Структура общения, формы, механизмы, связь общения с характером совместной деятельности и характером отношений партнеров по общению
Как уже нами было замечено, общение - многогранный процесс, одновременно общение может решать многие вопросы и задачи, касающиеся непосредственно отношений партнеров по общению. Общение можно разделить на: ü Инструментально направленное – направлено на выполнение социально-значимой задачи, на дело, на результат; ü Личностно-направленное – направленное на удовлетворение личностных потребностей.
Общение позволяет выделить следующие аспекты (по А.П. Панфилову): · Информационно-коммуникативный аспект - общение рассматривается как вид личностной коммуникации, в процессе которой осуществляется обмен информацией; · Интерактивный аспект - общение анализируется как взаимодействие индивидов в процессе кооперации; · Гносеологический аспект - человек выступает как субъект и объект социального познания; · Аксиологический аспект - изучение общения как процесса обмена ценностями; · Нормативный аспект - выявляющий место и роль общения в процессе нормативного регулирования поведения индивидов, а также процесс передачи и закрепления норм в обыденном сознании, реального функционирования стереотипов поведения; · Семиотический аспект - общение выступает как специфическая знаковая система, с одной стороны, и посредник в функционировании различных знаковых систем с другой; · Социально-практический аспект общения заключается в том, что процесс общения рассматривается в качестве обмена результатами деятельности, способностями, умениями, навыками.
Вступая в общение, то есть, взаимодействуя друг с другом, мы преследуем конкретные цели: · Обмен или передача информации, · Формирование навыков, развитие профессиональных качеств, · Формирование отношения к себе, к людям, к обществу, · Обмен деятельностью (технологии, инновации), · Изменение мотивации, · Обмен эмоциями.
В реальной практике общения мы встречаемся с типовым взаимодействием: · «Я-Я» (юрист-клиент, ученик-преподаватель), - тип общения индивидуально-личностный, · «Я-МЫ» (руководитель-подчиненные),- индивидуально-коллективный, · «МЫ-МЫ» (специалисты по переговорам, административно-управленческий персонал, студенты), - коллективно-общественный. Как вы понимаете, каждому типу отношений также свойственны определенные специфические черты, цели, задачи, лексика, приемы и технологии. Учитывая сложность понятия «общение», имеет место обозначить егоструктуру, чтобы в дельнейшем проанализировать каждый его элемент. Основными сторонами общения являются: - коммуникация (коммуникативная сторона общения) - интеракция (интерактивная сторона общения) - перцепция (перцептивная сторона общения) I. КОММУНИКАЦИЯ – обмен информацией в процессе общения. А. Зверинцев в своей книге «Коммуникативный менеджмент» рассказывает о предании одного из африканских племен, свидетельствующем о том, что Бог при сотворении обитателей континента создал сначала барабанщика и только потом охотника и кузнеца. О чем это говорит. Мудрый Африканский Бог понимал: племя выживет не столько благодаря меткому охотнику или ловкому кузнецу, сколько при наличии умелого барабанщика, который сумеет в минуту опасности мгновенно собрать суетящихся в хижинах или плутающих по окрестностям соплеменников. Барабан в жизни африканцев играет настолько значительную роль, что каждому из новорожденных дают два имени – одно обычное, второе – специальное для барабана. Рожденный в деревне, умеет переговариваться посредством барабана, боле того, переговариваться на больших расстояниях. Звуки набата на Руси – роль коллективного организатора, вечевой колокол. В современных условиях коммуникация является основой жизнедеятельности. Статистика: 63% английских, 73% американских, 85% японских руководителей считают, что коммуникация – это главное условие на пути достижения эффективности их организации. Причем сами руководители тратят на это от 50 до 90 % своего времени. В социально-психологическом смысле коммуникация – это передача информации от отправителя к получателю. Схема: Отправитель Процесс передачи Получатель информации О П
В структуре коммуникации следует отличать цель как рационально обоснованное намерение, от побудительного мотива, как скрытого намерения или мотива, зачастую выдаваемого лишь на невербальном уровне. Схема: Цель О Средства кодирования Сигнал Прием декодирования П Результат
Контекст коммуникации может быть выражен утверждением, вопросом или побуждением, скрывающим или демонстрирующим личные цели и скрытые мотивы. Коммуникация предполагает обратную связь и понимание, причем, ответственность лежит в большей степени не его отправителе. II. ИНТЕРАКЦИЯ – организация взаимодействия между индивидами, обмен не только знаниями, идеями, но и действиями. Выделяют следующие виды взаимодействия: · групповая (совместная трудовая деятельность, кооперация) · конкуренция (соперничество) · конфликт.
Для того чтобы общение было эффективным необходимо соблюдать следующие условия: · равенство психологических позиций социальных субъектов независимо от их социального статуса, · равенство в признании активной коммуникативной роли друг друга, · равенство в психологической взаимоподдержке.
Взаимодействие складывается из действий, которые, в свою очередь, состоят из элементов: ü действующий субъект, ü объект действия (субъект) на которого направлено воздействие, ü средства воздействия, ü метод действия (способ использования средств), ü реакция человека на которого воздействуют, результат действия. При взаимодействии осуществляется: · физический контакт, · совместная организация пространственной среды и перемещение в ней, · совместное групповое или массовое действие, · вербальный и невербальный информационный контакт.
В результате социологических исследований установлено, что: · воспринимаемый человек стремиться трансформировать представление о себе в благоприятную для своих целей сторону, · внимание воспринимающего сосредоточено прежде всего на смысловых и оценочных (в том числе причинах) интерпретациях объекта, · большая зависимость перцепции от мотивационно-смысловой деятельности и связь ее с аффектами.
Перцептивная функция общения в совместной деятельности направлена на решение следующих задач: § формирование содержания межличностного восприятия, § содействие установлению взаимопонимания, § обеспечение влияния участников совместной деятельности друг на друга.
Для достижения эффективности взаимодействия важно восприятие – целостное отражение внешнего облика и поведения человека, его понимание и оценка. Человек воспринимает мир посредством 5 сенсорных каналов: Зрение, слух, осязание, обоняние. Все они работают 24 в сутки. Основной объем информации (90%) приходится на зрение, 10% - на слух. Задача – обеспечение максимального взаимопонимания людей.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1415)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |