Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Вопрос 43. Образ мира личности



2015-12-13 582 Обсуждений (0)
Вопрос 43. Образ мира личности 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Важнейшая задача методологии психологии — выявление субъективного образа мира личности. Практический психолог пытается выявить его на основе инструментария, имеющего под собой часто довольно противоречивую теоретическую основу. В свою очередь исследование проблемы образа мира невозможно без обращения к проблеме сознания.

Понятие образа является центральной категорией психологии. Об­раз выступает исходным пунктом и одновременно результатом любого познавательного акта. А.Н. Леонтьев выделял два плана созна­ния:

- сознание как внутренняя деятельность,

- сознание как отражение (образ),

выступающие как два аспекта, две стороны существования психики.

Предполагалось, что внешняя (материальная) и внутренняя (психическая) деятельность имеют одинаковую структуру. Образ неот­делим от деятельности, соответственно никаких образов вне активиза­ции их в рамках деятельности не существует. Такая трактовка природы образов исключает возможность их самоактивности. С позиций такого подхода образы амодальны, это означает, что та модальность, в которой они предстают перед сознанием, будет определяться тем видом дея­тельности, который совершает человек, а не вообще доминирующей у него, например, сенсорной модальностью.

В более узком смысле слово «образ» используется для обозначения чувственных форм отражения, т.е. таких, которые имеют сенсорную ос­нову (образы ощущений, восприятия и др.). До сих пор во многих рабо­тах по психологии познания при описании процесса построения образа воспринимаемого объекта используется стимульная парадигма, предпо­лагающая, что построение образа окружения носит не активный, а реак­тивный характер. Воздействующие стимулы (раздражители) понимают­ся в качестве инициаторов процесса возникновения психического образа.

Современные психологические исследования свидетельствуют о том, что эта схема не объясняет, как происходит отбор тех или иных чувственных впечатлений для дальнейшей переработки. В то же вре­мя, если рассматривать формирование образа как активный, а не реак­тивный процесс, то он должен пониматься как наша собственная ког­нитивная гипотеза, сопоставляемая с объективной реальностью.

Понимаемый так образ мира функционально и генетически перви­чен по отношению к любому конкретному образу или отдельному чув­ственному переживанию. Результатом любого познавательного процес­са при этом будет не некоторый новый единичный образ, но модифици­рованный образ мира, обогащенный новыми элементами. Это означает, что отдельный когнитивный конструкт не представляет собой само­стоятельной сущности, а может быть только элементом образа мира (С.Д. Смирнов).

А.Н. Леонтьев отмечал, что проблема психического должна ста­виться как «проблема построения в сознании индивида многомерного образа мира, образа реальности» (1983. С. 254). С позиций современ­ной психологии образ мира генерируется всеми познавательными процессами, являясь в этом смысле их интегральной характеристикой. Образ мира ежесекундно опосредует поведение человека, он контину­ально нерефлексируем, хотя в принципе может быть в определенной степени и на определенных этапах развития осознаваемым. Психиче­ский образ, трактуемый не в значении сенсорной модальности, а на уровне психического отношения, активен и избирателен.

Познавательное движение от образа мира навстречу стимуляции име­ет форму непрерывного построения и проверки когнитивных гипотез. При этом сам образ мира может быть понимаем как совокупность непрерывно генерируемых гипотез разного уровня.

К поверхностному уровню относят перцептивные гипотезы, реализованные в тех или иных чувственных мо­дальностях (зрительной, слуховой и т.д.).

На глубинных уровнях образа мира гипотезы формулируются на языке значений и личностных смыслов.

В сознаваемой картине мира выделяют 3 слоя сознания:

- его чувст­венную ткань (чувственные образы);

- значения, носителями которых выступают знаковые системы, формируемые на основе интериоризации предметных и операциональных значений;

- личностный смысл.

Первый слой составляет чувственная ткань сознания — это чувствен­ные переживания.

Второй слой сознания составляют значения. Носите­лями значений выступают предметы материальной и духовной культу­ры, нормы и образы поведения, закрепленные в ритуалах и традициях, знаковые системы и, прежде всего, язык. В значении зафиксированы об­щественно выработанные способы действия с реальностью и в реально­сти. Интериоризация операциональных и предметных значений на ос­нове знаковых систем приводит к зарождению понятий (словесных зна­чений).

Третий слой сознания образуют личностные смыслы.

Объек­тивное содержание, которое несут в себе конкретные события, явления или понятия, т.е. то, что они значат для общества в целом и в частности, для психолога, может существенно не совпадать с тем, что в них откры­вает для себя индивид. Человек не просто отражает объективное содер­жание тех или иных событий и явлений, но одновременно фиксирует свое отношение к ним, переживаемое в форме интереса, эмоции. Поня­тие смысла ассоциируется не с контекстом, а с подтекстом, апеллирую­щим к аффективно-волевой сфере. Система смыслов постоянно изменя­ется и развивается, определяя в итоге смысл любой отдельной деятель­ности и жизни в целом, тогда как наука занимается преимущественно производством значений.

А.Н. Леонтьев подчеркивал, что в основе индивидуального образа мира лежит не только чувственный, но и весь социокультурный опыт субъекта (Избранные психологические произведения. 1993. Т. 2. С. 133). Психологический образ мира динамичен и диалектичен, он не является застывшим и неизменным, накладываемым как сетчатка на новые чувственные представления и поступающую информацию.

Предполагается, что образ мира формирует:

с одной стороны, ин­ституциональный уровень — детерминированный общей индивиду­альной культурой, включающей в себя этические и правовые нормы деятельности, концептуальные основы, нравственные позиции, мораль­ные принципы, определяющие поведение субъекта;

с другой стороны, образ мира формирует обыденный уровень сознания, тесно связанный со сферой бессознательного.

При этом устойчивость образа мира и его личностная обусловленность во многом определяются тем, что «наши эмоции, аффекты, стремления существуют в нас стойко только потому, что на протяжении определенных фаз своего существования они высту­пают как системы неосознаваемых психологических установок, обеспе­чивая тем самым единство личности субъекта и последовательность его поведения (Бассин Ф.В. О некоторых современных тенденциях разви­тия теории бессознательного: установка и значимость/Бессознательное: природа, функции, методы исследования. 1985. С.445). Таким образом, образ мира актуализируется сферой подсознания, которое также детер­минирует поведение личности и служит ориентировочной основой для эффективной жизнедеятельности человека.

Соотношение научной и эмпирической картин мира в образе мира конкретного человека всегда индивидуально. Однако все больше и больше доминирует точка зрения, что именно обыденное сознание, как более эмоционально насыщенное и личностно обусловленное, со­ставляет основу образа мира. Эта позиция основана на неполноте фор­мального знания, о чем свидетельствуют крупнейшие открытия XX века (теорема Геделя о неполноте, соотношение неопределенностей Гейзенберга и принцип дополнительности Бора).



2015-12-13 582 Обсуждений (0)
Вопрос 43. Образ мира личности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Вопрос 43. Образ мира личности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (582)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)