Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


И ГОСУДАРСТВ СРЕДНЕЙ АЗИИ




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ИСКУССТВО 7-15 ВВ.

Древнеперсидское наследие и культура Ирана средних веков. Традиции культуры Ахеменидов, Селевкидов, Парфянского царства и Сасанидов (3-7 вв. н.э.). Завоевание Ирана в 7 в. арабами и его культура в составе культуры арабского халифата.

Мусульманская культура в государстве Буидов. Персидская культура и государство Саманидов со столицей в Бухаре. Территории Ирана в составе государства Сельджукидов и проблема дальнейших взаимодействий с культурой Турции. Монгольское вторжение и культура Персии.

Градостроительство; типы шахристана и рабада.

Мечеть Тарик-ханэ(775) в Дамгане, мечеть в Наине (960); особенности трактовки арабского дворового(колонного) типа в персидской архитектуре мечетей. Особенности трактовки айванного типа (“мечеть-айван”, напр. мечеть в Нейризе 10 в и четырехайванная мечеть) и наследие конструкции зороастрийского чортака в “мечетях-киосках”. Джума-мечеть (9 в., перестройки 11-12 и 14-16 вв.) вИсфахане - айванный тип с колонными залами. Купольные мечети 12 в. Мечети в Верамине (первая четв. 14 в.), Кермане (1349).

Тип персидского минарета 11 и 12 вв., особенности его декорации. Минареты в Бистаме, Йезде, Исфахане. Развитие типа пиштака.



Персидские мавзолеи, разработка этого архитектурного типа в свете культа имамов. Шиизм и суннизм; их проблематика в контексте истории материальной культуры. Основные типы мавзолеев - башенные и купольные. Портально-купольные мавзолеи в Тусе (14 в) и Серахсе. Версии происхождения башенного типа. Башня Кабуса близ Горгана (1006-1007). Мавзолей в Рее (12-н.13 в.). Шатровые мавзолеи 13-14 вв в Куме. Мавзолеи в Бистаме и Радкане.

Архитектурный декор: резьба по стуку и распространение цветной изразцовой облицовки с 14 в. Стуковые панно из мавзолея в Хамадане 14 в. Резные алебастровые михрабы 13-14 вв. Постройки 13-14 вв. в Йезде.

Мавзолей Олджейту(1305-1313) в Султание (мастер Ходжи Али Шах из Тебриза). Гробница имама Резы в Мешхеде (15 в.). Мечеть Гаухар-Шад нач.15 в. Взаимодействие архитектуры Персии с образцами зодчества и градостроительства Самарканда и др. городов Средней Азии.

Архитектура Бухары. Мавзолей Саманидов 10 в.

Архитектурные памятники Хивы.

Мавзолеи 11-12 вв. в Ургенче.

Образование государства Тимура со столицей в Самарканде. Градостроительное решение Самарканда при Тимуре. Площадь Регистан и медресе Улуг-бека. Соборная мечеть Биби-Ханум(1399-1404) и мавзолей Гур-Эмир(1405). Ансамбль мавзолеев Шах-и-Зинда в Самарканде (14-16 вв.). Эволюция архитектуры и изразцового декора.

Стуковые рельефы и монументальная живопись. Археологические находки из Нишапура 9-10 вв. Резное стуковое панно из музея искусств в Филадельфии 12 в. и панно из Рея 12 в. Стуковыегорельефные изображения знатных воинов 12-13 вв. Фриз из Савы 12-13 вв. Проблема соотношения антропоморфных, эпиграфических и декоративно-геометрических мотивов. Рельефы и настенная живопись 11 в. из дворца Газневидов в Лашкар-и-Базаре.

Письменные источники о росписях дворцовых и жилых покоев в Иране и Средней Азии.

Композиционные принципы иранских изразцов. Изразцовые михрабы и поверхности в декоративной композиции мечети, минарета, мавзолея, дворцового помещения. Орнаментально-геометрические и сюжетные изразцы; области их применения. Люстр в изразцах.

РАЗВИТИЕ МИНИАТЮРЫ ДО СЕФЕВИДСКОГО ВРЕМЕНИ.

