Экономическая эффективность инноваций
Важную роль при оценке целесообразности осуществления инновационного проекта в сфере научно-технического производства играет его экономическая эффективность, которая заключается, как правило, в сопоставлении затраченных ресурсов и полученных результатов. Однако при осуществлении инновационных проектов в качестве главной задачи может быть не получение прибыли, а улучшение экологии, облегчение условий труда, повышение безопасности работы и тому подобные результаты. В зависимости от поставленных задач, учитываемых результатов и затрат может быть условно приведена следующая классификация эффекта инновационных проектов: o экономический; o научно-технический; o ресурсный; o социальный; o экологический. Экономический эффект от реализации инноваций характеризуется показателями, которые учитывают в стоимостном выражении все виды результатов и затрат, обусловленных реализацией инноваций. Экономический эффект - это есть конечный результат применения инноваций, измеряемый абсолютными величинами. Ими могут быть снижение материальных, трудовых затрат, рост объёмов производства или качества продукции, выражаемого в увеличении цены, и, в конечном итоге, прибыль. Научно-технический эффект характеризуется новизной, простотой, полезностью, эстетичностью и компактностью. Показатели ресурсного вида эффекта отражают влияние инноваций на объём производства и потребления того или иного вида ресурса. Социальный эффект характеризуется показателями, которые учитывают социальные результаты реализации инноваций. Экологический вид эффекта характеризуется такими факторами как: уровень шума, величина электромагнитного поля и так далее. А его показатели учитывают влияние инноваций на окружающую среду. В зависимости от временного периода учета результатов и затрат различают показатели эффекта за расчетный период и показатели годового эффекта. Продолжительность принимаемого временного периода зависит от следующих факторов: продолжительности инновационного периода, срока службы объекта инноваций, времени удовлетворения потребностей рынка. Учитывая недостаточно высокую степень достоверности исходных данных, фактор неопределённости, коммерческую тайну экономических показателей при расчетах эффективности инноваций, целесообразно пользоваться наиболее простыми и распространенными методами, апробированными практикой. В условиях плановой экономики инновационный процесс осуществлялся по непрерывной цепочке: от первого этапа до внедрения новшества у потребителя в соответствии с утвержденным плановым заданием и выделяемыми бюджетными средствами. При этом уже на стадии разработки технического задания на проектирование рассчитывался народнохозяйственный эффект как экономическая эффективность новшества в эксплуатации. На основе этого расчета решался вопрос о целесообразности осуществления планируемого решения. При этом вопрос об экономической эффективности при создании и изготовлении даже не возникал. Во-первых, в силу того, что экономические рычаги при плановой экономике практически не работали (за исключением последних нескольких лет существования командно-административной системы). Во-вторых, также, как и цены на выпускаемую продукцию, стоимость каждого этапа разработки определялась по затратному принципу, то есть рассчитывались затраты по конкретному этапу и добавлялась определенная величина прибыли в зависимости от норматива рентабельности. Но в условиях рыночной экономики процесс разработки и изготовления новой продукции отделён от процесса приобретения новинки и её эксплуатации. Задача изготовителя с помощью маркетинга и рекламы убедить потребителя в том, что ему необходима новая разработка. При этом как для разработчиков и изготовителей, так и для потребителей решающую роль играет размер получаемой прибыли и срок окупаемости затраченных ресурсов. Если для потребителей расчет эффективности может производиться во многом по аналогии с методикой, применяемой при плановой экономике, то для разработчиков и изготовителей проблема решается по-другому. Для каждой самостоятельной организации, участвующей в разработке важнейшей задачей является как можно точнее определить возможные издержки и решить вопрос о размере прибыли при реализации своего этапа. При этом на стоимость этапа и величину прибыли может влиять и экономическая эффективность будущего новшества в эксплуатации. Поэтому при наличии ряда организаций, участвующих в разработке, важная роль принадлежит головной организации, (если договоренность у создателей инноваций об этом имеется), координирующей эту работу, а также изготовителю, реализующему новшество. Вопрос о количестве участников разработки играет немаловажную роль. С одной стороны увеличение количества организаций разработчиков может способствовать увеличению стоимости проекта, так как каждый участник закладывает в стоимость этапа определённый размер прибыли. С другой стороны, в зависимости от масштабов организаций-участников, их количество может влиять на время разработки, так как отдельные этапы можно осуществлять параллельно. В общем виде экономическая эффективность для создателей инноваций может определяться по следующей формуле: где П- прибыль от реализации одного новшества, руб.; Ц- цена одного новшества; И- затраты на производство одного новшества, руб.; З- все затраты, связанные с разработкой и подготовкой к выпуску производством инноваций; К- прогнозируемое количество выпускаемых изделий. При наличии нескольких соисполнителей разрабатываемой инновации для каждого участника экономический эффект может определяться по формуле: где П- размер прибыли по определённому этапу разработки, руб.; C- стоимость конкретного этапа разработки, руб.; З- затраты по конкретному этапу разработки в стоимостном выражении, руб.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1783)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |