Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


ПОНЯТИЕ «ТЕМПЕРАМЕНТ»




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ТЕМА №4. ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ.

 

Индивидуально-типологические особенности проявляются в темпераменте, характере, способностях, а также в возрастных и половых особенностях.

Медицинскому работнику необходимо разбираться в личности пациента и строить с ним взаимоотношения в соответствии с его индивидуально-типологическими особенностями. В поведенческом общении можно и нужно предвидеть особенности реакции лиц с разным типом темперамента и адекватно на них реагировать. Это поможет быстрее наладить контакт с пациентами, построить конструктивные отношения и избежать конфликтов.

 

v ТЕМПЕРАМЕНТ- совокупность индивидуальных особенностей личности, определяющих динамическую и эмоциональную сторону её поведения.

 

Наиболее раннюю классификацию темпераментов дал Гиппократ в V веке до нашей эры( 460-377 гг до н.э.), выделив холерический, сангвинический, флегматичный и меланхолический типы. Считалось, что в организме человека имеются 4 основные жидкости: кровь, слизь, жёлтая желчь, чёрная желчь. Смешиваясь в каждом человеке в тех или иных пропорциях, они составляют его темперамент. Каждый темперамент получил название той жидкости, которая якобы преобладает в его организме:



· Сангвинический ( лат.sanguis-кровь)

· Холерический (греч.chole-желчь)

· Флегматический (греч.phlegma- слизь)

· Меланхолический (греч.melaina chole- черная желчь)

·

И.П.Павлов раскрыл физиологическую сущность различных типов темперамента.

Физиологические основы темперамента.

И.П. Павлов, изучая особенности выработки условных рефлексов у собак, обратил внимание на индивидуальные различия в их поведении и протекании условно-рефлекторной деятельности. Эти различия проявлялись прежде всего в таких аспектах поведения, как скорость и точность образования условных рефлексов, а также в особенностях их затихания. Это обстоятельство дало возможность выдвинуть гипотезу о том, что указанные различия не могут быть объяснены только разнообразием экспериментальных ситуаций и что в их основе лежат некоторые фундаментальные свойства нервных процессов.

И.П.Павловым было выделено три основных свойства процессов возбуждения и торможения:

Сила нервных процессов – это способность нервных клеток переносить сильное возбуждение и длительное торможение, т.е. выносливость и работоспособность нервных клеток. Сила нервного процесса выражается в соответствующей реакции на сильные раздражители: сильные раздражения вызывают у сильной нервной системы сильные процессы возбуждения, у слабой нервной системы – слабые процессы возбуждения и торможения.

Уравновешенность предполагает пропорциональное соотношение данных нервных процессов. Преобладание процессов возбуждения над торможением выражается в быстроте образования условных рефлексов и медленном их угасании. Преобладание процессов торможения над возбуждением определяется замедленным образованием условных рефлексов и быстротой их угасания.

Подвижность нервных процессов – это способность нервной системы быстро в ответ на требования условий внешней среды сменять процесс возбуждения процессом торможения и наоборот.

Выделенные Павловым свойства нервных процессов могут образовывать определенные комбинации, которые определяют так называемый тип нервной системы, или тип высшей нервной деятельности.

 

Из этих частей складывается темперамент:

 

1.Сензитивность-наименьшая сила и скорость воздействия, необходимая, чтобы вызвать реакцию.

2.Реактивность-степень непроизвольной реакции.

3.Активность-степень энергичности в достижении поставленной цели, включает два механизма- эмоциональный и волевой.

4.Темп реакции-скорость протекания психических процессов( например находчивость, темп речи).

5.Понятие пластичности и ригидности-легкость или затрудненность приспособления человека к окружающей среде.

6.Экстраверсия- Интроверсия.

 

Интровертированность - характерологическая особенность, проявляющаяся в необщительности, отсутствии интереса к другим, склонность к углубленному самоанализу.

Интроверт часто погружен в себя, испытывает трудности при установлении контактов с людьми и адаптации к реальности. В большинстве случаев он спокоен, уравновешен, миролюбив. Обычно задумывается над тем, что и как будет делать, не склонен поддаваться моментным побуждениям, пессимистичен, не любит волнений, придерживается заведенного порядка, контролирует свои чувства, редко ведёт себя агрессивно. Круг друзей невелик.

 

Экстравертированность - характерологическая особенность, проявляющаяся в повышенной общительности, открытости внутреннего мира, интереса к другим людям.

Экстраверту свойственна импульсивность, недостаточный самоконтроль, хорошая приспособляемость к среде. Он отзывчив, жизнерадостен, уверен в себе, стремится к лидерству, имеет много друзей, несдержан, любит рисковать, остроумен, не всегда обязателен. Лучше переносит боль, но менее терпим к сенсорной депривации, вследствии чего не переносит монотонности, чаще отвлекается во время работы.

 

Нейротизм- эмоциональная устойчивость или неустойчивость (стабильность-нестабильность).Высокие показатели по шкале нейротизма говорят о : нестабильности, неуравновешенности, эмоциональной неустойчивости, тревожности, мнительности, медлительности, плохой адаптации.

