Основы лидерства и стиля руководства
Вопросы темы: Природа и определение понятия лидерства. Лидерство и управление. Лидер и менеджер. Эффективный лидер и эффективный менеджер. Обзор теории лидерства (подход с позиции выделения личных качеств руководителя, поведенческий подход, ситуационный подход). Понятие стиля руководства. Разновидности стиля и факторы его определяющие. Авторитарный, демократичный и либеральный стили руководства. Основные положения теории «X» и теории «Y». Четыре стиля руководства по Лайкерту, ориентированных на человека. Двухмерная трактовка стилей руководства, сосредоточенных на работе и на человеке. Характеристика стилей руководства согласно управленческой решетки Блэйка и Моутона. Личность руководителя и личность исполнителя. Имидж менеджера в условиях рыночных отношений.
Анализ стилей руководства основывается на разнообразных подходах. · Личностный подход. Согласно личностной теории, лучшие из руководителей обладают определенным набором общих для всех личностных качеств. Некоторые из этих качеств – уровень интеллекта и знания, впечатляющая внешность, честность, здравый смысл, инициативность, социальное и экономическое образование, высокая степень уверенности в себе. Исследования показывают, что, с одной стороны, лидеры, как правило, отличались интеллектом, стремлением к знаниям, надежностью, ответственностью, активностью, социальным участием и социальным статусом. С другой стороны, человек, как правило, не становится руководителем только благодаря тому, что он обладает некоторым набором личностных свойств. · Поведенческий подход создал основу для классификации стилей руководства. Согласно поведенческому подходу к лидерству, эффективность определяется не личностными качествами руководителя, а его манерой поведения по отношению к подчиненным. Поведенческий подход углубил понимание лидерства, сосредоточив внимание на поведении руководителя, желающего побудить людей на достижение целей организации. Его основной недостаток заключался в тенденции исходить из предположения, что существует какой-то один оптимальный стиль руководства. Но не существует одного наилучшего стиля руководства, эффективность стиля зависит от характера конкретной ситуации. · Ситуационный подход основан на положении о том, что для эффективного управления стили поведения и личностные качества руководителя должны соответствовать конкретной ситуации. Результаты их исследований показывают, что руководитель-лидер должен уметь вести себя по-разному в различных ситуациях. Стиль руководства в управлении – это устоявшаяся манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить их к достижению целей организации. Степень делегирования полномочий, используемые типы власти, забота о человеческих отношениях и о выполнении задачи отражают стиль руководства, характеризующий данного лидера. Автократичный лидер в управлении авторитарен, обладает достаточной властью, чтобы навязывать свою волю исполнителям, и навязывает ее. Теоретики менеджмента назвали такой стиль теорией Х, согласно которой: 1) люди изначально не любят трудиться и при любой возможности избегают работы; 2) у людей нет честолюбия, они стараются избавиться от ответственности, предпочитая, чтобы ими руководили; 3) больше всего люди хотят защищенности; 4) чтобы заставить людей трудиться, необходимо использовать принуждение, контроль и угрозу наказания. Демократичный лидер, представления которого теоретики менеджмента называют теорией Y, предполагает: 1) труд – процесс естественный, и, если условия благоприятные, люди стремятся принимать на себя ответственность; 2) если люди приобщены к организационным целям, они будут использовать самоуправление и самоконтроль; 3) приобщение является функцией вознаграждения, связанного с достижением цели; 4) способность к творческому решению проблем встречается часто, а интеллектуальный потенциал среднего человека используется лишь частично. Классификация Лайкерта предполагает четыре базовые системы стиля руководства, различающиеся степенью авторитарности. По степени уменьшения уровня авторитарности это следующие системы: 1) эксплуататорско-авторитарная; 2) благосклонно-авторитарная; 3) консультативно-демократическая; 4) основанная на участии. Исследования Лайкерта показали, что самые эффективные руководители низового звена уделяли внимание прежде всего человеческим аспектам проблем, стоящих перед их подчиненными, и создавали отношения, основанные на взаимопомощи. Двухмерная трактовка стилей руководства. Поведение руководителя можно классифицировать по двум параметрам: по степени внимания к формированию структуры деятельности и вниманию к подчиненным. Функции формирования структуры выражаются в том, что руководитель: 1) распределяет роли между подчиненными; 2) расписывает задания и объясняет требования к их выполнению; 3) планирует и составляет графики работ; 4) разрабатывает подходы к выполнению работ; 5) беспокоится о выполнении задания. Внимание к подчиненным выражается в том, что руководитель: 1) участвует в двустороннем общении; 2) допускает участие подчиненных в принятии решений; 3) общается в одобрительной и не угрожающей манере; 4) дает возможность людям удовлетворить свои потребности, связанные с работой. Управленческая решетка. Концепция подхода к эффективности руководства по двум критериям была модифицирована и популяризирована Р. Блэйком и Дж. Мутоном, которые построили решетку – схему, включающую пять основных стилей руководства. Вертикальная ось этой схемы ранжирует «заботу о человеке» по шкале от 1 до 9 баллов. Горизонтальная ось ранжирует «заботу о производстве» также по шкале от 1 до 9 баллов. Стиль руководства определяется этими двумя критериями. Ситуационные подходы к эффективному руководству: ситуационная модель Фидлера; подход «путь – цель» Митчелла и Хауса; ситуационные факторы; теория жизненного цикла П. Херси и К. Бланшар; модель принятия решений руководителем Врума – Йеттона. Адаптивное руководство. Гибкий подход к руководству. Стили руководства в разных странах. Список рекомендуемой литературы Основная: 1. Назарбаев Н.А. Казахстан – 2030: Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев. Послание Президента страны народу Казахстана. – Алматы: Билим, 1997. 2. Веснин В.Р. Менеджмент: Учеб. – 2-е изд. – М.: Проспект, 2004. 3. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. М.: «Высшая школа», 2000. 4. Виханский О.С., Наумов А.И. Практикум по курсу «Менеджмент». М.: Гардарики, 2003. 5. Герчикова. Менеджмент. М.: «Банки и биржи», ЮНИТИ, 1995. 6. Гончаров В.И. Менеджмент: Учеб. пособие. – Мн.: Мисанта, 2003. 7. Граждан В.Д. Теория управления: Учеб. пособие. – М.: Гардарики, 2004. 8. Казанцев А.К. и др. Практический менеджмент: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 1998. 9. Кредисов А.И. История учений менеджмента. – Киев: ВИРА-Р, 2000. 10. Мескон и др. Основы менеджмента. М.: «Дело», 2000. 11. Нарибаев К.Н., Джумамбаев С.К. Менеджмент (на казахском языке). Алматы: Қазақ университеті, 1998. Контрольные вопросы:
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (752)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |