Операциональная концепция интеллекта Ж. Пиаже
Психическое развитие как развитие интеллекта: концепция Ж. Пиаже Жан Пиаже (1896-1980)-швейцарский и французский психолог, представитель Женевской школы генетической психологии. Он изучал механизмы познавательной деятельности ребенка. Становление интеллекта рассматривается как стержневая линия психического развития ребенка, от которой зависят все другие психические процессы. Рассматривались такие вопросы : особенности детской логики, происхождение и развитие интеллекта у ребенка, развитие восприятия, памяти, воображения и др. Пиаже разработал новый метод-клинический ( метод клинической беседы). Это свободная беседа с ребенком без ограничения фиксированными стандартными вопросами. ( Почему солнце не падает? Отчего дует ветер? ) Реализм. Ребенок рассматривает предметы такими, какими дает их непосредственное восприятие. Реализм бывает интеллектуальный –название предмета столь же реально, как и сам предмет; ветер «делают» ветви деревьев. Реализм моральный- ребенок не учитывает в поступке внутреннее намерение и судит о нем только по видимому конечному результату.
Анимизм. Всеобщее одушевление, наделение вещей сознанием и жизнью. (река, луна, автомобиль и т.д) Артификализм. Все существующее рассматривается как созданное человеком, по его воле или для человека. ( солнце-чтобы нам светло было) Критический анализ представлений Ж.Пиаже Л.С Выготским. Выготский предложил свою собственную гипотезу о происхождении эгоцентрической речи в развитии ребенка.Эгоцентрическая речь рассмотрена им как речь для себя, как переходная ступень от внешней социальной речи к внутренней. Особенности такой речи: непонятность для окружающих в отрыве от ситуации, сокращенность , тенденция к пропускам. Функции: планирования, организации и регулирования поведения ребенка. Операциональная концепция интеллекта Ж. Пиаже Пиаже рассматривает интеллект человека как одну из форм приспособления к среде обитания. Ассимиляция: решение проблемной ситуации происходит с помощью имеющихся схем действия или когнитивных схем.. Используя общую «схему хватания», ребенок может брать самые различные объекты. Аккомодация— это изменение схем применительно к новой ситуации, к новой задаче; Ребенок научается по-разному подготавливать руки, пальцы, в зависимости от того, протягивают ли ему листок бумаги или мячик (схема хватания подверглась аккомодации). Преобладание ассимиляции над аккомодацией наблюдается в символической игре маленьких детей. В зависимости от желания и интереса ребенка кусок старого дерева «понарошку» может быть или куклой, или кораблем, или самолетом. Интеллект ребенка строится на основе действия, на основе опыта действий с вещами. Весь приобретенный опыт откладывается в виде схем действия.. На определенном этапе развития обобщенные схемы действий превращаютсяв операции (операторные структуры). О п е р а ц и и —это интериоризированные (внутренние) предметные действия, ставшие обратимыми и сгруппированными в системы. Процессы ассимиляции и аккомодации обеспечивают непрерывность и преемственность умственного развития в онтогенезе, а своеобразие организации мыслительных актов (структур) определяет выделение стадий интеллекта. II. Конкретно-операциональный (репрезентативный) интеллект (от 1,5—2 лет до 11 лет). III. Формально-операциональныйинтеллект (с 11 — 12 до 14—15 лет). . С е н с о м о т о р н ы й период. Исследование развития мышления Пиаженачинает с анализа практической, предметной деятельности ребенка в первые два года жизни. Пиаже выделил 6 стадий сенсомоторного развития. Это стадии перехода от врожденных механизмов и сенсорных процессов (вроде сосательного рефлекса) к формам организованного поведения, используемым произвольно, намеренно. — до 7—9 месяцев, когда наблюдается концентрация младенца на собственном теле; — с 9 месяцев, когда происходит объективация схем практического интеллекта в пространственной сфере. — первый уровень — становление конкретных операций (5-7 лет); — второй уровень — функционирование конкретных операций (8-11 лет).
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2481)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |