Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Научные революции как трансформация оснований науки



2015-12-13 886 Обсуждений (0)
Научные революции как трансформация оснований науки 0.00 из 5.00 0 оценок




Революция – скачкообразный переход системы в новое качество. Выд-ют 2 вида научн революции по глубине кач-го изменения состава научного знания: 1-Меняющие НКМ, но оставляющие неизмен философские основания науки (парадигмы ............; дифференциальное исчисление Ньютона, кислородн теория Лавуазье, поменяла теорию Флогистона «понятие» мировой эфир, «убраны» теплород), теория круговорота крови Гаврея, все они не изменили механич представление о мире. 2-Меняют картину мира и философские основания квантово-релятивистская револ в физике нач ХХ вв. Также выделяют типа научн револ по прочим основаниям: 1-по сегменту изменяющегося научн знания: открытие нов миров, методов, поялв новых парадигм. 2-по широте охвата: глобальные научн революции, частные (в отд науке), комплексные (теория Дарвина, биолог и др). Механизм возникновения научн револ описан Т.Куном (См вопрос 2) Симптомами научн рев согласно Куну явл: 1-выражение недовольства действ парадигмой. 2-Покушение на «жесткое ядро» парадигмальное теории. 3-преобладание поисковых эксперим над проверочн. 4-Повышеный интерес к филос основаниям науки. Выделяют 4 глобальные научные революции. 1. становление классического естествознания. От Коперника до Ньютона ( сер. 16 до 17 вв). Переход от геоцентрической КМ к гелиоцентрической. Построенная научная КМ обладала след особенностями: 1)квантитативиз0м – применение мат-их форм выражения знания и переход о качественного (средневекового) подхода к миру к количественному. 2)аналитезм – это противостояло античному космоцентризму когда всякое знание синтезировалось философией. Здесь же в составе знания выд-ют философскую, научную, религиозную и обыденную компоненту. 3)геолитизм – это переход от качественно различных сфер пр-ва античности и средневековья к идее изотропного и однотропного пр-ва, описываемого геометрией Евклида. 4)монотеоретизм- попытка исчерпать мир одной теорией. 5)механицизм – сведение всех явлений и процессов к механическим. 6)финализм – убежденность в достижении абсолютно истинного знания. 7)причинно-следственный автоматизм – этим игнорировалась вероятность и случайность в мире. 8)импереонализм. 9)наивный реализм, проявляющийся в требовании наследности описывающих мир людей. 2. ЕНР. (конец 18 первая пол 19 вв). Сущность революции закл в формировании дисциплинарно организованной науки. Проявление этой революции: 1)наряду с механической КМ появляются от нее: химическая, биологическая и геологическая.. Исподволь начинает конструироваться идея развития, постепенно проявляется ценностное отношение к миру живого, начинается рефлексия над особенностями социально-гуманитарного познания. 2)происходит постепенный отход от принципа наглядности, что связано с открытием поля. Научность теории уже ярче выражается в ее математическом аппарате. 3)осуществляется ф-ий анализ научного знания,который введен в работах Максвелла и Больцмана, j приходит к выводу о возможности политеоретического научного описания одного и тогоже объекта, фиксируют исторический характер з-ов мышления и отступают от физиколизма в научном описании, обосновывая воз-ть научных метафор. 3.Формирование неоклассической рациональности на осн квантово-релятивистская картина мира. (конец 19 вв- середина 20). Особенности: 1)отказ от монотеоретизма (корпускулярно-волновой дуализм) 2)становится необходимым учет субъективного фактора и технических ср-в при анализе полученного знания. 3)появление теории эволюции. 4)релятивизм, как базовая четра КМ (Эйнштейн «Общая и специальная теория отношений). 5)вероятностный хар-р знания. Теперь это не недочет теории, а фиксация ею онтологического св-ва предмета. 6)отказ от определенности в доскональном смысле (принципы формализации Геделя – учение о невозможности полной формации с-м). 7)Происходит окончательный отказ от принципа наследности в естествознании 4.Связана с формированием постнеклассической рациональности, ее онтологических фундамент – это открытие самоорганизующихся с-м (сер 20 вв до сегодняшнего дня). Особенности: 1)превращение синергетики в общенаучное парадигмальное знание. 2) переход от системного подхода к миру к целостному. Его проявление отчетливо видно в 3-х аспектах: * соединение мира субъекта познания с миром объекта познания (а не их противопоставление, как в классич науке Декарт). Это проявляется в влиянии субъекта познания на рез-т знания, а также в онтропном принципе – мировые константы по мнению некоторых ученых подобраны таким образом, чтобы на каком-то этапе эволюции вселенной могла появиться разумная форма жизни со временем бегущая на себя ответственность за выживание вселенной. *синтез научного и в ненаучного знания, а также естественного и гуманитарного знания. *синтез познавательных ее ценностных традиций запада и востока. 3)широкое распространение междисциплинарных научных комплексов. 4)методологический плюролизм научного знания, j явл комбинирование рациональной методологии, а также широкое обращение к философии методологии, постижению ее теории. 5) широкая математизация науки (ЭВМ, компьютерное моделирование) 6)оформление концепции глобального эволюционизма. 7) ориентация наука на ценности и идеалы общественной жизни, широкий общественных контроль за ее достижением.

 



2015-12-13 886 Обсуждений (0)
Научные революции как трансформация оснований науки 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Научные революции как трансформация оснований науки

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (886)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)