Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Мероприятия НТП как основа стратегического



2015-12-07 450 Обсуждений (0)
Мероприятия НТП как основа стратегического 0.00 из 5.00 0 оценок




Тема 3. ПРОЦЕСС СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ.

 

3.1.Понятие стратегического планирования.

 

Проблемы разработки стратегического решения возникает у

предприятий в следующих случаях:

1) Принятие решения о создании (приобретении) предприятия.

2) Для поддержания и развития эффективности работы предприятия.

3) Государство заставляет менять стратегию предприятия при его банкротстве путем внедрения антикризисного управления.

 

стабильные

результаты

¦

¦ ______стабильный

¦ уровень пр-ва

¦ резкий

¦ рост

¦эф-ти

¦

----+---------------------------------------------------------------

min отдача от новая программа

вложений

 

Процесс планирования является необходимой составляющей любой модели управления. Кроме того, в любом случае стратегический план должен описывать по меньшей мере три компоненты: начальное состояние бизнеса, желаемое (конечное) состояние бизнеса и средства, связывающие эти два состояния.

Стратегическое планирование - это процесс определения стратегии организации путем установления ее миссии, анализа стратегических позиций, исследования внешних и внутренних факторов и действий, которые могут привести к достижению, удержанию, развитию и капитализации конкурентных преимуществ. Выбираемые стратегии должны эффективно капитализировать сильные стороны фирмы, преодоление ею своих слабых сторон, извлечение преимуществ от благоприятных внешних условий и успешное отклонение от внешних опасностей.

Процесс стратегического планирования (см. рис. 2) предполагает для лица, принимающего стратегические решения, поиск ответов на ряд следующих вопросов:

1. Кто мы? Каков наш бизнес?

2. Где мы находимся в настоящее время? Каково текущее состояние нашего бизнеса?

3. Где мы были вчера? Каким был наш бизнес вчера?

4. Каковы сильные и слабые стороны нашего бизнеса? Что мы можем и чего мы не можем?

5. Что препятствует достижению наших целей?

6. Что способствует развитию нашего бизнеса?

7. Куда мы идем?

8. Как хорошо мы выполняем нашу миссию? Что необходимо сделать, чтобы выполнять нашу миссию как можно лучше?

9. Что можно предпринять? Какие стратегические альтернативы имеются?

10. Что следует сделать? Какой должна быть наша стратегия?

11. Насколько устойчива наша стратегия к изменениям в стратегическом пространстве?

Ответы на эти вопросы определяются в процессе стратегического планирования, которое представляет собой набор действий и решений, предпринимаемых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь предприятию достичь своих целей. В процессе стратегического планирования решаются четыре основных задачи:

- распределение ресурсов;

- адаптация к внешней среде;

- внутренняя координация;

- организационное стратегическое предвидение.

В системе стратегического планирования отсутствует предположение о том, что будущее непременно должно быть лучше прошлого и не считается, что будущее можно изучить методами экстраполяции.

Поэтому при стратегическом планировании применяют метод анализа разрывов между целями и достигаемыми результатами.


 

- 3 -

 

 

Реализация Цели/задачи

продукции Улучшение

вследствие

диверсифи-

кации Существующий потенциал

 

Улучшение вследствие

повышения

конкурентоспособности

 

Перспективы

Улучшение вследствие

анализа перспектив

 

Экстраполяция

 

 

Время

 

Схему процесса стратегического планирования можно представить в виде этапов:

 

           
   
   
 


Миссия Анализ Анализ

и цели внешней сильных и

среды слабых сторон

           
   
 
   
 

 


Оценка Управление Анализ

альтернатив

стратегии реализацией и выбор

стратегии стратегии

 

Простота этой схемы кажущаяся, так как вследствие наличия

обратных связей между разными этапами работа над каждым из них может повторяться несколько раз, а их очередность только показывает последовательность начала каждого этапа.

 

Мероприятия НТП как основа стратегического

плана организации

 

Основой принимаемых решений при стратегическом планировании является обоснование целесообразности принятия того или другого стратегического плана; предприятие прежде всего оценивает продолжительность приобретаемого на рынке преимущества за счет этого плана.

Это связано прежде всего с тем, что для реализации стратегического проекта требуются, как правило, значительные инвестиции,

и ряд лет для окупаемости (возвращения) вложенных средств.

Можно предположить, что такое преимущество предприятие (фирма) получает только тогда, когда в основу ее программы заложена реализация мероприятия научно-технического прогресса.

Признание того или иного технического решения как части

конструкции или технологии мероприятием НТП возможно лишь тогда, когда именно это техническое решение дает наибольший экономический эффект по отношению ко всем существующим в мире аналогичным подходам к решению аналогичной проблемы.

Каждое мероприятие НТП проходит свой жизненный цикл. Длительность этого цикла определена интенсивностью развития НТП соответствующей отрасли. Так, в приборостроении ДЖЦ той или иной разработки гораздо короче, чем в машиностроении, хотя все они проходят одни и те же стадии:

- научно-исследовательские разработки (НИР);

- конструкторские разработки (КР);

- технологическая подготовка (ТП);

- производство (П);

- эксплуатация (Э).

