Деятельность психолога-консультанта на втором подэтапе «Коррекция поведения клиента»
На этом подэтапе психолог-консультант должен помочь клиенту сформулировать возможные альтернативы привычному поведению, а затем, внимательно анализируя и критически оценивая их, выбрать тот вариант, который для клиента является наиболее подходящим. Ю.Е. Алешина (1993) уделяет особое внимание тому, чтобы результатом работы на этом подэтапе был детально разработанный план позитивного реагирования клиента. Клиент может сам найти конструктивные альтернативы своему поведению, наблюдая за действиями друзей, близких, анализируя произведения культуры, искусства, на что его можно направить. Психолог-консультант должен стремиться к тому, чтобы клиент нашел альтернативы своему поведению именно сам, чтобы это были именно его альтернативы, чтобы они органично вырастали из его жизненного опыта. Но в некоторых случаях психологу-консультанту допустимо и предлагать возможные поведенческие альтернативы клиенту. Разработка плана конкретного позитивного реагирования клиента предполагает, что в психологической консультации психолог и клиент детально спланируют, где и когда, в каком месте, и в какое время, в какой форме новое конструктивное поведение будет иметь место. Будут обсуждены все подводные камни, возможные препятствия на пути этого поведения. Иначе позитивное поведение может быть отложено на очень далекое время, а то и вообще не состояться.
Этап 4. Завершение консультативной беседы. На этом этапе обычно психологом-консультантом выполняются следующие действия: 1. Подведение итогов беседы (краткое обобщение всего происшедшего за время приема). Это связано с тем, что то, что повторено в конце беседы, запоминается лучше. 2. Обсуждение вопросов, касающихся дальнейших отношений клиента с консультантом или другими необходимыми специалистами.Дается адрес других специалистов (например, нарколога) и время приема. Формулируется, какие задачи будут решаться в ходе последующих встреч и сколько конкретно встреч может для этого понадобиться. Лучше предварительно договориться о следующей встрече, чем оставить этот вопрос неопределенным. Лучше, чтобы место и время приема были постоянными. Решается вопрос о переадресовке клиента другому консультанту, если есть основания полагать, что он будет более компетентным в данной ситуации, или если психолог-консультант вынужден куда-то уезжать в ближайшее время. Обсуждается вопрос домашних заданий клиенту. 3. Прощание консультанта с клиентом. Клиента следует проводить хотя бы до двери, сказать ему несколько теплых слов на прощание. Желательно несколько раз упомянуть клиента по имени. Нежелательно, чтобы вслед за одним клиентом сразу же входил следующий. Это может оттолкнуть тех, кому нужны доверительные отношения. Консультант должен быть готовым признать возможные ограничения своей компетенции, не вступать в излишние споры. Модель консультирования, направленного на решение проблемы.
Список литературы к курсу Абрамова Г.С. Практическая психология. М., 1997. Абрамова Г.С. Психологическое консультирование. Теория и опыт. М., 2000. Абрамова Г.С. Алгоритмы работы психолога со взрослыми. М., 2003. Айви А. Психологическое консультирование и психотерапия. М., 2003. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М., 1993. Бурнард Ф. Тренинг навыков консультирования. С-Пб., 2002. Глэддинг С. Психологическое консультирование. М., 2003. Горностай П.П., Васьковская С.В. Теория и практика психологического консультирования. Киев, 1995. Гулина М.А. Терапевтическая и консультативная психология. СПб., 2003. Джордж Р., Кристиани Т. Консультирование: теория и практика. М., 2002. Дубровина И.В. Я работаю психологом. М., 1999. Кочюнас В. Основы психологического консультирования. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. М., 1997. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. М., 2002. Немов Р.С. Основы психологического консультирования. М., 1999. Петрушин С.В. Мастерская психологического консультирования. Казань, 2003. Фурман Б., Ахола Т. Терапевтическое консультирование. СПб., 2000.
Психологическое консультирование и психологическая терапия. Хрестоматия. Т.1./под ред. А.Б. Фенько, Н.С. Игнатьевой/. М., 1999. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М., 1993. Ассаджоли Р. Психосинтез. М.,1994. Берн Э. Трансакционный анализ и психотерапия. С-Пб, 1992. Вацлавик П., Бивин Дж., Джексон Д. Прагматика человеческих коммуникаций М., 2000. Лебедева Н.М., Иванова Е.А. Путешествие в гештальт: теория и практика. СПб, 2002. Мак-Маллин Практикум по когнитивной терапии. СПб, 1999. Мейер В., Чессер Э. Методы поведенческой терапии. СПб., 2003. Пезишкиан Н. Психосоматика и позитивная психотерапия. М.,1997. Перлз Ф. Внутри и вне помойного ведра. М.,1997. Рождерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994. Роджерс К. Клиентоцентрированная терапия. М.,1997. Сидоренко Е.В. Терапия и тренинг по А. Адлеру. С-Пб., 1993 Урсано Р., Зонненберг С, Лазар С. Психодинамическая психотерапия. М., 1992. Франкл В. Психотерапия на практике. СПб., 2000. Эллис А., Драйден. Практика рационально-эмоциональной поведенческой терапии. СПб., 2003. Юнг К.Г. Практика психотерапии. СПб, 1998. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. М., 1999.
Вопросы к курсу «Основы психологического консультирования» 1. Понятие о психологическом консультировании. Роль теории в практике психологического консультирования. 2. Личность консультанта: соотношение личностных и профессиональных качеств. 3. Этические принципы и проблемы в работе практического психолога. 4. Психологическое консультирование и тестирование. 5. Имидж психолога-консультанта (одежда, манера поведения, организация обстановки). 6. Консультативная беседа. Цель, структура, этапы. 7. Этап начала беседы. Знакомство, преодоление возможного сопротивления. 8. Этап расспроса клиента. 1 фаза расспроса. 9. Формулирование и проверка консультативных гипотез. 10. Основные навыки работы психолога-консультанта: вовлеченность, активное слушание, воздействие, фокусирование. 11. Техники активного слушания. 12. Эмпатия. Конструкты эмпатии. 13. Шкала эмпатии. 14. Стратегии воздействия и особенности их применения в психологическом консультировании. 15. Этап оказания коррекционного воздействия. Понятие о вторичной выгоде и психологическом смысле. 16. Особенности метода направленной визуализации. Принципы, сферы и правила применения метода. 17. Синдром эмоционального сгорания. Причины. Профилактика. 18. Особенности ведения беседы в ситуации эмоционального напряжения клиента. 19. Особенности консультирования в рамках психоаналитического подхода. 20. Особенности консультирования в рамках когнитивно-бихевиорального подхода. 21. Особенности консультирования в рамках гуманистического подхода.
Методическое пособие СЕМИКАШЕВА ИННА АЛЕКСЕЕВНА Индивидуальное психологическое консультирование Подписано в печать 01.09.08. Формат 60х841/16. Бумага офсетная. Гарнитура Times New Roman. Печать оперативная. Усл.печ.л. 0.8. Тираж 50 экз. Заказ № 5885
432700, г. Ульяновск, Площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, 4. Типография Ульяновского государственного педагогического университета им. И.Н. Ульянова. Тел. (8422) 44-30-66
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1463)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |