По разработке и оформлению курсовых проектов
Методические рекомендации
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Курсовая работа предусмотрена учебным планом и является завершающим этапом изучения профилирующих дисциплин. Цель выполнения курсовой работы – научить студента самостоятельно проводить исследования, обобщать и углублять полученные знания, применять их для решения практических задач, выдвигать и защищать собственные суждения. К курсовой работе предъявляются следующие требования: 1) Изложение темы следует подкреплять фактическими данными, сопоставлениями, расчетами, таблицами, графиками. 2) Работа должна содержать практическую часть (сбор, обработка и анализ статистических данных, анализ ситуации, решение практической задачи и др.). Процесс выполнения курсовой работы состоит из следующих этапов: 1) Выбор темы. 2) Подбор, изучение и анализ литературы по избранной теме. 3) Составление плана курсовой работы. 4) Сбор и обработка фактического и нормативно материала. 5) Написание текста курсовой работы и разработка предложений. 6) Оформление курсовой работы. Студентам предоставляется право выбора любой предложенной преподавателем или самостоятельно определенной темы, согласованной с преподавателем, которая должна быть утверждена на заседании П(Ц)К. Одновременно устанавливается срок исполнения курсовой работы. Объем курсовой работы составляет 20-25 (в отдельных случаях до 40) листов машинописного текста и включает в себя введение, теоретическую и практическую часть, заключение и список литературы. В теоретической части курсовой работы необходимо провести анализ литературы по рассматриваемому вопросу. Написание теоретической части должно включать анализ нескольких точек зрения на данную проблему с акцентом на их положительных и отрицательных сторонах, а также собственную позицию студента. Материал, используемый в курсовой работе, может быть переработан, связан с темой курсовой работы и изложен своими словами. Практическая часть курсовой работы предусматривает применение и закрепление на практике полученных теоретических знаний. Источниками для написания практической части являются данные статистической отчетности, годовые отчеты предприятий, нормативные и методические материалы, инструкции, СМИ.
2. ПОДБОР, ИЗУЧЕНИЕ, АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ И ОТБОР ФАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА
Подбор литературы целесообразно начинать с изучения книг и периодических изданий, которые рекомендованы преподавателем по изучаемым дисциплинам и которые близки к выбранной теме курсовой работы. Знакомиться с литературой целесообразно в следующей последовательности: - руководящие документы (вначале законы, затем законодательные акты), - научные издания (первоначально книги, затем периодические издания), - статистические данные. При этом вначале целесообразно изучить самые свежие публикации, затем более ранние. При подборе нормативно-правовых актов целесообразно использовать возможности тематического поиска документов в справочной правовой системе «Гарант», «Консультант Плюс», а также в других справочных системах. Эти справочно-информационные системы значительно облегчают тематический поиск необходимых нормативных документов. Для подбора изданий по интересующей теме могут быть использованы списки литературы, содержащиеся в уже проведенных исследованиях. Одним из основных аспектов работы с литературой является определение главного в данном источнике.
3. СТИЛЬ ИЗЛОЖЕНИЯ НАУЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ
Курсовая работа должна быть выдержана в стиле письменной научной речи, которая обладает некоторыми характерными особенностями. Стилю письменной научной речи характерно использование оборотов, исключающих употребления местоимения первого лица единственного и множественного числа, местоимений второго лица единственного числа. В данном случае рекомендуется использовать: - неопределенно-личные предложения (например: «Вначале производят отбор …»); - формы изложения от третьего лица (например: «Автор полагает…»); - предложения со страдательным залогом (например: «Разработан комплексный подход…»). В научном тексте нельзя использовать разговорно-просторечную лексику. Если есть сомнения в стилистической окраске слова, лучше обратиться к словарю. В тексте необходимо использовать общепринятую терминологию. Важнейшим средством выражения смысловой законченности, целостности и связности научного текста является использование специальных слов и словосочетаний. Эти слова позволяют отразить: - последовательность изложения мыслей (вначале, прежде всего, во-первых, итак…); - переход от одной мысли к другой (обратимся к, рассмотрим, перейдем к, рассмотрев…); - противоречивые отношения (однако, тем не менее, между тем…); - причинно-следственные отношения (следовательно, отсюда следует, что…); - отношение (конечно, надо полагать, возможно, по мнению, по данным…); - итог, вывод (итак, таким образом, значит, в заключение отметим…). Для выражения логической последовательности используют сложные союзы: благодаря тому что, так как, вместо того чтобы, после того как и другие. Особенно предпочтительны производные предлоги в течение, в соответствии, в результате, в связи, вследствие и т.