Единство и различие философии Платона и Аристотеля
Платон. Четкое разграничение между реальностью и видимостью. Видимое - окружающий мир. Реально существует «мир идей». Видимый мир - это несовершенные копии «мира идей». Философия - это постижение «мира идей». Пример, пещера, люди прикованы к скале, перед ними стена, позади огонь, они видят лишь тени, считая их реальностью, но если один человек выйдет из пещеры и увидит реальные вещи и придет обратно в пещеру, чтобы открыть людям истину, его вряд ли поймут. Поэтому «мир идей» - первичен, мир вещей производен от мира идей. Концепция - объективный реализм. Платон считал, что без математики нельзя достичь подлинной мудрости. По Платону душа бессмертна и она может вспоминать то время, когда она была в мире идей и куда она может вернуться после смерти, если душа истинного философа. Нечистая душа, которая любила тело, превратиться в приведение. Человек, который был добродетельным, но не был философом превратиться в пчелу, осу муравья. Душа - бессмертная сущность, в ней различаются три части: разумная, обращенная к идеям; пылкая, аффективно-волевая; чувственная, движимая страстями, или вожделеющая. Платон характеризовал идеальное государство, как общество деленное на 3 класса: философов-правителей, воинов-защитников и производителей (ремесленников и земледельцев). Государство, по Платону, может считаться справедливым лишь в том случае, если каждое из трех его сословий выполняет в нем свое дело и не вмешивается в дела других. Он разделял власть на правильную (демократия, аристократия, монархия) и неправильную (олигархия, терания). У философов и воинов не должно быть семей, так как это отвлекает их от дел. Аристотель. Материя - это реальность, возможность, которая благодаря форме становится действительностью. 3 вида души: (1) растительная (ведает органами роста, питания и размножения); (2) животная (обладает способностью желания: стремление к приятному и избегание неприятного); (3) разумная душа (обладает только человек). Она познает и думает. Разум независим от тела: он бессмертен, вечен и неизменен, поэтому способен к постижению вечного бытия. Разум не имеет материальной точки. Аристотель решает вопрос, чем человек отличается от животного. Он способен к интеллектуальной жизни, а эта жизнь позволяет ему вести нравственную жизнь. Этические добродетели - это золотая середина между двумя пороками. Мужество между отчаянностью и трусостью. Самообладание между распущенностью и бесчувственной тупостью. Дружба между себялюбием и самоотречением. Общество должно придерживаться середины между излишеством и недостатками. Добродетель есть не врождённое, а приобретённое качество души благодаря учению и труду. Аристотель тоже разделяет власть на правильную (монархия, аристократия, полития) и неправильную (демократия, тирания и олигархия). У Аристотеля цель государства - служение на благо обществу. Должны править не философы, а законы, т.к. он за справедливость. Рабство, по Аристотелю, необходимо, чтобы высвободить граждан государства от выполнения физического труда. Естественно научное и философское понимание пространства и времени. Неотъемлемой формой существования материи является пространство и время. В истории философии существовало 2 основных подхода к определению сути пространства и времени: - субстанциональная. Родоначальники - Демокрит, Платон. Пространство и время - это самостоятельные субстанциональные сущности. Пространство - это пустое вместилище совокупных атомов. Время - это чистая длительность, равномерно текущая из прошлого в будущее является вместилищем событий. - реляционная. Пространство и время - это не самостоятельные сущности, а система отношений, образуемая взаимодействующими субъектами (Аристотель). Обе эти концепции не отрицают объективного (не зависимого от нашего сознания) существования пространства и времени. Существует точка зрения, что пространство и время - это субъективные формы в которых человек упорядочивает свои чувственные впечатления (Кант, Беркли, Юм, Мах) - зависят от принимающего субъекта: 3-х мерное зрение - человек, 2-х мерное - таракан. Новое время 17-19 вв - ньютоновские представления о пространстве и времени, а именно «ньютоновское пространство» - неподвижное, непрерывное, однородное, 3-х мерное вместилище материи, а время - однородная, равномерная, вечная неизменная длительность. В начале 20 в. появилась теория относительности Эйнштейна - она показала зависимость пространственно-временных свойств от движения и величины взаимодействующих материальных систем (вблизи больших объектов время течет медленнее). В современной картине время и пространство не разделяют, и имеет место пространственно-временной континуум (4х мерность). В современной материальной философии пространство - форма бытия материи, которое выражает ее протяженность, структурность, взаимодействие. Время - это форма бытия материи, характеризующая длительность существования всех объектов и смену их состояний.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1477)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |