Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Правовое воспитание в России и его значение в формировании правовой культуры




Правовое воспитание есть планомерный, управляемый, организованный, систематический и целенаправленный процесс воздействия на сознание, психологию граждан Российской Федерации всей совокупности многообразных правовоспитательных форм, средств и методов, имеющихся в арсенале современной правовой деятельности, с целью формирования в их правосознании глубоких и устойчивых правовых знаний, убеждений, потребностей, ценностей, привычек правомерного поведения[105].

Кваша А.А. определяет правовое воспитание через его составные элементы: «правовое воспитание состоит в передаче, накоплении и усвоении знаний принципов и норм права, а также в формировании соответствующего отношения к праву и практике его реализации, умении использовать свои права, соблюдать запреты и исполнять обязанности». «Отсюда есть необходимость в осознанном усвоении основных, нужных положений законодательства, выработке чувства глубокого уважения к праву. Полученные знания должны превратиться в личное убеждение, в прочную установку строго следовать правовым предписаниям, а затем - во внутреннюю потребность соблюдать закон»[106].

Воспитание плавно перетекает в сознание, формирует общую правовую культуру граждан.

Следует отметить, что современное видение вопросов правового воспитания и обучения как систематической целенаправленной деятельности государственных органов, направленной на формирование правовой культуры и правосознание, неразрывно связано с духовно-нравственной составляющей жизни общества. Само отношение к праву как к ценности, способной воплотить стремление к социальной справедливости, зарождается в недрах духовности, высокой нравственности. Учитывая органическую связь права и морали, можно с твердой уверенностью сказать, что правовое воспитание – это одно из направлений целостного духовно-нравственного воспитания.

Правовое воспитание необходимо рассматривать в двух аспектах. Первый аспект (в широком смысле) предполагает рассмотрение правового воспитания как общего процесса формирования правосознания и правовой культуры членов общества, включая влияние социально-экономического уклада жизни, политического режима, идеологической деятельности, духовно-нравственной атмосферы, системы законодательства и т.д. Практика подтверждает, что правовоспитательную деятельность невозможно планировать в отрыве от влияния вышеуказанных объективных факторов. Второй аспект (в узком смысле) предполагает рассмотрение правового воспитания как одного из видов общественной деятельности, которая выражается в целенаправленной и организованной работе государственных органов и общественных организаций, направленной на формирование правовой культуры и воспитания законопослушных граждан.

Формой правового воспитания является правовое обучение – т.е. непосредственная передача, накопление и усвоение знаний, принципов, норм права, а также формирование соответствующего отношения к праву и практике его реализации, умение использовать свои права, соблюдать запреты и исполнять обязанности.

Общей задачей правового воспитания является формирование нового человека. Правовое обучение – это «способ внешнего выражения и организации передачи теоретического правового материала объекту воспитания»[107].

Правовое воспитание призвано сформировать в сознании образ должного поведения, в котором чистота мысли сочетается с чистотой поступков, где основными определяющими поведение качествами будут честь и честность, долг и мужество. Более того, синтез незыблемых духовно-нравственных качеств, подкрепленных знанием права и основных закономерностей устройства жизни, позволит сформировать желаемый образ современного прогрессивного гражданина, обладающего чувством личной ответственности за все происходящее, имеющего активную созидательную гражданскую позицию, необходимую для успешной интеграции в демократическое гражданское общество. Достижение желаемого возможно только при тесной связи правового воспитания с идеями духовно-нравственного совершенствования, с гуманистической этикой. В данном аспекте можно констатировать – что правовое воспитание это еще и этико-правовая категория.

Целью правового обучения является формирование теоретической основы правового сознания и правовой культуры, обеспечения необходимого уровня систематизации знаний о праве, развитии правовых интересов, чувств, правового мышления, формирование научного правового мировоззрения[108]. Общие требования общества к правовому (юридическому) воспитанию и обучению граждан, оформились в официальных документах, так, стандарт основного общего образования по обществознания (включая экономику и право) формулирует цели правового обучения школьников, заключающиеся в «развитие познавательных интересов в процессе восприятия правовой информации, развитие нравственной и правовой культуры; воспитание гражданской ответственности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации; освоение знаний, о механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина»[109].

