Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Особенности становления и развития Мусульманского права



2015-12-07 1034 Обсуждений (0)
Особенности становления и развития Мусульманского права 0.00 из 5.00 0 оценок




Ислам и его ценности

Ислам в переводе с арабского означает мир, смирение, вверение или предание себя Богу. Это монотеистическое религиозное направление, которое занимает по численности верующих второе место в мире после христианства. Мусульманские общины имеются более чем в 120 странах мира.

Его основателем является Пророк Мухаммед (570–632 год н.э.). Первые стихи Корана он произнес в 610 году. Коран состоит из 114 сур (глав).

Свое начало учение мусульман берет в Ветхом Завете Библии. Приход Пророка пришелся на период, когда на территории Аравийского полуострова исповедовали язычество, часть были христианами, иудеями. Но в основном религиозные устои сильно пошатнулись. В самом Коране во второй суре "Корова" говорится о том, что люди больше поклоняются "золотому тельцу" (деньгам) и забыли о Боге. Это и было основной причиной прихода Пророка на Землю.

Коран, который представляет собой священную книгу мусульман, состоит из откровений, которые приходили Пророку Мухаммеду от ангела Джибрила. Некоторые мусульмане утверждают, что буквы сыпались с неба и складывались в слова.

 

Религия мусульман состоит из трех основ:

 

Иман — вера во все, что ниспослано от Аллаха (в переводе означает Бог или достойный поклонения).

Ислам — подчинение всем повелениям и запретам Аллаха.

Ихсан — соответствие друг другу языка, сердца и деяний во всех требованиях религии Ислам, то есть поклонение Творцу искренне и в совершенстве.

Считается, что сущность Аллаха непостижима для человеческого разума, что все создано Им из ничего, что все находится под Его контролем и управляется Им. Он все видит и слышит и от Его взора ничто не может укрыться. Аллах является единственным объектом поклонения, а служение Ему возвышает человека, освобождая от рабства.

Мусульмане говорят, что истинная религия — это путь Всевышнего, который приводит тех, кто избрал его и следует ему, ко всем благам этого и потустороннего миров. Она обучает человека правильному и достойному образу жизни на этом свете. Если эта религия является ниспосланной Всевышним Аллахом и неизмененной, то она правильная, а если она является придуманной людьми или же измененной ими, то она неверная. Кто не следует по этому пути Всевышнего, тот не получит истинного счастья в обоих мирах, а после смерти он вкусит вечные муки в Аду.

С самого рождения детей учат поклоняться Богу. Благодаря традициям, многие из которых соблюдаются и в наши дни, мусульмане сумели сохранить свою веру в Бога, в Его милость. Понимание высшего смысла жизни делает их стойкими к любым трудностям.

Мусульмане не являются фанатиками. Ислам преследует цель сформировать добродетельную личность, здоровую семью и гармоничное общество.

 

Негативное отношение к данной религии связано с участившимся терроризмом. Все дело в одной из строк Корана, которая гласит, что нужно убивать неверных и изгонять их из их домов. Но в том же Коране запрещается говорить плохие слова другим людям, проповедуется любовь и ненасилие.

 

На самом деле, понятие "неверные" означает, по мнению старых священников, "тот, кто не верит в Бога вообще". И в первую очередь, они утверждают, необходимо убивать это безверие в своем сердце. Потому данную фразу нужно воспринимать не буквально, а как проповедь себе и другим в существование Бога. А поскольку Коран написан на арабском языке, который мало кто знает, то лжесвященники пользуются этим, настраивая верующих в своих корыстных интересах.

 

Уникальность Корана заключается еще в том, что в ней описаны 20 качеств Бога, чего нет ни в христианстве, ни в иудаизме, ни в буддизме. Благодаря этому, мусульманам легче выстраивать свои отношения с Богом.

 

Считается, что высшего совершенства в жизни достигают те мусульмане, кто:

 

совершил, хотя бы раз в жизни паломничество (хадж) в Мекку или Медину;

совершает закят — пожертвование бедным;

регулярно 5 раз в день совершает намаз (салят) — молитвы Богу;

придерживается шахада — веры в единство Бога и что Пророк Мухаммед — Его посланник;

Соблюдает пост в месяц Рамадан — саум.

У ислама существует несколько ветвей:

 

Сунниты — признают святость сподвижников Пророка, предания о Пророке, дошедшие со стороны его сподвижников, а также 4 халифов (преемников).

Шииты — из 4 халифов только Али они считают преемником Пророка, поскольку он его родственник и считают что власть должна принадлежать только ему.

Суфизм — исламское мистическое учение, основанное на передаче знаний от учителя к ученику, длительных размышлениях, поиске сокрытого.

Некоторые нравственные нормы мусульман:

 

Правдивость;

Надежность и верность;

Искренность;

Скромность;

Вежливость, корректность и другие правила ведения беседы и спора;

Изгнание злобы, ненависти, зависти и других пороков из сердца;

Терпимость и умение прощать;

Достоинство и самоуважение;

Поиск мудрости и знаний, стремление к самообразованию и интеллектуальному самосовершенствованию;

Желание посвятить всё свое время и свою жизнь добрым делам;

Щедрость;

Общительность, доброе отношение к окружающим;

Пристрастие к чистоте и красоте;

Отвращение к злу и греху.

Несмотря на противостояние ведущих религиозных концессий, ислам стремительно распространяется по всему миру, увеличивая ряды верующих.

 

Ислам - удивительно рациональная религия, обращенная к человеческому разуму, исключительно для пользы его совершенствования и устранения противоречий между духовной и физической природой человека. Это вероучение не является неопределенной, аморфной религией, довольствующейся лишь отчужденными от реальной жизни рекомендациями быть добрыми, хорошими и морально устойчивыми. В своем содержании эта религия утверждает логику здравого смысла, предписывая справедливость во всех сферах жизни в форме высшего закона всем людям Земли, о чем прямо указано в Коране. «Ныне ваша религия обрела законный вид. Я завершил свое благо для вас. Ислам будет вашей религией» .

Ислам оказал и оказывает значительное влияние на общественное и политическую жизнь разных стран и народов, проявляясь в различных сферах человеческой жизни, определяя моральные и духовные ценности. Эти нравственные ценности оказывают значительное влияние, так как этика ислама, воздействуя на образ жизни народов, исповедующих ислам, всесторонне отражается на их психологии, менталитете и жизненных представлениях.

Трагедия человека в странах с современными режимами состоит в том, что во многих странах разнообразные области жизни не объединяются в единое целое. В них атеистическое, религиозное, научное, психологическое, материальное и духовное сознание противоборствуют друг с другом. Исламу удалось внести в концепцию о человеческой жизни ясность, целостность и гармонию. В 58-ми мусульманских странах земного шара население живет в рамках традиционных, пронесенных через столетия общественных структур. Честность, верность, стыдливость, справедливость - вечные моральные ценности, являющиеся незыблемыми устоями жизни этих народов Коран явился тем сводом морально-нравственных уложений, который породил, сформировал и дал необозримо долгую жизнь государственному формированию, не имевшему претендентов в истории.

Философ Бертран Рассел писал: «Превосходство Востока было не только военным. Наука, философия, поэзия и все виды искусства процветали в мире Мухаммеда, тогда как Европа была погружена в варварство. Европейцы с их непростительной узостью взглядов называют этот период «темным веком», но только в Европе он был «темным», фактически только в христианской Европе, так как Испания, которая была исламской, имела блестящую культуру».

Историк Роберт Блифолд писал: «Если бы не арабы, современная европейская цивилизация никогда бы не приобрела тот характер, который позволил ей преодолеть все фазы эволюции; и хотя нет ни единой сферы человеческой деятельности, в которой бы не ощущалось решающее влияние исламской культуры, нигде оно не выражено так ярко, как в естественных науках и научном духе. Этот дух был внесен в европейский мир арабами».

Ислам - удивительно рациональная религия, обращенная к человеческому разуму, исключительно для пользы его совершенствования и устранения противоречий между духовной и физической природой человека. Это вероучение не является неопределенной, аморфной религией, довольствующейся лишь отчужденными от реальной жизни рекомендациями быть добрыми, хорошими и морально устойчивыми. В своем содержании эта религия утверждает логику здравого смысла, предписывая справедливость во всех сферах жизни в форме высшего закона всем людям Земли, о чем прямо указано в Коране. «Ныне ваша религия обрела законный вид. Я завершил свое благо для вас. Ислам будет вашей религией» (Св. Коран, 5:3).

Ислам оказал и оказывает значительное влияние на общественное и политическую жизнь разных стран и народов, проявляясь в различных сферах человеческой жизни, определяя моральные и духовные ценности. Эти нравственные ценности оказывают значительное влияние, так как этика ислама, воздействуя на образ жизни народов, исповедующих ислам, всесторонне отражается на их психологии, менталитете и жизненных представлениях.

Трагедия человека в странах с современными режимами состоит в том, что во многих странах разнообразные области жизни не объединяются в единое целое. В них атеистическое, религиозное, научное, психологическое, материальное и духовное сознание противоборствуют друг с другом. Исламу удалось внести в концепцию о человеческой жизни ясность, целостность и гармонию. В 58-ми мусульманских странах земного шара население живет в рамках традиционных, пронесенных через столетия общественных структур. Честность, верность, стыдливость, справедливость - вечные моральные ценности, являющиеся незыблемыми устоями жизни этих народов Коран явился тем сводом морально-нравственных уложений, который породил, сформировал и дал необозримо долгую жизнь государственному формированию, не имевшему претендентов в истории.

Философ Бертран Рассел писал: «Превосходство Востока было не только военным. Наука, философия, поэзия и все виды искусства процветали в мире Мухаммеда, тогда как Европа была погружена в варварство. Европейцы с их непростительной узостью взглядов называют этот период «темным веком», но только в Европе он был «темным», фактически только в христианской Европе, так как Испания, которая была исламской, имела блестящую культуру» (5;11).

Историк Роберт Блифолд писал: «Если бы не арабы, современная европейская цивилизация никогда бы не приобрела тот характер, который позволил ей преодолеть все фазы эволюции; и хотя нет ни единой сферы человеческой деятельности, в которой бы не ощущалось решающее влияние исламской культуры, нигде оно не выражено так ярко, как в естественных науках и научном духе. Этот дух был внесен в европейский мир арабами».

 

Особенности становления и развития Мусульманского права

 

Одним из наиболее крупных явлений в средневековой цивилизации на Востоке стало мусульманское право (шариат). Эта правовая система, которая со временем приобрела мировое значение, возникла и оформилась в рамках Арабского халифата. Процесс ее развития был тесно связан с эволюцией арабской государственности от небольшой патриархально-религиозной общины в начале VII в. (при пророке Мухаммеде) до одной из крупнейших империй VIII--Х вв. при династиях Омейядов и Аббасидов.

После падения Арабского халифата мусульманское право не только не потеряло свое былое значение, но приобрело как бы "вторую жизнь" (подобно римскому праву в средневековой Европе) и стало действующим правом в целом ряде средневековых стран Азии и Африки, принявших в той или иной степени ислам (Египет, Индия, Оттоманская империя и т.д).

Мусульманское право вобрало в себя многие элементы предшествующих правовых культур Востока, в частности правовые обычаи и традиции, действовавшие в доисламской Аравии и на завоеванных арабами территориях. Так, при Омейядах некоторое время продолжало применяться право сасанидского

Ирана, Византии, а также частично и римское право. Все эти источники оказали некоторое, хотя внешне и малозаметное влияние на становление шариата, символизируя тем самым связь восточной и западной цивилизаций. Но не они определили, в конечном счете, неповторимость и своеобразие шариата как самостоятельной и оригинальной правовой системы. Исключительно важную роль в становлении шариата сыграла деятельность Мухаммеда и первых четырех так называемых праведных халифов, при которых путем толкования заповедей, высказываний и поступков пророка были составлены священные книги мусульман -- Коран и Сунна.

Шариат с самого начала сложился и развивался (по крайней мере в первые два века) как строго конфессиональное право. Оно было органически слито с теологией ислама, пронизано его религиозно-этическими представлениями. Согласно исламу, правовые установления рассматриваются в качестве частицы единого божественного порядка и закона, которым управляется мир. Особенно на первых порах шариат в целом и его собственно доктринально-нормативная часть (фикх) вобрали в себя не только правовые установления, но и религиозную догматику и мораль. Такая слитность (синкретизм, нерасчлененность) шариата нашла свое специфическое выражение в .том, что его нормы (правила, предписания), с одной стороны, регулировали общественные ("человеческие") отношения, а с другой -- определяли отношения мусульман с Аллахом (ибадат). Введение в шариат божественного проведения и религиозно-нравственного начала нашло свое отражение в своеобразии правопонимания, а также оценке правомерного и неправомерного поведения. Так, тесная связь права с теологией ислама нашла свое выражение в установлении в шариате пяти видов действий мусульманина, которым придавался в равной мере правовой и морально-религиозный смысл' обязательные, рекомендуемые, дозволенные, предосудительные, но не влекущие за собой применения наказания, запрещенные и подлежащие наказанию. Признание божественного предопределения в шариате с неизбежностью породило и большую значимость вопроса о свободе воли мусульманина и ее пределах. Столкнувшиеся по этому поводу религиозно-философские школы заняли разную позицию. Так, одна из этих школ (джабариты) вообще отрицала свободу воли человека.

Для шариата, особенно на первых стадиях его развития, характерно внимание не к правам мусульманина, а к его обязанностям по отношению к Аллаху. Нормы, содержащие такие обязанности, достаточно широко представлены в шариате, и они определяли всю жизнь правоверного мусульманина (ежедневное совершение молитвы, соблюдение поста и правил захоронения и т.д.). Не случайно особенностью норм, составляющих шариат, является то, что они применяются только к мусульманам и в отношениях между мусульманами. Раннему исламу и шариату были присущи установления (нормы), восходящие еще к общинному строю, содержащие элементы коллективизма, милосердия, заботы о калеках и иных обездоленных. Но в шариате нашли свое отражение и представления о бессилии человека перед богом, о вытекающей отсюда созерцательности и покорности. В Коране особенно подчеркивалась необходимость для мусульманина проявлять терпение и смирение: "Терпите, ведь Аллах с терпеливыми" (8.48). Таким же образом в шариате закреплялась обязанность мусульманина подчиняться халифу и государственной власти- "Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь посланнику и обладателям власти среди Вас" (4.62).

Мистико-религиозная оболочка шариата обусловила большое своеобразие составляющих его собственно правовых конструкций и понятий, тормозила формирование в нем рационалистических начал и логически обоснованной внутренней системы, как это имело место в римском праве. Однако к VIII--IX вв., когда шариат перерастает рамки патриархально-общинного и племенного восприятия мира и сталкивается с феодализирующимися общественными отношениями, он, благодаря активной деятельности мусульманских богословов-правоведов, все в большей степени движется от божественного правопонимания к рационалистическому, от казуальных методов выведения правовых норм -- к логико-системным. Мусульманские ученые-юристы, не порывая с основополагающими и традиционными началами шариата, выработали целую серию новых правовых доктрин и норм (фикх), имеющих сугубо юридическую природу. Из них особую известность и авторитет в мусульманском мире приобрели Абу Ханифа, получивший титул "великого учителя" (умер в 767 году), Малик ибн Анас (умер в 795 году), Мухаммед ибн Идрис Шафии (умер в 820 году), Ахмед ибн Ханбаль (умер в 855 году).

Одной из характерных черт средневекового мусульманского права (особенно в первые века) была его относительная целостность. Вместе с представлениями о едином боге -- Аллахе -- утвердилась идея единого правового порядка, имеющего универсальный характер. Более того, возникнув первоначально на Аравийском полуострове, мусульманское право по мере расширения границ халифата распространяло свое действие на новые территории.

Но оно на первый план выдвигало не территориальный, а конфессиональный принцип. Мусульманин, находясь в любой другой стране (например, с торговыми целями), должен был соблюдать шариат, сохранять верность исламу. Постепенно с распространением ислама и превращением его в одну из основных религий мира шариат стал своеобразной мировой системой права. Это заметно отличало его от права западноевропейских средневековых государств, для которого были характерны такие черты, как партикуляризм, ограниченные сферы действия, внутренняя несогласованность и т.д.

Постепенно и сторонники ортодоксального направления шариата (сунниты) сгруппировались в четыре основных толка (маз-хаба), представлявших собой по существу самостоятельные правовые школы, связанные с именами перечисленных выше четырех виднейших мусульманских правоведов: ханифиты, маликиты, шафииты, ханбалиты. Наиболее распространенный из них ханифитский мазхаб (от Абу Ханифа) имел своих последователей, прежде всего в таких странах, как Египет, Турция, Индия, а также на территории нашей страны.

Деятельность основных школ-мазхабов способствовала дальнейшему развитию мусульманского права, рациональному осмыслению новых явлений общественной жизни, выработке целого ряда абстрактных правил, отказу от некоторых явно устаревших ("пережиточных норм"). Но постепенно углублялись противоречия и расхождения между этими школами по важнейшим вопросам права.

Ряд самостоятельных школ возник и на базе шиизма: исмаи-литская, джафаритская, зейдитская и др. Таким образом, к концу средневековья шариат, доктринальная и нормативная основа которого усложнилась и претерпела существенные изменения, стал чрезвычайно сложным и необычным правовым явлением.

 



2015-12-07 1034 Обсуждений (0)
Особенности становления и развития Мусульманского права 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Особенности становления и развития Мусульманского права

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1034)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)