Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины



2015-12-07 299 Обсуждений (0)
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 0.00 из 5.00 0 оценок




Вопросы выходного контроля (зачета)

1. Общие черты устной и письменной научной речи.Экстралингвистические, лингвистические и языковые особенности научногостиля речи (лексика, морфология, синтаксис). Способы введения терминов втекст.

2. Научное изучение как основная форма научной работы. Научно-информационная деятельность как разновидность научного труда. Характернаучной информации и особенности ее восприятия.

3. Документальные источники информации. Типология научныхдокументов. Речевые жанры научного стиля. Правила написания аннотации,тезисов, научной статьи, научной рецензии.

4. Виды информации и способы ее изложения в научных текстахразличных типов и жанров. Соотношение способов изложения информации смыслительными и коммуникативными процессами. Типы связей предложений вабзаце и тексте. Грамматические и лексические средства связи предложений втексте.

5. Научный текст, его свойства, правила построения (на примере текстапо вашей специальности). Научный текст и его особенности. Речеваяорганизация текста научного стиля. Композиция научного текста (научнойстатьи, диссертации, автореферата).

6. Общая схема научного исследования. Построение разделов научноготекста. Формальные текстовые признаки аспектов содержания исопутствующие им маркеры. Стандартизированные единицынетерминологического характера в научном тексте. Заголовки научных текстов.

7. Общие требования к текстовым документам (оформлениедиссертации). ГОСТ 2.105-95. Язык и стиль изложения материала в текстедиссертации. Грамматические и лексические нормы письменной научной речи.

8. Типология ошибок письменной речи. Правила литературногоредактирования научного текста: статьи, диссертации, автореферата. Основныеправила оформления цитат.

9. Типология ошибок устной речи. Нормативный, инструментальный иэтический аспект культуры речи. Роль культуры речи в профессиональнойдеятельности ученого.

10. Основные этические принципы научной деятельности (научныепубликации, авторство публикации и пр.). Письменный и устный речевойэтикет научного общения.

11. Справочно-библиографический аппарат научного произведения.Правила оформления внутритекстовых и подстрочных ссылок.

12. Устная научная речь и специфика устных научных выступлений.Виды и жанры устной научной речи. Коммуникативно-речевой,психологический и этический аспекты научного общения.

13. Научная дискуссия как форма научного общения, видпрофессиональной коммуникации и управляемый публичный спор. Основныепризнаки, принципы, типы, формы, функции, стратегии, тактики и приемынаучной дискуссии. Композиционный план дискуссии. Средства выражениясогласия/несогласия.

14. Логические принципы научной дискуссии. Аргументация, ееструктура, виды и роль в научной дискуссии. Аргументация, доказательство ипроцесс формирования убеждений. Типы и виды аргументации.

15. Рефлексивное слушание. Принципы адекватности восприятия ивысказываний. Тактика постановки вопросов в дискуссии.

16. Виды критики. Критика как логическая операция. Вопрос каклогическая форма. Виды вопросов и ответов на них. Корректные инекорректные вопросы и ответы.

17. Общелогические методы познания и дискуссия. Логические основыаргументации. Построение замысла целесообразного высказывания иаргументации на основе замысла. Теория аргументации и опровержения.

18. Риторика как владение искусством целесообразного слова.Социальные, психологические, лингвистические и логические факторыубеждающего воздействия. Организация полемики. Риторические принципынаучной дискуссии. Риторические тропы, фигуры и топосы речи.

19. Языковое оформление публичной речи на научную тему. Культураведения научной дискуссии. Культура речи оратора. Речевой этикет научногообщения. Особенности публичной защиты кандидатской диссертации.

20. Запоминание и произнесение речи. Мнемотехнические средства припубличном выступлении. Риторический анализ текста.

Темы рефератов

1. История возникновения, развития и становления научного стиля вРоссии. Выдающиеся ученые России (на примере одного-двух ученых).

2. Наука как коммуникативная система и социальный институт. Научноеобщение как часть речевой коммуникации специалиста АПК. Культура научнойи профессиональной речи.

3. Справочно-библиографический аппарат научного произведения.Правила оформления внутритекстовых и подстрочных ссылок.

4. Технические требования к оформлению рукописей и печатныхизданий.

5. Смысловой анализ предложения: тема и рема. Смысловой анализабзаца. Смысловой анализ фрагмента текста.

6. Типы связей предложений в абзаце и тексте. Грамматические илексические средства связи предложений в тексте.

7. Композиция научного текста. Построение разделов научного текста.Заголовки научных текстов. Способы цитирования. Основные правилапостроения цитат.

8. Формальные текстовые признаки аспектов содержания исопутствующие им маркеры. Стандартизированные единицынетерминологического характера в научном тексте.

9. Языковые особенности научного стиля (лексические, грамматические,синтаксические). Особенности терминосистемы.

10. Место терминологической лексики в системе современного русскоголитературного языка. Лексико-семантические процессы в терминологии.

11. Исторические типы дискуссий и становление классической науки.Роль научных дискуссий в развитии земледелия и агрономии. Роль ученых-агрономов в становлении классической науки.

12. Методологические принципы дискуссии в науке; ее роль в процессеразвития научного познания.

13. Культура ведения научной дискуссии. Культура речи оратора.Речевой этикет научного общения. Коммуникативно-речевой, психологическийи этический аспекты дискуссии.

14. Логические принципы научной дискуссии. Аргументация, ееструктура, виды и роль в научной дискуссии. Аргументация и доказательство ипроцесс формирования убеждений.

15. Вопрос как логическая форма. Виды вопросов и ответов на них.Корректные и некорректные вопросы и ответы. Тактика постановки вопросов вдискуссии.

16. Риторика как владение искусством целесообразного слова.Социальные, психологические, лингвистические и логические факторыубеждающего воздействия.

17. Словесное оформление речи. Понятие о прецедентных текстах,именах, событиях. Особенности публичной защиты кандидатской диссертации.

18. Запоминание и произнесение речи. Мнемотехнические средства припубличном выступлении.

19. Организация полемики. Риторические приемы дискуссионной работы.Риторические тропы, фигуры и топосы речи.

20. Виды критики. Критика как логическая операция. Принципыадекватности восприятия и высказываний. Рефлексивное слушание.

21. История создания и совершенствования системы подготовки иаттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации.

22. Приемы компрессии информации в тексте.

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

а) основная литература

1) Котюрова, М.П. Стилистика научной речи: учебное пособие / М.П. Котюрова. - М.: Академия, 2012. - 240 с. - ISBN 978-5-7695-8509-8

2) Трофимова Г.К. Русский язык и культура речи / Г.К. Трофимова. - Флинта, Наука, 2005. – 87 с. - ISBN: 5-89349-603-5

б) дополнительная литература

1) Гельман Е.А. Русский язык и культура речи/ Е.А. Гельман. - Человек, 2010. – 56 с. - ISBN: 978-5-903508-93-8

в) словари

1) Введенская Л.А. Современный орфографический словарь русскогоязыка: словарь / Л.А. Введенская, Н.П. Колесников. - 5-е изд. - М.; Ростов н/Д: МарТ, 2006. - 623 с. - ISBN 5-241-00242-1

2) Ожегов С.И. Словарь русского языка: около 60000 слов и фразеологических выражений: словарь / С.И. Ожегов; ред. Л.И. Скворцов. - 25-е изд., испр. и доп. - М.: ОНИКС; М.: Мир и образование, 2008. - 976 с. -ISBN 978-5-488-01798-6. - ISBN 978-5-94666-485-1

3) Толковый словарь русского языка начала 21 века. Актуальная лексика:около 8500 слов и устойчивых словосочетаний / Г.Н. Скляревская [и др.]; ред. Г.Н. Скляревская; СПбГУ. - М.: ЭКСМО, 2006. - 11333 с. - (Библиотекасловарей). - ISBN 5-699-15913-4

4) Универсальный словарь по русскому языку (Современный словарь порусскому языку) [Комплект]: справочное издание. - СПб.: Весь, 2010. - 1184 с.,1 эл. опт.диск (CD-ROM). - ISBN 978-5-9573-1981-8

г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

1) Голуб И.Б. Стилистика русского языка.http://www.pandia.ru/text/77/173/11627.php.

2) Морозов В.Э. Культура письменной научной речи.http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Linguist/moroz/03.php.

3) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации(Минобрнауки России) от 13 января 2014 г. № 7 г. Москва. «Об утвержденииПоложения о совете по защите диссертаций на соискание ученой степеникандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук»http://www.rg.ru/2014/03/05/zashita-dok.html

3) Стилистика и культура речи: учебное пособие по русскому языкуhttp://fictionbook.ru/author/a_v_milyuk/stilistika_i_kultura_rechi_uchebnoe_poso/read_online.html?page=0

 



2015-12-07 299 Обсуждений (0)
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (299)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)