Содержание правового воспитания как процесса формирования правовой культуры личности включает в себя следующие структурные компоненты: информирование о праве (информационный)[110]; формирование отношения к праву (оценочный); воспитание установки на правомерное поведение (регулятивный); воспитание чувства необходимости правомерного поведения (когнитивный); организация деятельности субъектов правового воспитания в рамках государственных и общественных институтов (организационный).

Правовое воспитание обладает относительной самостоятельностью целей, спецификой методов их достижения и организационных форм. Оно представляет собой многоцелевую деятельность, предполагающую наличие стратегических, долговременных целей и целей тактических, ближайших, общих и Устных. Цели могут конкретизироваться с учетом специфики субъекта и объекта воспитательного воздействия, используемых форм и средств этой деятельности, а также институту осуществляющих правовое воспитание.

Соответственно правовое воспитание и обучение состоят в передаче, накоплении и усвоении знаний, принципов и норм права, а также в формировании соответствующего отношения к праву и практике его реализации, умения использовать свои права, соблюдать запреты и исполнять обязанности. Отсюда необходимость в осознанном усвоении основных положений законодательства, выработке чувства глубокого уважения к праву. Полученные знания должны превратиться в личное убеждение, в прочную установку строго следовать правовым предписаниям, а затем во внутреннюю потребность и привычку соблюдать правовой закон, проявлять правовую и профессионально-юридическую активность.

Правовому обучению и воспитанию уважения к закону служат различные средства, а практика решения названной задачи выработала разнообразные формы деятельности по ее решению. Не ставя цели назвать и охарактеризовать все средства передачи информации в процессе правового обучения и воспитания уважения к закону, выскажу некоторые суждения по этому вопросу.

Вообще средствами правового обучения и воспитания уважения к закону может быть все то, с помощью чего осуществляется целенаправленное воздействие на сознание, волю и поведение людей, или, что то жe, с помощыо чего воспитываемым передается информация о праве, о законе, о разнообразных событиях или факторах, имеющих юридическое значение и может влиять на формирование активной правовой позиции индивидов.

Исходя из такого понимания средств правового обучения и воспитания уважения к закону, к ним следует отнести: а) печать; б) радиовещание; в) кино; г) телевизионное вещание; д) литературу; е) искусство; ж) средства наглядной пропаганды и агитации.

Особое место здесь занимает проблема "правового минимума", некоего обязательного уровня знания права, которым должен обладать каждый гражданин независимо от его социального статуса. Однако уровень этой работы не отвечает современному этапу развития нашего общества. Государственные органы, призванные решать эту проблему, действуют разобщено. В эту деятельность слабо вовлекаются общественные объединения. Происходит естественное разрушение системы правового воспитания, созданной в предшествующий период. В настоящее время практически не ведется последовательная пропаганда действующего законодательства. Проводимые отдельные правовоспитательные мероприятия осуществляются бессистемно, без учета состояния законности и правопорядка, а также потребности населения в тех или иных юридических знаниях. Средства массовой информации, некоторые государственные и политические деятели в своих публичных выступлениях нередко допускают примиренческое отношение к фактам нарушения законности, существования организованной преступности и коррупции. В стране отсутствует концепция формирования нетерпимого отношения к подобным антисоциальным явлениям, особенно в сфере предпринимательской деятельности[111].

Выборочные исследования показывают, что примерно 1/3 взрослого населения не ориентируется в нормах законодательства, знание которых диктуется повседневными жизненными потребностями. Многие из них подвержены правовому нигилизму, это снижает предупредительную силу закона, затрудняет справедливое и своевременное решение вопросов, возникающих у граждан в социальной сфере и процессе их хозяйственен деятельности, отрицательно сказывается на эффективности пользования конституционными правами и свободами, а так же на состоянии общественного порядка и преступности.

В прошлом заметную роль в осуществлении задачи правового просвещения населения играло Всесоюзное общество “Знание". Оно проводило эту работу как посредством активной лекционной, так и издательской деятельности. К чтению лекций привлекались ученые-правоведы, профессорско-преподавательский состав юридических учебных заведений, практики из числа сотрудников правоохранительных органов, адвокатов и юрисконсультов. Массовыми тиражами издавались популярные брошюры по широкому спектру вопросов укрепления правопорядка и юридической помощи населению. В настоящее время лекционная работа по правовому просвещению встране практически свернута. Что же касается издательской деятельности, то появившиеся за последнее время многочисленные издательские фирмы, выпускающие юридическую литературу (по самым грубым подсчетам, только в Московскихих насчитывается около 30), в погоне за коммерческим успехом сосредоточили свои усилия лишь на издании сборников нормативных актов или же учебников и учебных пособий (издание учебной литературы имеет соответствующие налоговые льготы). Более того, учебную юридическую литературу стали издавать организации, более чем далекие от проблем права. А качество выпускаемой ими учебной литературы никем не контролируется[112].

В сложившейся ситуациибыло бы целесообразно Министерству юстиции возглавить работу не только по правовому просвещению населения России (вспомним, что в советские времена в Министерстве юстиции существовал отдел правовой пропаганды и правового воспитания, в ведении которого были и эти вопросы), но и по оперативному изданию новых Нормативных актов. Последнее позволит если не ликвидировать, то значительно уменьшить хронический дефицит этой Литературы в низовых звеньях правоохранительных органов, и особенности периферийных[113].

В целях создания стройной, взаимосвязанной системы правового воспитания и правового просвещения граждан Российской Федерации, включающей в себя государственные органы, средства массовой информации и общественные объединения, следует:

1) рассмотреть вопрос о целесообразности внесения в Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации дополнительной функции, в соответствии с которой Минюст должен осуществлять координационное и методическое руководство в области правового воспитания всеми государственными органами и организациями. Этими же функциями следует наделить и органы юстиции субъектов РФ;

2) разработать и принять Указом Президента Российской Федерации "Федеральную целевую программу развития правовой культуры в Российской Федерации", которая должна обеспечить проведение планомерной работы в этом направлении;

3) создать Межведомственный координационно-методический совет по правовому воспитанию, в состав которого должны войти представители правоохранительных органов, министерств и ведомств культуры, кино, образования, печати, радио и телевидения, общественных объединений, научных и учебных юридических институтов и др. Данный орган должен заниматься изучением уровня правовой просвещенности граждан, обобщением форм и методов работы по распространению юридических знаний и организации правового воспитания, анализом правовых материалов и формами их подачи, определением наиболее актуальных направлений правопросветительской работы, разработкой рекомендаций и методических указаний;

4) обеспечить разработку и внедрение во всех типах учебных заведений (школа, профессионально-техническое училище, высшее и среднее специальное учебное заведение) учебных программ самостоятельного курса по изучению основ российского законодательства. Одновременно принять меры по восстановлению практики подготовки преподавателей права;

5) разработать и осуществить конкретные мероприятия по организации широкой пропаганды законодательства и повышению уровня правового сознания населения (по месту жительства граждан, на предприятиях, в учреждениях и организациях, в воинских подразделениях) путем обеспечения активного участия в этой работе судей, сотрудников прокуратуры, внутренних дел;

6) подготовить и издать Квалификационные требования к основным специалистам, работающим на предприятиях, в Учреждениях, организациях, органах управления. Определить объем юридических знаний, которыми должны обладать соответствующие специалисты, а также их обязанности по соблюдению правовых норм, в частности действующих в той отрасли, где эти работники заняты;

7) организовать сеть общественных юридических консультаций для правовой помощи малоимущим слоям населения по социальным вопросам, гражданскому законодательству;

8) обеспечить издание популярной юридической литературы, правовых справочников и комментариев для населения[114];

9) принять меры по улучшению научно-исследовательских работ, обеспечивающих сочетание творческих разработок с повседневной практикой правового воспитания граждан. Уделить особое внимание научному обеспечению правового воспитания молодежи, внедрению системы ювенальной юстиции;

10) создать во всех районах, городах, областях, краях и республиках на хозрасчетной основе единый центр правовой информации с использованием электронно-вычислительной техники. Усовершенствовать систему доведения законов и других нормативных актов до адресатов, обеспечить свободный доступ к правовой информации граждан, предприятий, учреждений, организаций.

Тщательно продуманная и эффективная система правовой пропаганды повысит правовую культуру общества и будет способствовать повышению уровня правосознания граждан.

В заключении можно сделать следующий вывод, правовая культура — необходимое условие сознательного осуществления гражданином его долга перед обществом, реализации его гражданских прав и свобод. Опосредование людьми прав, свобод и обязанностей в поведении и деятельности способствует преодолению отсталых взглядов, отклоняющегося поведения граждан, предотвращению случаев произвола и насилия над личностью. Научно обоснованные правовые представления народа являются предпосылками укрепления законности и правопорядка, без чего невозможно построить гражданское общество и правовое государство. Правильное воспитание каждой отдельной личности ведет к созданию культурного, социально активного и законопослушного общества. В российском современном обществе, надо признать, правовое воспитание становится общегосударственной задачей, т.к. показатели и качество правовой воспитанности граждан напрямую влияют на развитие страны, особенно это важно для развития правового государства, цель построения которого провозглашается в ст. 1 Конституции Российской Федерации.

Укрепление норм воспитанности в сознании человека вырабатывает прочное правовое сознание. В данном случае воспитание, как процесс – это средство, а сознание, как результат – цель.

 


Заключение

Эволюционное развитие многих стран свидетельствует о том, что определённые гарантии прав и свобод человека создаются на основе развитости институтов гражданского общества и демократического правового государства. В российском обществе продолжается процесс формирования новой государственности, становления правового государства и открытого гражданского общества. Изменения произошли и в правовой системе, и в правовой культуре российского общества. В связи с изменившимися социально-политическими условиями требуется качественно новая правовая культура граждан, темпы формирования которой не соответствуют современному состоянию общественно-политической системы. Данное обстоятельство требует научного осмысления тех трансформаций, которые происходят в правовой и политической сферах общественной жизни.

Правовая культура общества – это составная часть созданных им духовных ценностей. Среди значимых элементов данной категории можно назвать и определённый уровень правового сознания, и развитую правовую систему, и эффективное независимое правосудие, надёжные гарантии прав и свобод гражданина, прочные правовые традиции, юридическую грамотность граждан и многие другие факторы, которые определяют правовую жизнь государства.

Правовая культура выступает как социальное явление, имеющее ярко выраженную целевую направленность, охватывающее всю совокупность наиболее значимых ценностных компонентов правовой реальности. Она является неотъемлемым компонентом цивилизованности общества, взаимосвязанности правового государства и гражданского общества.

Гражданскому обществу, как отмечают исследователи[115], соответствует такая духовно-ценностная система, в которую включены гражданские права и свободы демократической ориентации: личная свобода, справедливость, неприкосновенность и безопасность граждан, право свободного существования и функционирования независимых объединений и др. Эта ценностная система способна функционировать в современном обществе, основанном на индивидуалистических принципах социального бытия. Для российского же общества характерно наличие принципа коллективизма, который является мощным духовным элементом социума. Данное противоречие не позволяет принять в качестве жизнеполагающих принципов основные положения гражданского общества. И если в эпоху политических и экономических трансформаций активно действующие субъекты – государство, политические партии, элиты – понимают и принимают необходимость правовых ценностей гражданского общества, то российское общество в основной своей массе ещё не готово к изменениям.

Таким образом, формирование и развитие правовой культуры гражданского общества должно способствовать повышению активности участия граждан в формировании властных структур, законодательном процессе.

Однако демократические реформы в России повлияли не только на изменения в политической системе государства, но и на общественное правосознание. Как справедливо отмечает Л.Е. Лапаева, многовековой опыт авторитаризма и государственного произвола породил правовой нигилизм у абсолютного большинства россиян.

Очевидно, что построение гражданского общества немыслимо без правового государства и развитого правосознания. Это подтверждают и результаты многочисленных социологических опросов. Так опрос, проведённый в октябре 2006 г. в рамках Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения, подтвердил, что наиболее важными демократическими ценностями для россиян являются закон, порядок, справедливые суды. Такие важные для демократии ценности, как свободные и честные выборы, свобода слова и независимая пресса уступили место желанию иметь в стране справедливую судебную систему.

Вместе с тем исследование показало, что в обществе отсутствует уважение к закону. Наличие значительных групп населения, готовых преступить закон, – это показатель кризиса правосознания, правовой культуры, который фиксируются учеными более десяти лет. Данные факты крайне отрицательно сказываются на состоянии всего общества. Поэтому курс на продолжение политических реформ в российском обществе актуализирует проблему утверждения реальных демократических ценностей.

Вопросы правовой культуры должны стать основой для создания условий роста и значимости права в жизни формирующегося гражданского общества в России.

 


Список литературы

Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации принятая всенародным голосованием от 12.12.1993 г.( с учётом поправок внесённых Законом РФ о поправках Конституции РФ от 30.12.2008 №7-ФКЗ) // №7, 21.01.2009.

2. Федеральный Конституционный закон Российской федерации от 30 мая 2001 г. №3 – ФКЗ «О чрезвычайном положении».

Научная литература:

3. Аринин А.Н. Права и свободы человека и эффективное развитие России // Общественные науки и современность. - М.: ИНФА, 2002. № 1. – 189 с.

4. Абдулаев М.И. Теория государства и права: Учебник для высших учебных заведений. – М.: Финансовый контроль, 2004 – 410 с.

5. Беринг Д. Либерализм: размышления о свободе. М., 2001. – 271 с.

6. Боер В.М. Правовая информированность и формирование правовой культуры личности (вопросы теории): Дис. … канд. юрид. наук. СПб., 1993. – 132 с.

7. Байниязов Р.С. Правосознание и российский правовой менталитет // Правоведение. – 2000. – № 2. – 274 с.

8. Венгеров А.Б. Теория государства и права. М., 1998. – 545 с.

9. Власов В.И. Теория государства и права: Учебник. Ростов н/Д, 1997. – 370 с.

10. Васильева Т.А. Права человека. М.: Норма: Инфра-М, 2001. - 560 с.

11. Гойман-Калинский И.В., Иванец Г.И., Червонюк В.И. Элементарные начала общей теории права. – М., 2003. – 258 с.

12. Глушакова С.И. Права человека в России. М.: Юристъ, 2005. 494 с.

13. Головастикова А.Н. Права человека. М.: Эксмо, 2006. 448 с.

14. Горшенков А.Г. Виктимологический аспект предупредительного воздействия на пре- ступность в сфере массовой информации. Автореферат дис. … канд. юрид. наук. Н.Новгород, 1999. С. 9. – 168 с.

15. Дубровина Е.П. Избирательное право субъектов Российской Федерации //Законы России: опыт, анализ, практика, № 2, февраль 2007. – 258 c.

16. Добрынина Е. Путь на запад и обратно // Российская газета. – 2008. – 261 с.

17. Добрынина Е. Россия как она есть // Российская газета. – 2007. – 122 с.

18. Егоров С.Н. Аксиоматические основы теории права. СПб., 2001. – 330 с.

19. Жинкин С. А. Теория государства и права. Конспект лекций. – Р н/Д:Феникс, 2005. – 122 с.

20. История государства и права зарубежных стран. В II т. Т.II/ Под ред. Н.А. Крашенинниковой, О.А. Жидкова. М.: Норма, 2006. - 720 с.

21. Иванников И.А. Концепция правовой культуры // Правоведение. 1998. № 3. – 154 с.

22. Кола Д. Политическая социология/ Пер. с фр.; предисл. А. Б. Гофмана. М., 2001. - 314 с.

23. Козырева П.М. Правовое сознание и доверие // Полис. 2008. № 4. - 486 с.

24. Каламкарян Р.А. Права человека в России: декларации, нормы жизнь// Государство и право. 2000. № 5. – 367 с.

25. Кейзеров Н.М. Политическая и правовая культура. Методологические проблемы. М., 1983. – 320 с.

26. Кальной И.И. Философия права. М., 2006. – 411 с.

27. Лейст О.Э. Сущность права. Проблемы теории и философии права. М., 2002. – 198 с.

28. Любин В. П. Дискуссии о политической культуре современной России // Россия и современный мир. 2002. № 2. – 412 с.

29. Лукашева Е.А. Права человека: итоги века, тенденции, перспективы. М.: Юристъ, 2002. - 302 с.

30. Лапаева Л.Е. Достоинство личности и закон в государстве Российском // Общественные науки и современность. 2007. № 6. – 352 с.

31. Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: учебник. – М., 2005. – 258 с.

32. Матузов Н.И. Правовой нигилизм и правовой идеализм // Теория государства и права: учебник // под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – М., 2007. – 244 с.

33. Малько А.В. Теория государства и права. В вопросах и ответах. – М.: Юристъ, 2005. – 341 с.

34. Малько А.В. Теория государства и права.– М.: Юристъ, 2005. – 279 с.

35. Мальцев Г.В. Современное право: анализ основных тенденций.- М., 2005. – 255 с.

36. Мартышин О.В. Национальная политическая и правовая культура в контексте глобализации//Государство и право. – 2005. - №4. – 172 с.

37. Морозова Л.А. Теория государства и права.– М.: Юристъ, 2005. – 511 с.

38. Невважай И.Д. Типы правовой культуры и формы правосознания // Правоведение. – 2000. – № 2. – 487 с.

39. Основы государства и права/ под ред. академика, заслуженного деятеля науки РФ О.Е. Кутафина. – М.: Юристъ, 2004. – 198 с.

40. Основы государства и права. Учебное пособие для поступающих в юридические вузы/ под ред. член-корреспондента РАН, заслуженного деятеля науки РФ О.Е. Кутафина. – М.: Юристъ, 2005. – 264 с.

41. Общая теория права и государства./ под ред. доктора юридических наук, профессора В.В. Лазарева. – М.: Юристъ, 2005. – 350 с.

42. Певцова Е.А. Современные дефинитивные подходы к правовой культуре и правовому сознанию // Журнал российского права, - № 3 - 2004 г.

43. Проблемы общей теории права и государства. Учебник для вузов/ под общей редакцией академика Российской Академии Наук, доктора юридических наук, профессора В.С. Нерсеянца – М.: Издательство НОРМА, 2004. – 647 с.

44. Правовая культура в России на рубеже столетий (обзор Всероссийской научной конференции) // Государство и право. 2001. № 10. – 156 с.

45. Поляков А.В. Общая теория права: Феноменолого-коммуникативный подход. Курс лекций. 2-е изд., доп. СПб., 2003. – 450 с.

46. Рассказов Л.П. Теория государства и права. – М., 2008. – 354 с.

47. Сальников В.П. Правовая культура: проблемы формирования гражданского общества и правового государства \\ Демократия и законность. Самара - 1991. – 268 с.

48. Савостьянова В.Б. Роль государства в реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение и социальные льготы// Государство и право. 2005. № 5. – 277 с.

49. Спиридонов Л.И. Теория права и государства: Допущено МВД РФ в качестве учебника для курсантов, слушателей и студентов образовательных учреждений МВД России юридического профиля / Под. ред. В. П. Сальникова. — СПб.: Фонд "Университет", 2004. — 280 с.

50. Сонин В.В. Хрестоматия по всеобщей истории права. Владивосток: изд-во ВГУЭС, 2005. - 263 с.

51. Семитко А.П. Правосознание и правовая культура // Теория государства и права // отв. ред. В.Д. Перевалов. – М., 2007. – 541 с.

52. Сорокин В.В. Теория государства и права переходного периода: учебник. – Барнаул, 2007. – 746 с.

53. Сорокин В.В. Концепция эволюционного развития правовой системы в переходный период: Автореф. дисс. докт. юрид. наук. Екатеринбург, 2003. – 158 с.

54. Тихомирова Л.В., Тихомиров М.Ю. Юридическая энциклопедия. Издание 5-е, доп. и перераб./ под ред. М.Ю. Тихомирова. – М.: 2005. – 810 с.

55. Туманов В.А. Правовой нигилизм в историко-идеологическом ракурсе//Государство и право. – 1993. - №8. – 197 с.

56. Федорин В.П. Правовая культура как фактор укрепления социалистической законности (Теоретические вопросы): Дис. ... канд. юрид. наук. М., 1986. – 193 с.

57. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование. / Министерство образования Российской Федерации. – М. 2004.

58. Хайек Ф.А. Право, законодательство и свобода: Современное понимание либеральных принципов справедливости и политики. М., 2006. – 515 с.

59. Честнов И.Л. Актуальные проблемы теории государства и права: Эпистемология государства и права. СПб., 2004. – 374 с.

60. Шмаков В. И. Псевдоконституционный характер, мнимый демократизм и внеморальность российской государственности в отсутствие гражданского общества //XXI век: духовно-нравственное и социальное здоровье человека. М., 2001. – 266 с.

 


Приложение 1.




Читайте также:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1094)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)