 

 

НИР ОКР ТПГ П Э


Т

 

Начало жизненного цикла определяется началом научно-исследовательских разработок в данной области, а завершается с моментом морального старения данного мероприятия НТП (продукции, технологии).

Т.о. мы заранее ограничены в своих возможностях по возращению вложенных средств.

Реальные результаты (прибыль) от реализации мероприятий НТП получается при эксплуатации этого мероприятия и каждый участник жизненного цикла, будь то :

- научный работник;

- конструктор;

- производственник;

- потребитель;

оценивают конечную эффективность своего участия в процессе. Его интересы учтены в цене. Так потребитель ожидает дополнительных доходов от использования мероприятий НТП с учетом вложенных средств на его приобретение.

Производитель несет затраты по приобретению документации и

освоению производства и он должен быть уверен, что спрос на данную продукцию будет достаточно длительным для того, чтобы как можно в короткие сроки окупить вложенные средства (затраты). Характеристики спроса во многом зависят от того, как потребитель оценит свои интересы.

Эффективность стратегического плана зависит от потенциала

выбранной стратегии, от уровня его новизны, а также от того,

насколько быстро продукция поступит к потребителю.

Аналогично и разработчики проекта, доказывая эффективность

своих разработок, должны оценивать результаты у потребителя. Необходимо обязательное соблюдение всех этапов ЖЦ разработок.

 

 

Эт = Рт - Зт

 

Используя эту формулу, мы можем оценить экономический эффект, связанный с реализацией НТП.

Преобразуя эту формулу, можно установить границы цен на результаты работы каждого этапа ЖЦ мероприятий НТП.

 

э п э

Эт = Рт - Зт - Зт- Цнт + Цнт= (Рт - Зт- Цнт) + (Цнт - Зт)

 

То есть цена на мероприятия НТП не может быть больше того эффекта, который получает пользователь и не может быть меньше затрат производителя.

Таким образом мы установили, что является основой стратегического плана, а именно это: решение, имеющее значительный потенциал (мероприятие, дающее прибыль, позволяющее за определенный период возместить вложенные средства, инвестиции) на достаточно длительный промежуток времени.

 

 

3.3 Разработка прогноза как основы стратегического плана

Основные понятия и сущность процессов прогнозирования

 

Повышение эффективности общественного производства в

значительной мере определяется темпами НТП. Основой долгосрочного стратегического плана служат прогнозы, которые являются инструментом для определения целей действий и средств их достижения.

Прогноз - это научное обоснование, суждение о возможном состоянии объектов в будущем и (или) об альтернативных путях и сроках их осуществления.

Наука о прогнозировании называется прогностикой.

Являясь базой, основой для стратегического плана, прогноз в

то же время имеет ряд отличий (принципиальных) от него.

Прогнозы носят вероятностный характер и характеризуются

многовариантностью описания развития объекта в будущем, в зависимости от состояния внешней среды (активного фона).

План же представляет собой отражение принятого для реализации варианта развития объекта с указанием конкретных сроков исполнения, объема работ и финансирования.

Научно обоснованный прогноз позволяет создать реально выполнимый план, обеспечить конкурентоспособность и необходимый уровень создаваемых разработок, в значительной степени избежать ошибок и просчетов.

В качестве классификационных признаков при группировке прогнозов используются:

- назначение;

- масштабность;

- период.

По назначению прогнозы можно разделить на:

1) научно-технические;

2) технико-экономические:

- развитие предприятия;

- размещение предприятия;

3) социально-экономические:

- демография;

- миграция;

- трудовые ресурсы;

- благосостояние;

- спрос и т.д.;

4) военно-политические:

- международные отношения;

- военный потенциал;

5) естественно-природные:

- погода;

- землетрясение;

- природные ресурсы;

- космические.

По масштабу действия различают прогнозы:

1) международные;

2) национальные;

3) межотраслевые;

4) отраслевые;

5) прогнозы на уровне предприятия.

Логическая последовательность разработки прогноза предусматривает выполнение следующих этапов:

1) Предпрогнозная ориентация на основе системно-структурного анализа объекта прогнозирования.

2) Постановка задачи для разработки прогноза. Уточнение характеристик объекта, масштабов выпуска, или рынков сбыта, установление периода основания и учреждения, также условий и ограничений.

3) Анализ и установление факторов прогнозного фона.

4) Формирование информационной базы по объекту прогноза и прогнозному фону.

5) Разработка прогнозной модели и выбор методов прогнозирования.

6) Разработка прогноза и оценка его достоверности с учетом действия факторов прогнозного фона.

7) Выработка рекомендаций по принятию стратегии развития объекта на основании прогноза.

 



2015-12-07 450 Обсуждений (0)
Мероприятия НТП как основа стратегического 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Мероприятия НТП как основа стратегического

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (450)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)