п. В качестве средств связи могут использоваться местоимения, прилагательные и причастия (данные, этот, названные, перечисленные выше, указанные…). Для выражения логических связей между частями научного текста используются следующие устойчивые сочетания (приведем примеры, как показал анализ, на основании полученных данных). Разработка каждой составной части работы имеет свои особенности. ВВЕДЕНИЕ в курсовой работе должно быть по объему 1-2 страницы. В нем необходимо обосновать актуальность выбранной темы, главную цель исследования, содержание поставленных для достижения цели задач. Освещение актуальности работы должно быть немногословным, достаточно в пределах 0,5-1 страниц показать суть проблемы, определяющую актуальность темы. От формулировки актуальности выбранной темы логично перейти к постановке главной цели исследования. Цель – конечный итог работы. Исходя из цели работы определяются задачи. Это обычно делается в форме перечисления (проанализировать…, разработать…, внедрить…, показать…, установить…, дать рекомендации…, установить взаимосвязь и т.д.). Формулировки задач необходимо делать тщательнее, поскольку описание их решения должно составить содержание глав курсовой работы. Это важно также и потому, что заголовки глав часто рождаются из формулировки задач. В курсовой работе также описываются объект и предмет, избранные методы исследования. Объект изучения – это явление, на которое направлена исследовательская деятельность субъекта. Предмет изучения – это планируемые к исследованию конкретные свойства объекта. В главах ОСНОВНОЙ ЧАСТИ курсовой работы рассматривается теоретический аспект рассматриваемой проблемы, излагается материал практического исследования. Содержание основной части должно точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать. Текст курсовой работы должен быть логически простроен. Отдельные мысли автор высказывает в предложениях. Предложения, имеющие единую тему, объединяют в абзацы. Абзацы одного параграфа должны быть последовательно связаны друг с другом. В конце каждого параграфа следует формулировать выводы по существу изложенного материала. Выводы должны логически завершать приведенные рассуждения, быть краткими, конкретными и вытекать из изложенного материала. Курсовая работа заканчивается ЗАКЛЮЧЕНИЕМ, которое носит форму обобщения теоретических и практических результатов, изложенных в основной части. Заключение представляет собой последовательное, логически стройное изложение полученных выводов и их соотношение с целью работы и конкретными задачами, поставленными и сформулированными во ВВЕДЕНИИ. Заключение курсовой работы должно быть 1-2 страницы. После ЗАКЛЮЧЕНИЯ помещают СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, которая была использована при написании работы. На каждый источник СПИСКА ЛИТЕРАТУРЫ обязательно должна быть ссылка в тексте. ПРИЛОЖЕНИЯ помещают после списка литературы. Их цель – избежать излишней нагрузки текста различными аналитическими, расчетными, статистическими материалами, которые не несут основной смысловой нагрузки.
4. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ИЗДАНИЙ 4.1. Общие правила оформления Издание оформляется на одной стороне листа формата А4 (297 х 210), используются принятые на практике унифицированные методы оформления. Размер левого поля 30 мм, правого 10 мм, верхнего – 20 мм, нижнего – 20 мм. Шрифт – Times New Roman, размер – 14, межстрочный интервал – 1,5. Фразы, начинающиеся с новой строки, печатаются с абзацным отступом (1,25 см). Выравнивание в тексте по ширине листа. Рекомендуется следующая структура изданий: - титульный лист; - содержание; - пояснительная записка; - введение; - основная часть издания; - список литературы (или список использованных источников); - приложения. Оформление титульного листа производится в соответствии с принятой формой (см. Приложение 2). «СОДЕРЖАНИЕ», «ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА», «ВВЕДЕНИЕ», «СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ», «ПРИЛОЖЕНИЯ» служат заголовками структурных элементов реферата, пишутся заглавными буквами по центру страницы шрифт кегль 14. Перенос слов недопустим! Желательно, чтобы«Содержание» включало все разделы и подразделы издания с указанием страниц начала каждого раздела и подраздела (Приложение 1). Переносы слов в заголовках не допускаются. Точка в конце заголовка не ставится. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. Подчеркивание заголовков не допускается. Расстояние между заголовками и последующим текстом 2 пробела. Каждая глава печатается с заглавной буквы, полужирным, шрифт кегль 14. Каждая глава начинается с нового листа. Законченная мысль должна выделяться в самостоятельный абзац. Если в тексте применяются сокращения слов, за исключением общепринятых, то в приложении приводится расшифровка этих сокращений.
4.2. Нумерация страниц Все страницы издания обязательно должны быть пронумерованы. Нумерация листов должна быть сквозной. Номер листа проставляется арабскими цифрами в правой нижней части листа без точки. Нумерация листов начинается с «ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ» и заканчивается последним листом. На титульном листе номер страницы не проставляется, но в общем количестве листов учитывается! 4.3. Требования к изложению текста Следует применять установленные стандартами термины, обозначения и определения, а при отсутствии стандартов – общепринятые в научно-экономической литературе. Сокращения слов в тексте или подрисуночных надписях не допускаются. Исключения составляют сокращения, установленные правилами русской орфографии и пунктуации, а также соответствующие государственным стандартам, содержащим перечень сокращенных слов. В тексте нельзя употреблять математические знаки, а так же знаки № (номер) и % (процент) без цифр. Следует писать словами «меньше или равно» вместо (£), «не равно» вместо (¹) и т.п. Числа с размерностью нужно писать цифрами, а без размерности – словами. Например: (2 метра), (два). Условные буквенные обозначения величин, а также условные графические обозначения должны соответствовать уставленным государственным стандартом. Единицы измерения физических величин должны приводиться в единицах системы измерения.
4.4. Оформление таблиц Таблицы применяют для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей. Название таблицы должно отражать ее содержание, быть точным, кратким. Таблицы в тексте издания помещаются по ходу изложения материала после ссылки на них. Ссылка оформляется следующим образом: (см. таблицу 1). При построении таблиц необходимо руководствоваться общими правилами: 1. Таблица выполняется через одинарный межстрочный интервал в текстовых редакторах без отступа шрифтом «Times New Roman Cyr», кегль 14 (допускается кегль 12). 2. Слово «Таблица» помещается вверху над таблицей слева, указывается номер таблицы (проставляется арабской цифрой без знака «№» без абзацного отступа), а затем через дефис приводится название таблицы. (смотри рисунок 1) 3. В каждой таблице следует указывать единицы измерения показателей и период времени, к которому относятся данные. Если единица измерения в таблице является общей для всех числовых табличных данных, то ее приводят в заголовке таблицы после названия. 4. Названиетаблицы выполняется через одинарный межстрочный интервал в текстовых редакторах, без красной строки, шрифтом «Times New Roman Cyr», кегль 14. 5. Заголовки и подзаголовки граф (см. рисунок 1) содержат названия показателей в именительном падеже, единственном числе (без сокращения слов), их единицы измерения. Последние могут указываться как в заголовке соответствующей графы, так и в заголовке таблицы или над таблицей, если все ее показатели выражены в одних и тех же единицах измерения. Разделять заголовки и подзаголовки боковика и граф диагональными линиями не допускается. 6. Заголовки строк в таблице выполняются через одинарный межстрочный интервал в текстовых редакторах, без красной строки, шрифтом «Times New Roman Cyr», кегль 14, 12. Заголовки граф и строк таблицы следует писать с прописной буквы, а подзаголовки граф – со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставят.
4.5. Общие правила представления формул Формулы располагают отдельными строками в центре листа или внутри текстовых строк. В тексте рекомендуется помещать формулы короткие, простые, не имеющие самостоятельного значения. Наиболее важные, а также длинные или громоздкие формулы, содержащие знаки суммирования, произведения, дифференцирования, интегрирования, располагают на отдельных строках. В работах применяется их сквозная нумерация через всю работу. Формулы обозначаются арабскими цифрами в круглых скобках у правого края страницы. Например:
Если представлена система формул, она объединяется фигурной скобкой слева. При ссылках на какую-либо формулу в тексте ее номер ставят точно в той же графической форме, что и после формулы, то есть арабскими цифрами в круглых скобках. Например: «в формуле (3)...»; «из уравнения (5) вытекает...». Формула включается в предложение как равноправный элемент, поэтому в конце формул и в тексте перед ними знаки препинания ставят в соответствии с правилами пунктуации. Двоеточие перед формулой ставят лишь в тех случаях, когда оно необходимо по правилам пунктуации: а) в тексте перед формулой содержится обобщающее слово; б) этого требует построение текста, предшествующего формуле. Формулы, следующие одна за другой и не разделенные текстом, отделяют запятой или точкой с запятой. Эти знаки препинания помещают непосредственно за формулой.
