Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Жанры музыкального творчества



2015-12-07 577 Обсуждений (0)
Жанры музыкального творчества 0.00 из 5.00 0 оценок




Слово “жанр” от греч. gennan — родить.

В лоне жанра рождаются сотни и тысячи произведений. Из различий складываются жанровые разновидности — жанрово-стилевые, исторические (например, симфония предклассическая, классическая, романтическая…), связанные с тем или иным наклонением рода (эпическая, драматическая, лирическая), с формальными особенностями масштаба, состава, композиции (симфония камерная, вокальная, хоровая, одночастная)…

Музыкальные жанры – целостные типы музыкальных произведений — вальсы, мазурки, арии, колыбельные песни, романсы…

Непосредственными участниками внутри-жанровой коммуникации[1] являются творческие фигуры композитора музыкального произведения, его интерпретатора-исполнителя, а также слушатели, которым адресовано данное музыкальное сообщение. Коротко остановимся на их ролевых позициях.

Схематически связи между композитором, исполнителем и слушателем можно отобразить следующим образом:

 

Композитор исполнитель слушатель

Соединительным звеном в коммуникативной цепи «композитор – исполнитель – слушатель» выступает исполнитель[2]. Последний через произведение начинает, с одной стороны, художественный диалог с композитором произведения, с другой стороны – диалог с его слушателем.

Под музыкальными жанрами мы будем понимать исторически сложившиеся разновидности музыкальных произведений, определяемые социальным заказом музыки и соответствующими способами его воплощения в музыкальном материале и музыкальном исполнении.

Данное определение обобщает множество параметров музыкального жанра и критериев, по которым может происходить жанровая классификация. Г. Бесселер в области музыкального жанра выделяет музыку «обиходную» («Umgangmusik») и «преподносимую» («Darbietungsmusik»). Основным критерием для такого разделения является характер взаимодействия в системе «исполнитель – слушатель». В обиходной музыке исполнители и слушатели сближаются по их роли в музыкальном общении. Например, в фольклорном музицировании или же в некоторых видах церковного богослужения, происходящих с музыкой, слушатели и музыканты-исполнители четко не разделены. В частности, слушатели могут петь (подпевать) вслух и тем самым непосредственно участвовать в музыкальном исполнении[3].

В ситуации же «преподносимого» музицирования (например, в концертном зале) исполнитель и слушатель пространственно и психологически разделены. Здесь возникает феномен так называемой публики.

 

Украинский музыковед С. Шип выделяет десять таких параметров:

«1. Количество музыкантов-исполнителей.

2. Характер аудитории. Пространственно-акустические особенности исполнения и относительное количество слушателей.

3. Определенность музыкального текста, исполняемого перед слушателями (соотношение импровизационного и композиционного, устного и письменного в произведении).

4. Степень авторского участия в подготовленном к исполнению музыкальном тексте.

5. Характеристика звукового материала. Тип инструмента, голоса.

6. Особые выразительные средства и приемы.

7. Специфика образного содержания произведений.

8. Социальная среда рождения и бытования произведений.

9. Этническая среда рождения и бытования произведений.

10.Функции произведений в культурной жизни общества и личности»

Семантика жанровых средств очень устойчива. Главный признак жанра ­ ритм (марш, колыбельная). Устойчивы связи «жанр-фактурное изложение» (фуга – полифония, соната – гомофонно-гармоничесий склад ...). Особой устойчивостью обладает связь “жанр – принципы формообразования”. Поэтому, к примеру, форма сонатного аллегро в творчестве любого автора обладает четкими, коструктивными, именно ей присущими формообразующими параметрами. К ним относим: высокую информационную емкость материала, конфликтность, образующих ее единиц, целенаправленную интенсивность временного развертывания тематического процесса с четко выраженной рельефностью драматургии, которая обединяет единой линией все зоны напряжения, вплоть до их концертации в генеральной кульминации. Поэтому само определение формы, как таковой, уже вызывает представление об информационно-содержательном уровне художественного замысла.

Можно говорить об устойчивых (или базовых) признаках жанра – его типизированном содержании. Одновременно, существует специфика оформления этих законов в историческом и индивидуальном пространстве и времени – слой индивидуализированного содержания (выраженный или в композиции, или в момент исполнения). А именно: сонаты сыновей Баха, Скарлатти и сонаты Гайдна, Моцарта, Бетховена. Романтическая соната и сонатная форма в творчестве Прокофьева, Онеггера, Шостаковича, исполнение Траурного марша Шопена С. Рахманиновым. Законы конструирования общие, а единение этих единых законов конструкции на уровне философского обобщения самой идеи сонаты или симфонии как жанра - принципиально различны даже в творчестве одного автора. Кроме того, один и тот же жанр имеет богатейший спектр градации эмоциональных состояний. Пример – колыбельная песня (от миниатюрных попевок до глубоко трагедийного осмысления жанра в балладе «Лесной царь» Шуберта). Поэтому конкретизировать жанры следует по отношению к определенным эпохам и стилям.

 

Жанровые начала отсылают к истокам музыкальной выразительности. С.С.Скребков говорил о напевности, декламационности, танцевальности. По Дм. Кабалевскому «три кита» музыки — песня-танец-марш. А.С.Сохор добавил к жанровым началам инструментальную сигнальность (фанфарность, колокольность) и изобразительность, В. Медушевский – «дление» и «псалмодичность».

Обратим внимание на такие часто употребляемые слова, как «песня», «ария», «ноктюрн», «хорал», «речитатив», «танец», «марш», «этюд», «скерцо», «токката» и т.п. Как мы уже знаем, эти слова в научному смысле являются терминами. Ими обозначаются соответствующие «демократичные» (то есть понятные, «свои» для широкой публики) музыкальные жанры преимущественно небольших размеров, Но кроме них употребляются и такие названия как: «песенность», «ариозность», «ноктюрновость», «хоральность», «декламационность», «речитативность», «танцевальность», «маршевость», «этюдность», «скерцозность», «токкатность» и др.

Этими терминами обозначаются: а) определенное жанровое качество исполнительского интонирования; б) использование в данном музыкальном произведении дополнительных к основному жанру жанровых признаков.

В каждом из «простых» жанров содержится творческий ген либо песенного (песня, ария, хорал), либо декламационного (речитатив) или же на моторно-пластического (этюд, токката, скерцо, марш).



2015-12-07 577 Обсуждений (0)
Жанры музыкального творчества 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Жанры музыкального творчества

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (577)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)