 

ТЕМПЕРАМЕНТА

 

 

· САНГВИНИК- сильный, уравновешенный, подвижный(лабильный) , малотревожный.

Сензитивность- невысокая. Активность- высокая. Реактивность- высокая. Темп психических реакций –очень высок

 

+Быстро приспосабливается к новым условиям, быстро решает текущие оперативные задачи, обладает быстрой переключаемостью внимания, высокой эмоциональностью, контактностью. Его можно использовать для разрядки конфликтных ситуаций в группе, организации совместных действий, лидерства.

 

-Малопродуктивны в условиях монотонной деятельности, требующей длительного напряженного внимания, склонны к перемене обстановки и видов деятельности, требующей длительного напряжения внимания, склонны к перемене обстановки и видов деятельности.

 

Больные: часто недооценивают тяжесть состояния, не склонен быстро обращаться к врачу, склонен лечение не заканчивать, увлекается новыми методами лечения, легко свыкается с новой ролью «больного»

«ДОВЕРЯЙ, НО ПРОВЕРЯЙ»

 

· ХОЛЕРИК- сильный, неуравновешенный, подвижный тип с преобладанием процессов возбуждения.

Сензитивность- невысокая. Активность - высокая. Реактивность - высокая. Ригидность. Темп реакции- ускорен, эмоционально возбудим.

+Наиболее продуктивен там, где требуется высокая активность, увлеченность, концентрация внимания, лидерство, высокая ролевая активность.

- Его следует отстранять от конфликтных ситуаций, строго объективно оценивать его успехи и тактично указывать на недостатки, воспитывают выдержку и самообладание.

Больные: тяжело переживает болезнь, легко переходит от отчаяния к неоправданным надеждам, высокая опасность конфликта с врачом. Интересы на реабилитацию устойчивы. К ухудшению состояния тяжело относится, но с большой энергией преодолевает.

«НИ МИНУТЫ ПОКОЯ» Холерика необходимо загружать всё время работой, решением разных задач, иначе он может использовать свою энергию неадекватно.

 

· ФЛЕГМАТИК- сильный , уравновешенный, инертный.

Сензитивность- невысокая. Реактивность- невысокая. Активность- невысокая. Ригидность. Эмоциональная возбудимость- невысокая. Темп реакции - не высок.

+Он незаменим в ситуациях, требующих пристального внимания, обстоятельности в делах, терпения, неторопливости, продуктивен в монотонных условиях деятельности.

- Испытывает трудности при необходимости быстрого ориентирования на изменение ситуации, быстрого принятия решений, при ориентации в конфликтных ситуациях. Малопродуктивен при необходимости быстро переработать информацию, социально пассивен, не претендует на лидерство, малообщителен и малоэмоционален.

Больные: очень медленно формируется установка на реабилитацию. Известие о болезни встречает спокойно внешне, склонен сохранять жизненный стереотип из-за ригидности, привязчив к врачу. Когда перестроится, достигает максимального результата, добивается цели упорно. Программа реабилитации обычно растянута во времени.

«НЕ ТОРОПИ» Надёжен только в неторопливом, стабильном и не стрессовом режиме работы.

 

· МЕЛАНХОЛИК- слабый, неуравновешенный, высокотревожный, высокочувствительный.

Сензитивность- высокая. Активность - низкая. Темп реакции – невысок.

+В спокойной жизненной ситуации проявляет высокую интеллектуальную и практическую работоспособность, вдумчивость, ответственность, исполнительность, отзывчивость.

-Не переносит нервных перегрузок, стрессовых ситуаций, теряется, затормаживается. Конфликты избегает, а не решает. Ищет опору в более сильной личности.

Больные: легко впадают в панику, быстро теряют веру в себя, пессимистически относятся к прогнозу, свои волевые качества недооценивают. Перестают ходить к врачам, склоны к суицидам.

«НЕ НАВРЕДИ» Очень легко обидеть, эмоции часто носят депрессивный оттенок.

 

Подчеркнем, темперамент определяет лишь динамические, но не содержательные характеристики поведения. На основе одного и того же темперамента возможна и «великая» и социально ничтожная личность.

 

Тип темперамента по Гиппократу Краткая характеристика Свойства нервной системы по И.П. Павлову Выдающиеся личности
Флегматик Пассивный, очень трудоспособный, медленно приспосабливающийся, эмоции проявляются слабо Спокойный, сильный, уравновешенный, малоподвижный И.А. Крылов И. Ньютон
Сангвиник Активный, энергичный, легко приспосабливающийся Живой, сильный, уравновешенный, подвижный М.Ю. Лермонтов Наполеон I В.А. Моцарт
Холерик Активный, очень энергичный, настойчивый, эмоции неуправляемы Легко возбудимый, сильный, неуравновешенный, подвижный Петр I А.С. Пушкин А.В. Суворов М. Робеспьер
Меланхолик Пассивный, легко утомляющийся, тяжело приспосабливающийся, очень чувствительный Слабый, неуравновешенный, сдержанный, подвижный или малоподвижный Н.В. Гоголь П.И. Чайковский

 

 




Читайте также:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (231)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7