделенные развитым интеллектом помимо объективно недоступных мест (т.е. физически труднодоступных) прибегают к нестандартным решениям и прячут искомое в открытых для зрения местах- это субъективно недоступные места. Часто для введения следователя в заблуждение или желая скрыть волнение обыскиваемый прибегает к уловкам: -демонстрирует мнимое сотрудничество; -умышленно отвлекает внимание следователя; -дезориентирует следователя относительно искомого, вплоть до прямого обмана; -провокации в адрес следователя, угрозы. Лучшим способом нейтрализовать такое поведение является спокойное, невозмутимое поведение следователя. Во время обыска весь потенциал следователя должен быть направлен на поиски, это является единственной задачей, т.к. в условиях противодействия и неуверенности это крайне трудно. Такому целевому поведению предшествует психологическая установка- формируется психологическая установка. Нельзя не учитывать и того, что объекты (предметы) во время обыска обследуются в незнакомом месте + ко всему противодействие обыскиваемого = быстрая утомляемость и снижение работоспособности. Во избежание подобного необходимо во время обыска делать перерывы и особенно помогать глазам т.к. на них ложится основная нагрузка. Нельзя допускать спешки и суеты, а также максимально обеспечить тишину. Помимо наблюдения следователь может применять различные тактико-психологические методы, приемы проверки реакций обыскиваемого: -метод беседы-вопросы перед обыском; -метод испытания- возврат к месту, которое вызвало реакцию; -метод сравнения – выявляет существенные различия в осматриваемых предметах (неровность оклейки обоев). 30 Психология предъявления для опознания. Предъявление для опознанияпредставляет собой следственное действие, при котором определенное лицо,ранее допрошенное по данным фактам следователем, опознает живого человека,труп, предмет или их фотографическое изображение. Как правило, опознаваемыйобъект должен быть предъявлен для опознания в группе с другими однороднымиобъектами в количестве не менее трех. О результатах опознания составляетсяспециальный протокол.Процесс опознания сводится к сравнению образа объекта, хранящегося в памятиопознающего, с объектами, предъявляемыми следствием. Вывод, которыйполучается в результате такого сравнения, сообщается следователю.На процесс опознания влияет ряд факторов:1) условия формирования образа объекта, воспринятого в связи с событиемпреступления:• социально-психологические установки воспринимающего («вор», «бандит» ипр.);• эмоциональное состояние субъекта (сильное волнение, аффект);• физическое состояние субъекта (т.е. состояние его органов чувств,здоровья);• неблагоприятные погодные и иные обстановочные условия (ночное время,ненастье и т.п.);• кратковременность восприятия;• значительное число объектов и т.д;2) объективность восприятия и анализа информации об объектах, предъявленныхследователем (это связано главным образом с условиями, в которых проводитсяопознание);3) объективность вывода опознающего, который сообщается следователю.При производстве опознания необходимо учитывать действие факторов, которыемогут привести к тенденциозному восприятию опознающим предъявленныхобъектов (отсутствие шнурков, остриженная наголо голова, помятая одежда ипр.).
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (251)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |