Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Рекомендации по изучению темы



2015-12-07 281 Обсуждений (0)
Рекомендации по изучению темы 0.00 из 5.00 0 оценок




Тема 5: Мир массовых коммуникаций

Объем, содержание и основные разделы темы:

 

· Государство, общество и СМИ

Какова социальная роль журналистики? В чем состоят функции СМИ? Как можно описать задачи конкретных изданий, телепередач? Как вы считаете, выполняют ли известные вам СМИ свои задачи? Почему деятельность СМИ часто вызывает критическое отношение общества? Что можно ответить критикам?

 

· СМИ в развитии – как меняется журналистика

Какие информационные явления предшествовали развитию журналистики? Почему они появились? Что вы знаете о первых газетах? С какого момента идет отсчет истории российской журналистики? Когда появились первые информационные агентства? Когда появилось радио? Телевидение? Кто из русских ученых имеет отношение к изобретениям, повлиявшим на их развитие? Что такое «новые медиа»? Знаете ли вы о

«мобильном контенте»?

 

· СМИ и аудитория – как мы воспринимаем журналистику

Влияют ли интересы и потребности аудитории на содержание и форму информации? Что такое медиарынок? Почему появляются новые издания и телепередачи? Как вы оцениваете состояние медиарынка – может ли сегодня каждый человек найти необходимую ему информацию? Чего недостает? Что и почему выбираете вы, ваша семья, друзья на медиарынке (что предпочитаете читать, смотреть, слушать)? Находит ли молодежная аудитория в СМИ все, что ей нужно?

 

· Этические проблемы в журналистике

Как вы понимаете социальную ответственность СМИ? Считаете ли вы, что СМИ всегда ведут себя ответственно и их влияние на жизнь общества в целом, на состояние отдельных проблем, на развитие конкретных ситуаций позитивно? Негативно? Какие можно привести примеры?

 

Рекомендации по изучению темы

 

Эта тематический раздел, состоящий из нескольких частей, – один из основных и самых сложных в подготовке. В качестве источников мы рекомендуем прежде всего сами СМИ: абитуриент факультета журналистики должен продемонстрировать, что действительно проявляет интерес к той сфере деятельности, в которой он намерен реализовать свой потенциал. Здесь нужно ориентироваться в реальном положении СМИ: ежедневно читать газеты и журналы и уметь определить свою позицию по отношению к ним; слушать выпуски новостей, чтобы быть в курсе текущих событий и обсуждаемых проблем; различать формы, в которых подается информация; понимать и попытаться сформулировать различия между каналами СМИ. Чтобы высказывать свое отношение к телепередачам, изданиям, журналистам, нужно иметь представление о них. Теоретические источники – это тексты документов, книг, справочных изданий - играют вспомогательную роль, они лишь упорядочивают восприятие. Глубокое изучение теории и практики СМИ – дело будущего, а пока, готовясь к конкурсу, нужно пополнить свое понимание журналистики вниманием к ее текущей практике и аргументацией своей позиции по отношению к тем или иным сторонам информационной деятельности.

Напомним, что экзаменаторы не ждут от вас профессиональных ответов, здесь важно другое - общая ориентация в поле массовых коммуникаций, проявленный интерес к ней, свидетельства наблюдений, попытки понимания и качество рассуждений. Важно прежде всего, как вы воспринимаете сферу деятельности, в которой в будущем хотели бы найти свое место, как в процессе наблюдений и размышлений проявляются черты вашей личности, общий объем знаний, социальный темперамент, интеллектуальные и психологические качества – другими словами, есть ли чему раскрыться в процессе профессионального обучения.

В этой теме также важно пользоваться дополнительными источниками информации. Тренируйте навыки поиска нужной литературы, прежде всего через поисковые системы, используйте ресурсы электронных библиотек, энциклопедий.

 

Общие рекомендации по изучению тематического раздела «Средства массовой информации»

 

· Читайте периодику ежедневно

· Сконцентрируйте внимание на 1-2 газетах

· Составьте представление о журнальной периодике; сделайте попытку разобраться в основных типах журналов

· Обратите внимание на телевыпуски новостей и еженедельные итоговые аналитические программы; определите наиболее популярные жанры телевизионной журналистики

· Слушайте радио; выделите интересный для вас радиоформат, следите за его выпусками, прислушивайтесь к формулировкам, вопросам и ответам, драматургии беседы, полемике

· Ознакомьтесь с интернет-версиями традиционных СМИ, с оригинальными интернет-изданиями; оцените их возможности и преимущества в текущей социальной ориентации

· Посетите сайты ведущих информационных агентств: Интерфакс, Итар-ТАСС, РИА Новости, РБК, Regnum, Росбалт

· Выделите несколько имен журналистов, чье творчество привлекло ваше внимание, следите за их публикациями, выходами в эфир, собирайте конкретную информацию о них

· Обратите внимание на различие форм, представленных разными каналами информации (печатная журналистика, электронные СМИ); на разницу в подходах к освещению событий и проблем (жанровые формы журналистики)

· Регулярно пишите: одно контрольное сочинение из предложенного списка к темам; короткие фрагменты для тренировки различных навыков письменной речи

· Проговаривайте вслух ответы на вопросы: мало понимать смысл, нужно развивать культуру общения, постоянно находиться в состоянии поиска нужных слов и формулировок

 

 

Учебные задания

Задание 1: Изучаем документы

· Прочитайте статьи Конституции Российской Федерации (принята 12 декабря 1993 г.) и Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 г. Старайтесь делать краткие записи с ответами для лучшего закрепления полученных знаний. Зубрить не надо; постарайтесь «выловить» полезное для вас знание в обозначенных тематических рамках. Все отобранные фрагменты имеют прямое отношение к журналистике. Подумайте, как и где вы можете использовать эти положения.

КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ПРИНЯТА ВСЕНАРОДНЫМ ГОЛОСОВАНИЕМ 12 ДЕКАБРЯ 1993 Г. (ИЗВЛЕЧЕНИЯ)

<…>

РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ

 

ГЛАВА 1. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ

<…>

Статья 2

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

<…>

Статья 13

1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие.

2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

3. В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность.

4. Общественные объединения равны перед законом.

5. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

<…>

ГЛАВА 2. ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

Статья 17

1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

<…>

Статья 23

1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.

2. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.

Статья 24

1. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

<…>

Статья 28

Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Статья 29

1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.

<…>

Статья 55

1. Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.

2. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

3. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Статья 56

1. В условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия.

2. Чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации и в ее отдельных местностях может вводиться при наличии обстоятельств и в порядке, установленных федеральным конституционным законом.

3. Не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 20, 21, 23 (часть 1), 24, 28, 34 (часть 1), 40 (часть 1), 46 - 54 Конституции Российской Федерации.

<…>

ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «О СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ» ОТ 27 ДЕКАБРЯ 1991 г.

 

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Свобода массовой информации

В Российской Федерации поиск, получение, производство и распространение массовой информации, учреждение средств массовой информации, владение, пользование и распоряжение ими, изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции средств массовой информации, не подлежат ограничениям, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации.

Статья 2. Средства массовой информации. Основные понятия

Для целей настоящего Закона:

под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы;

под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации;

под периодическим печатным изданием понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год;

под радио-, теле-, видео-, кинохроникальной программой понимается совокупность периодических аудио-, аудиовизуальных сообщений и материалов (передач), имеющая постоянное название и выходящая в свет (в эфир) не реже одного раза в год;

под продукцией средства массовой информации понимается тираж или часть тиража отдельного номера периодического печатного издания, отдельный выпуск радио-, теле-, кинохроникальной программы, тираж или часть тиража аудио- или видеозаписи программы;

под распространением продукции средства массовой информации понимается продажа (подписка, доставка, раздача) периодических печатных изданий, аудио- или видеозаписей программ, трансляция радио-, телепрограмм (вещание), демонстрация кинохроникальных программ;

под специализированным средством массовой информации понимается такое средство массовой информации, для регистрации или распространения продукции которого настоящим Законом установлены специальные правила;

под редакцией средства массовой информации понимается организация, учреждение, предприятие либо гражданин, объединение граждан, осуществляющие производство и выпуск средства массовой информации;

под главным редактором понимается лицо, возглавляющее редакцию (независимо от наименования должности) и принимающее окончательные решения в отношении производства и выпуска средства массовой информации;

под журналистом понимается лицо, занимающееся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции зарегистрированного средства массовой информации, связанное с ней трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающееся такой деятельностью по ее уполномочию;

под издателем понимается издательство, иное учреждение, предприятие (предприниматель), осуществляющее материально-техническое обеспечение производства продукции средства массовой информации, а также приравненное к издателю юридическое лицо или гражданин, для которого эта деятельность не является основной либо не служит главным источником дохода;

под распространителем понимается лицо, осуществляющее распространение продукции средства массовой информации по договору с редакцией, издателем или на иных законных основаниях.

Статья 3. Недопустимость цензуры

Цензура массовой информации, то есть требование от редакции средства массовой информации со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей, - не допускается.

Создание и финансирование организаций, учреждений, органов или должностей, в задачи либо функции которых входит осуществление цензуры массовой информации, - не допускается.

Статья 4. Недопустимость злоупотребления свободой массовой информации

Не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости.

Запрещается использование в радио-, теле-, видео-, кинопрограммах, документальных и художественных фильмах, а также в информационных компьютерных файлах и программах обработки информационных текстов, относящихся к специальным средствам массовой информации, скрытых вставок и иных технических приемов и способов распространения информации, воздействующих на подсознание людей и (или) оказывающих вредное влияние на их здоровье, а равно распространение информации об общественном объединении или иной организации, включенных в опубликованный перечень общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" (далее - Федеральный закон "О противодействии экстремистской деятельности"), без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.

Запрещаются распространение в средствах массовой информации, а также в компьютерных сетях сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, пропаганда каких-либо преимуществ использования отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, а также распространение иной информации, распространение которой запрещено федеральными законами.

Порядок сбора информации журналистами на территории (объекте) проведения контртеррористической операции определяется руководителем контртеррористической операции.

При освещении контртеррористической операции запрещается распространение в средствах массовой информации сведений о специальных средствах, технических приемах и тактике проведения такой операции, если их распространение может препятствовать проведению контртеррористической операции или поставить под угрозу жизнь и здоровье людей. Сведения о сотрудниках специальных подразделений, лицах, оказывающих содействие в проведении такой операции, выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии террористического акта, и о членах семей указанных лиц могут быть преданы огласке в соответствии с законодательными актами Российской Федерации о государственной тайне и персональных данных <…>.

 

Статья 16. Прекращение и приостановление деятельности

Деятельность средства массовой информации может быть прекращена или приостановлена только по решению учредителя либо судом в порядке гражданского судопроизводства по иску регистрирующего органа.

Учредитель имеет право прекратить или приостановить деятельность средства массовой информации исключительно в случаях и порядке, предусмотренных уставом редакции или договором между учредителем и редакцией (главным редактором).

Основанием для прекращения судом деятельности средства массовой информации являются неоднократные в течение двенадцати месяцев нарушения редакцией требований статьи 4 настоящего Закона, по поводу которых регистрирующим органом делались письменные предупреждения учредителю и (или) редакции (главному редактору), а равно неисполнение постановления суда о приостановлении деятельности средства массовой информации.

Деятельность средства массовой информации может быть также прекращена в порядке и по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О противодействии экстремистской деятельности".

Основанием для приостановления судом (судьей) деятельности средства массовой информации может служить только необходимость обеспечения иска, предусмотренного частью первой настоящей статьи.

Прекращение деятельности средства массовой информации влечет недействительность свидетельства о его регистрации и устава редакции <…>.

Статья 24. Иные средства массовой информации

Правила, установленные настоящим Законом для периодических печатных изданий, применяются в отношении периодического распространения тиражом тысяча и более экземпляров текстов, созданных с помощью компьютеров и (или) хранящихся в их банках и базах данных, а равно в отношении иных средств массовой информации, продукция которых распространяется в виде печатных сообщений, материалов, изображений.

Правила, установленные настоящим Законом для радио- и телепрограмм, применяются в отношении периодического распространения массовой информации через системы телетекста, видеотекста и иные телекоммуникационные сети, если законодательством Российской Федерации не установлено иное <…>.

Статья 58. Ответственность за ущемление свободы массовой информации

Ущемление свободы массовой информации, то есть воспрепятствование в какой бы то ни было форме со стороны граждан, должностных лиц государственных органов и организаций, общественных объединений законной деятельности учредителей, редакций, издателей и распространителей продукции средства массовой информации, а также журналистов, в том числе посредством:

осуществления цензуры;

вмешательства в деятельность и нарушения профессиональной самостоятельности редакции;

незаконного прекращения либо приостановления деятельности средства массовой информации;

нарушения права редакции на запрос и получение информации;

незаконного изъятия, а равно уничтожения тиража или его части;

принуждения журналиста к распространению или отказу от распространения информации;

установления ограничений на контакты с журналистом и передачу ему информации, за исключением сведений, составляющих государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну;

нарушения прав журналиста, установленных настоящим Законом, - влечет уголовную, административную, дисциплинарную или иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Обнаружение органов, организаций, учреждений или должностей, в задачи либо функции которых входит осуществление цензуры массовой информации, - влечет немедленное прекращение их финансирования и ликвидацию в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

 

Статья 59. Ответственность за злоупотребление свободой массовой информации

Злоупотребление свободой массовой информации, выразившееся в нарушении требований статьи 4 настоящего Закона, - влечет уголовную, административную, дисциплинарную или иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Злоупотребление правами журналиста, выразившееся в нарушении требований статей 50 и 51 настоящего Закона, либо несоблюдение обязанностей журналиста, - влечет уголовную, административную или дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

Статья 60. Ответственность за иные нарушения законодательства о средствах массовой информации

Нарушение законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации, выразившееся:

в учреждении средства массовой информации через подставное лицо, получении свидетельства о регистрации либо лицензии на вещание обманным путем, скрытой уступке лицензии или неправомерном получении льгот, установленных для специализированных средств массовой информации;

в незаконном изготовлении продукции средства массовой информации без его регистрации либо после решения о прекращении или приостановлении его деятельности, уклонении от перерегистрации, а также предъявлении при регистрации не предусмотренных настоящим Законом требований;

воспрепятствовании осуществляемому на законном основании распространению продукции средства массовой информации, установлении незаконных ограничений на розничную продажу тиража периодического печатного издания;

в нарушении установленных законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах правил проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, порядка и условий распространения материалов предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума;

в незаконном распространении продукции средства массовой информации без его регистрации либо после решения о прекращении или приостановлении его деятельности или без разрешения на выход в свет (в эфир), в незаконном коммерческом распространении, осуществлении вещания без лицензии либо с нарушением лицензионных условий;

в нарушении правил распространения обязательных сообщений, рекламы, эротических зданий и программ;

в нарушении порядка объявления выходных данных, представления обязательных экземпляров, хранения материалов теле- и радиопередач;

в создании искусственных помех, препятствующих уверенному приему радио- и телепрограмм, - влечет уголовную, административную, дисциплинарную или иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

· Ответьте на вопросы для самопроверки:

 

- Перечислите основные права и свободы гражданина России.

- Что такое массовая информация?

- Что такое средства массовой информации (СМИ)? Масс-медиа?

- Является ли средствами массовой информации театр или книга? Свой ответ обоснуйте.

- Является ли художественный фильм, который демонстрируют дважды в год, средством массовой информации? Можно ли это сказать о документальном фильме?

- Можно ли отнести к средствам массовой информации Интернет?

- Что такое периодическое печатное издание?

- Что такое цензура? В каком законе запрещается цензура?

- Является ли цензурой запрет руководителя крупной компании публиковать на сайте этой компании не понравившуюся руководителю статью? Свой ответ обоснуйте.

- Что такое самоконтроль? Отличается ли он, на Ваш взгляд, от самоцензуры? Дайте развернутый ответ.

- Существуют ли какие-либо законодательные ограничения на деятельность СМИ? Если да, то какие?

- В каких случаях СМИ могут закрыть?

 

Задание 2: Пропуск в мир массовых коммуникаций

 

· Используя справочные системы, найдите толкования и составьте общее представление о следующих понятиях:

- Информационная эпоха

- Массовые коммуникации

- Медиа, медийный

- Медиарынок

· Подумайте: что означают лично для вас эти понятия? Приходилось ли вам сталкиваться с этими процессами в повседневной жизни?

 

 

Задание 3: Журналистика как социальный институт

Исследователи выделяют различные функции СМИ. Научные концепции неодинаковы, однако в ряде общих положений они сходятся. Так, функции (т.е. социальные роли, назначение) журналистики как социального института в демократическом обществе описываются следующими словами:

- информационная

- коммуникативная

- культурно-просветительская

- социально-организаторская

- контрольная

- экспертная

- развлекательная

Эти названия прозрачны, смысл их понятен. Однако не будет лишним, если вы потренируете свой мыслительно-аналитический аппарат:

· сделайте попытку объяснить функции современных СМИ собственными словами. Приведите примеры.

· подумайте, где и когда, как конкретно вы испытывали воздействие СМИ (т.е. непосредственно ощущали их функционирование) на себе лично? Вы замечаете их влияние на жизнь общества? Каково это влияние: позитивное, негативное, смешанное? Поразмышляйте об этом. Приведите примеры.

· как вы считаете, приведенный список достаточно полон? Продолжите его по своему усмотрению.

 

Задание 4: Что такое «среда журналистики»?

 

Говоря о журналистике, выбирая журналистику в качестве занятия, мы представляем себе, скорее всего, сбор информации, интервью и другие встречи, работу над созданием текста – мы видим себя творческими людьми, которые таким образом реализуют свой личностный и гражданский потенциал. Да, все так. Однако – и сегодняшняя тема как раз об этом - журналистика как род деятельности встроена в сложную систему общественных отношений и во многом обусловлена ими. Среда журналистики – это и внешняя по отношению к ней действительность (политика, экономика, культурно-гуманитарная сфера, наука и техника), и внутренние элементы института СМИ, в условиях которых, в связи с которыми и осуществляется непосредственная, персональная деятельность каждого журналиста. Эти многочисленные связи создают особый медиапорядок – обобщенную систему функционирования журналистики в каждом конкретном обществе. Подумайте об элементах, создающих среду и формирующих наш отечественный медиапорядок. Ответьте на вопросы. При необходимости используйте справочные материалы.

 

· Журналистика и политика. Характер функционирования журналистики как социального института (и работа отдельно взятого журналиста) зависит от типа социально-политического устройства общества. Меняются функции, охраняется или ограничивается свобода выражения оценок и позиций, различно влияние журналистики на развитие общества: она может способствовать решению проблем или тормозить его, не предоставляя обществу необходимую информацию.

Почему журналистику называют «четвертой властью»?

Почему в России появилась практика прямого общения высших представителей власти с народом? Какие формы такого общения вам известны?

· Журналистика и экономика. В обществе рыночного типа СМИ становятся отраслью экономики. Появляются так называемые «интегрированные коммуникации», обеспечивающие, в том числе и финансово, функционирование СМИ: реклама, связи с общественностью. Развиваются разные бизнес-модели СМИ, т.е. бюджет разных типов СМИ может складываться из разных поступлений и источников.

Почему журналистике необходимы независимые источники поступления средств?

Зачем нужна реклама в СМИ?

Создает ли реклама этические проблемы? Приведите примеры.

 

· Журналистика и техника. Влияние информационно-коммуникационных технологий на журналистику неоспоримо, особенно в современную эпоху. Технологическая революция привела к рождению новых видов средств массовой информации, которые существенно повлияли на наш образ жизни в целом и на функционирование журналистики.

Что вы знаете о «новых медиа»? Мобильной журналистике? Социальные сети: как их перемещение в интернет-пространство повлияло на журналистику в целом?

· Аудитория журналистики, ее информационные потребности и интересы серьезно влияют на журналистику демократического общества.

Что вы знаете об участии аудитории в функционировании СМИ?

Приходилось ли вам писать письма в газеты, участвовать в дискуссиях, звонить в студии?

Считаете ли вы, что аудитория СМИ должна взаимодействовать с профессиональными журналистами, корректировать их действия?

 

· Социальная ответственность СМИ.

Как сочетаются свобода и ответственность в деятельности СМИ?

Где зафиксирована свобода прессы?

Можете ли привести примеры безответственного поведения журналистов?

 

Задание 6. Журналист в «среде журналистики»

· Прочтите еще раз статьи «Постжурнализм» и «Российский журналист: декомпозиция имиджа», помещенные в теме 3.

Изменилось ли ваше отношение к профессии после выполнения учебных заданий по новой теме? Обратите внимание на те фрагменты статей, которые раскрывают социальную обусловленность профессии журналиста. Имея представление о «среде журналистики», объясните, почему общество меняет свое представление о профессии журналиста? Почему нередко отношение в целом изменяется в худшую сторону? Какие факторы вызывают общественное неприятие? Что можно этому противопоставить?

 

Задание 7. Уточнение пройденного

 

· Вернемся к самопрезентации. Уточняем самопрезентацию с учетом новых знаний: продумайте ответ с учетом представления о социальном имидже профессии, ее престиже, статусе и т.д. Влияет ли на ваш выбор профессии понимание ее общественной значимости? Падение престижа? Колебания народной «любви»? Уровень оплаты труда? Другие обстоятельства?

 

Практикум

 

 



2015-12-07 281 Обсуждений (0)
Рекомендации по изучению темы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Рекомендации по изучению темы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (281)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)