Сведения о наиболее ранних памятниках персидской миниатюры. “Книга изображения постоянных созвездий” Абд-ар-Рахмана ас-Суфи к. 11 в.

ТЕБРИЗ. Хулагуиды и “монгольский стиль” при Ильхане Ахмаде (1282-84) и его преемниках в к. 13 - нач. 14 вв.. “Бестиарий” ибн-Бактишу 1298, “Всеобщая история” Рашид ад-Дина 1314 г., “История древних народов” Бируни (1307-1308), “Калила и Димна” 1360-1374. Так наз. демоттовский экземпляр “Шах-намэ” 1330-1336 гг. Проблема взаимодействия с китайским наследием.

ШИРАЗ. 14 в.: наследие древне-персидских традиций. Взаимосвязь стилистики стенописей и рельефов с художественным языком ширазских миниатюр. Рукописи “Шах-намэ” Фирдоуси 1330 г. из музея Топкапы в Стамбуле, 1333 г. из библиотеки им. Салтыкова-Щедрина в Санкт-Петербурге и фрагменты манускрипта “Научная антология” Мохаммада Бадра Джаджарни (1341).

“Калила и Димна” 1333 г. Иллюстрации к рукописям “Шах-намэ” Фирдоуси 1341 г.,1325-35, 1370, 1393. Эволюция выбора и трактовки классического корпуса сюжетов. “Шашиншах-намэ” 1397. Пейзажные илюстрации к “Антологии поэзии” 1398 г. и концепция пейзажа в мусульманском искусстве. “Хамсэ” Амира Хусрау Дихлави к. 14 в. (Ташкент). “Антология” Искандар-Султана 1410-1411 из Британского музея. Миниатюрная живопись при Тимуридах на юге Ирана: “Антология” Искандар-Султана 1410 из Лиссабона, “Шах-намэ” султана Ибрахима (между 1425 и 1435 г.), “Антология” Байсонкура 1420 г., “Калила и Димна” 1410-1420. “Шах-намэ” султана Ибрагима ок.1435. “Шах-намэ” ок. 1444 (Кливленд), “Кавар-намэ” ибн-Хуссейна (ок.1480), “Шах-намэ” 15 в. из библиотеки им. Салтыкова-Щедрина в Санкт-Петербурге.

Вхождение Шираза в 1460-х-1502 г.в состав государства Ак-Коюнлу. Западно-иранский (“туркменский”) стиль того времени. “Хамсэ” Низами 1450-60 гг., “Шах-намэ” 1486 г. (Британский музей), “Хавар-намэ” 1476-87гг. и феномен антропоморфного воплощения персонажей мусульманского пантеона.

ГЕРАТ. Расцвет живописи в столичном тимуридском Герате в 15 в. “Шахнамэ”1430 Байсонкура. “Хамсэ” Низами 1431 из Эрмитажа. “Шах-намэ” 1440 (частное собрание, Лондон) и “Шах-намэ” 1444 (Кливленд, музей искусства). “Калила и Димна” Байсонкура 1430 г. из музея Топкапы в Стамбуле.

Камал ат-Дин Бехзад и его иллюстрации в “Бустане” Саади (Каир), “Хамсэ” Низами (Британский музей, ок. 1493), “Хамсэ” Низами (1494), “Зафар-намэ” (Балтимор), “Лейла и Меджнун” АмираХусрау Дихлави, портреты (портрет султана Байсонкура).

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ИЗДЕЛЯ ИЗ МЕТАЛЛА. “Пост-сасанидское серебро”. Бронзовые изделия 11-13 вв. Центры: Герат, Мерв, Нишапур, Систан. Эпиграфические и зооморфные мотивы. Т. наз. “котелок Бобринского”.

КЕРАМИКА. Нишапурская керамика 9-10 вв и аналогии с керамикой Афрасиаба (близ Самарканда). Расцвет керамики в 11-13 вв. (сельджукидский период); керамика “монгольского стиля” и сине-белая. Китайские технологии и декоративные принципы в Персии. Распространение люстровых роосписей. Сложение типа керамики “минаи”. Центры керамического производства в Рее, Кашане,Султанабаде.

ТКАНИ. Орнаментика, изобразительные мотивы. Воздействие на текстильное искусство Запада. Центры: Йезд, Керман.

ИСКУССТВО 16-17 вв.

Характеристика культурной жизни при Сефевидах.

Архитектура и градостроительство. Застройка Исфахана. Площадь Майдан-и-шах: Большая шахская мечеть, мечеть Лутфаллы (обе - нач. 17 в), дворец Али-Капу и базары. Дворец Чихиль-Сутун(1590), его декоративное оформление. Скульптура фонтана. Медресе Мадар-и-шах (начало 18 в.). Мосты Исфахана сефевидского времени. Крепостная архитектура Йезда и других средневековых иранских городов.

 

Мииатюра. Взаимодействие миниатюры сефевидов, османской Турции, Великих Моголов и ханства узбеков Шебайни.

Центры сефевидской миниатюры.

ТЕБРИЗСКАЯ ШКОЛА и деятельность в ней Бехзада и других крупных художников: Мир-Сайид-Али, Султана Мухаммада. “Хамсэ” Низами 1539-1543 гг. “Хамсэ “ Низами 1525 и 1584.”Жизнь Тимура” 1529. “Диван” Алишера Навои 1526 г.

Перенос столицы в Казвин в 1548 г. Развитие казвинской и мешхедской школы.

КАЗВИН. “Антология “ Джами ок. 1570 г., “Диван” Хафиза с живописью Сам Мирзы (ок. 1533). Низами. “Хосров и Ширин” ок. 1540. Развитие однофигурных портретных композиций на отдельных листах.

МЕШХЕД. Расцвет мешхедской школы в середине 16 в. при Ибрахиме-мирзе. Джами: “Семь престолов” 1556-65 гг. и “Золотая цепь” (Музей искусства Востока, Москва).

ШИРАЗ. “Хамсэ” Низами 1532-42гг. (Эрмитаж) и 1543 г. (Ленинграское отдление ИВАН), 1548 г. (галерея Фрир, Вашингтон). “Шах-намэ” нач. 16 в. (Москва, Музей искусства Востока). “Хамсэ” Низами 1560 из Национальной библиотеки в Париже. Джами: “Юсуф и Зулейха” ( 50-60 гг. 16 в.). “Жизнь животных” Газвини (1545, Дублин). Сочинения Хусайна Байкара 1560 г.(Национальная Библиотека , Париж) и 1552 г. (Оксфорд). Произведения Саади 1568 г. (Париж). “Хамсэ” Низами. 1584, Филадельфия, музей Пенсильванского университета.

”Шах-намэ” Фирдоуси 1590-95 гг. и 1604 г. Проблема развития стиля в сефевидской миниатюре Шираза.

ИСФАХАН. Перенос столицы Аббасом I в Исфахан в 1598 г. и сложение исфаханской школы миниатюры. Творчество Риза -и -Аббаси (раб.в 1593- 1635 гг.) и развитие портрета.

БУХАРА и провинциальные школы.

 

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО.

Текстильное искусство. Центры: Исфахан, Кашан, Йезд. Орнаментика и техника персидской парчи. Ковры. Их эволюция, основые композиционные типы: медальонные, вазовые; сюжетные разновидности: садовые, охотничьи, звериные и т.д. Молельные ковры.

Керамика.

Лаковая живопись по дереву и папье-маше.

 


 

ИСКУССТВО ТУРЦИИ

Общая характеристика искусства тюркского круга. Традиции других регионов мусульманской культуры в османской Турции. Взаимодействие материальной и духовной культуры Турции с культурой Восточной Европы и, в частности, России.

Традиции древней культуры на территории Турции.

ИСКУССТВО ТУРОК-СЕЛЬДЖУКОВ В 11-14 ВВ.(1077-1307).Территории распространения сельджукской культуры: Анатолия (ныне терр. Румынии) со столицей Эрзерум, районы Персии, Месопотамии, берега Черного моря.

Купольные гробницы в Эрзеруме 11-12 вв. и традиции кочевой архитектуры в них.

Мосты и крепостные сооружения сельджуков. Крепость Зазадин-хан в Конъе.

ИСКУССТВО КОНЦА 14 -КОНЦА 15 вв. Традиции кочевой культуры, сельджукское наследие и проникновение элементов арабской и персидской культуры к османскому двору. Образование османского государства в 1299 г. и проблема взаимодействия с античными и византийскими памятниками на территории бывших византийских провинций в городах Изнике, Бурсе и др.

Развитие традиции дамасской мечети в мечети Диярбакра (1091) и в мечети в Дивриджи (1180). Мечеть Алаэддина в Конъе (1135-1220). Сложение и развитие центрического типа мечети с порталом и двумя минаретами. Мечети Дунайшира (1204) и Мардина (к. 12 в). Своеобразие трактовки центрического типа в Турции. Мечеть Арсланхана в Анкаре и ее михраб (ок. 1289). Медресе Джелаладдина Каратая 1251 г. в Конъе.

Инже-минаре (1258) в Конъе и поздне-сельджукские традиции в искусстве османской империи. Специфика резьбы по камню в Турции. Чифте минаре в Эрзеруме. Гёк медресе в Сивасе, Кёшкмедресе в Кайсери.

Ешиль-Тюрбе (гробница Мехмеда I) 1413-24 в Бурсе; ее михраб и изразцовый декор.

Мечеть Улу-Джами в Бурсе 1395.

Взятие Константинополя Мехмедом II и судьбы культурного наследия. Переселение в Стамбул греческих, армянских и др. ремесленников. Отношение турок к сохранившимся античным и византийским памятникам. Проблема антропоморфных изображений.

Градостроительные характеристики Стамбула. Дворцовый комплекс Топ-Капы на площади акрополя. Рынки, бани, караван-сараи.

София Константинопольская и ее превращение в мечеть. Переделки ее интерьера. Минареты. Мечеть Фатих (1463-70) как первый пример османской мечети.

Миниатюра. Собирание так наз. Стамбульских альбомов и их состав. Становление турецкой миниатюры в 15 в. Художник Синан-бей и его миниатюрный портрет Мехмеда II.

ИСКУССТВО 16 В. Расширение территории османской Турции. Рост городов. Мечеть Баязида II (1507).

Творческий путь Синана (р. 1489). Мечети Шах-задэ (1548) и Сулеймание (1556) в Стамбуле, мечеть Селимие в Эдирне (1574). Мавзолей султана Сулеймана. Базар Тирьяки и бани Хассеки в Стамбуле. Рынок Али-паша в Эдирне.

Миниатюра. Образование в 16 в. единой миниатюрной мастерской в Стамбуле и ее состав. Наследие Стамбульских альбомов. Развитие портрета: портрет Селима II. “Описание стоянок войны султана Сулеймана с Ираком” 1537 г. и сложение жанра “топографической” миниатюры. “Цветы истории” 1583. “Книга об искусстве” 1550-1590 с миниатюрами кисти Османа. Характеристика турецкой каллиграфии 16-17 вв. Каллиграф Касим Губари.

ИСКУССТВО 17 В.

Архитектура. Развитие традиций Синана. Творчество Мехмеда-ага (1540-1620). Ансамбль Голубой мечети (Ахмедие) (1609-1614). Мечети Ени-джами и Чинили-Джами. Продолжение строительства дворца Топ-капы.

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО.

Керамика. Развитие изникской школы в 16 в. Развитие колорита росписей сосудов и изразцов. Своеобразие турецкой орнаментики. Основные направления экспорта турецкой керамики и изразцов. Их эволюция в 17 в.

Художественный металл, оружие и ювелирные изделия. Центры: Стамбул, Эрзерум, Трабзон.

Текстиль. Ткачество и ковроделие, их центры: Изник, Бурса, Стамбул, Ушак и др. Костюм османского времени. Турецкий ковер: звездчатая и медельонная схемы композиции. Колорит, особенности линеарного строя. Ковры типа “ладик”, “Гольбейн”.

Развитие искусства Турции в 18 в. и европейские веяния.




Читайте также:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (410)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.017 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7