4.6. Представление отдельных видов иллюстративного материала В изданиях может использоваться иллюстративный материал в виде графических изображений. Графические изображения представляют собой условные изображения числовых величин и их соотношений посредством линий, геометрических фигур, рисунков, схем. Графический способ облегчает рассмотрение данных, делает их наглядными и выразительными. На графическом изображении сразу видны пределы изменения показателя, сравнительная скорость изменения разных показателей, частота их изменения. Кроме геометрического образа, графическое изображение содержит ряд вспомогательных элементов: общий заголовок изображения, словесные пояснения условных знаков, оси координат и числовые данные, дополняющие или уточняющие величину показателя. Рассмотрим некоторые виды графических изображений: Диаграмма - один из способов графического изображения зависимости между величинами. Диаграммы составляются для наглядного изображения и анализа массовых данных. Диаграммы бывают разных видов: линейные, радиальные, точечные, плоскостные, объемные, фигурные. Вид диаграммы зависит от вида представляемых данных и задачи ее построения. График – это изображение, передающее (обычно с помощью условных обозначений и без соблюдения масштаба) основную идею явления или процесса и показывающее взаимосвязь главных элементов. Оси абсцисс и ординат графика вычерчиваются сплошными линиями. В некоторых случаях графики снабжаются координатной сеткой, соответствующей масштабу шкал по осям абсцисс и ординат. Числовые значения масштаба шкал осей координат пишут за пределами графика (левее оси ординат и ниже оси абсцисс). Следует избегать дробных значений масштабных делений по осям координат. На осях координат должны быть указаны условные обозначения отложенной величины и ее размерность в принятых сокращениях. На графике следует использовать только принятые в тексте условные буквенные обозначения. Надписи, относящиеся к кривым и точкам, помещают на график только в тех случаях, когда их немного и они являются краткими. Многословные надписи заменяют цифрами, а расшифровку приводят в легенде графика. Так же поступают со сложными буквенными обозначениями и размерностями, которые не укладываются на линии численных значений по осям координат. При построении графических изображений следует руководствоваться следующими правилами: 1. Все иллюстрации в издании должны быть пронумерованы и снабжены названиями. 2. Слово «Рисунок» пишется полностью, затем арабской цифрой указывается порядковый номер рисунка, после чего приводится название рисунка. 3. Название помещается под рисунком по центру. 4. Ссылки на иллюстрации не следует оформлять как самостоятельные фразы, в которых лишь повторяется их название. Если речь идет о вопросе, связанном с иллюстрацией, в тексте помещают ссылку, либо в виде заключенного в круглые скобки выражения, например (см. рисунок 3), либо в виде специального оборота, например: как показано на рисунке 3. 5. Нумерация рисунков является сквозной для всего текста издания. 6. Если рисунок заимствован из какого-либо источника, то необходима ссылка на этот источник. Данная ссылка помещается сразу после названия рисунка и имеет общую со ссылками на таблицы нумерацию. Объемные иллюстративные материалы могут быть вынесены в приложения. 4.7. Оформление ссылок На все приводимые литературные источники должны быть ссылки в работе с указанием в квадратных скобках номера источника в списке литературы. Например: Знание логики процесса мотивации не дает существенных преимуществ в управлении этим процессом. Можно указать на несколько факторов, которые усложняют и делают неясным процесс практического развертывания мотивации. Важным фактором является не очевидность мотивов. Можно предполагать, догадываться по поводу того, какие мотивы действуют, но в явном виде их “вычленить” невозможно. [2]. В случае использования цитат или цифровых данных, заимствованных из литературы, обязательно должна приводиться ссылка на источник в конце цитаты ставится номер источника (в квадратных скобках) согласно списку использованной литературы. (Приложение 3) 5. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К РАЗРАБОТКЕ ПРЕЗЕНТАЦИЙ 5.1. Общие требования к разработке Презентация не должна быть больше 10 слайдов. Первый лист – это титульный лист, на котором обязательно должны быть представлены: название; фамилия, имя, отчество автора; группа. Со следующего слайда начинается изложение материала. Желательно, чтобы из одного слайда по гиперссылке можно было бы перейти на необходимую страницу и вернуться вновь обратно. Дизайн-эргономические требования: сочетаемость цветов, ограниченное количество объектов на слайде, цвет текста. Последними слайдами урока-презентации должны быть глоссарий и список литературы. 5.2. Рекомендации по созданию презентаций Создание презентации состоит из трех этапов: I. Планирование презентации– это многошаговая процедура, включающая определение целей, изучение аудитории, формирование структуры и логики подачи материала.Планирование презентации включает в себя: 1. Определение целей. 2. Определение основной идеи презентации. 4. Подбор информации. 5. Планирование выступления. 6. Создание структуры презентации. 7. Проверка логики подачи материала. 8. Подготовка заключения. II. Разработка презентации– методологические особенности подготовки слайдов презентации, включая вертикальную и горизонтальную логику, содержание и соотношение текстовой и графической информации. III. Репетиция презентации – это проверка и отладка созданной презентации.
5.3. Требования к оформлению презентаций В оформлении презентаций выделяют два блока: оформление слайдов и представление информации на них. Для создания качественной презентации необходимо соблюдать ряд требований, предъявляемых к оформлению данных блоков. Оформление презентаций:
Представление информации:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (534)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |