Организационно-методическая деятельность
Социально-педагогическая защита прав ребенка. · Выявление и поддержка учащихся, нуждающихся в социальной защите (дети – инвалиды, одаренные дети), опеке, попечительстве; · защита прав и интересов учащихся (обращение особого внимания на оказавшихся в трудной жизненной ситуации) в различных инстанциях (педсовет, Совет по профилактике правонарушений и преступлений, Комиссия по делам несовершеннолетних, суд, прокуратура и т.д.); · защита и индивидуальная работа с учащимися, подвергающимися насилию и агрессии со стороны взрослых и т.п. Обеспечение социально-педагогической поддержки семье в формировании личности учащегося. · Раннее выявление неблагополучных семей; · создание банка данных по неполным семьям, имеющим детей с особенностями психофизического развития, опекунским семьям, семьям с приемными детьми и т. д.; · пропаганда здорового образа жизни в семье как необходимого условия успешной социализации детей и подростков; · психолого-педагогическое просвещение с целью создания оптимальных условий для – взаимопонимания в семье; · духовно-ценностное просвещение; · содействие включению родителей в учебно-воспитательный процесс; · организация «круглых столов», семинаров, встреч для родителей, педагогов, учащихся по социально-педагогической проблематике и др. Социально-педагогическое консультирование. · Организация и проведение индивидуальных консультаций для учащихся, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях; · консультирование и специализированная помощь учащимся в профессиональном определении; · консультирование родителей, педагогов, классных руководителей по разрешению социально-педагогических проблем и др. Социально-педагогическая профилактика, коррекция и реабилитация. · Раннее выявление и предупреждение фактов отклоняющегося поведения учащихся; · обеспечение профилактической и коррекционной работы с детьми и подростками, состоящими на различных видах учета («группа риска», ПДН УВД, КДНиЗП); · организация превентивно-профилактической работы с учащимися «группы риска»; · способствование пропаганде здорового образа жизни; · повышение уровня правовой грамотности учащихся и их родителей с целью профилактики девиантного поведения; · организация реабилитации детей испытывающих различные затруднения в системе разнообразных отношений, которые вызывают дезадаптацию (болезнь, инвалидность, стресс и пр.), а также подростков, вернувшихся из мест лишения свободы, спецучреждений. Поддержка социально ценной деятельности детей и подростков (возможна в виде волонтерства, проектной деятельности). · Благотворительные мероприятия для сверстников и нуждающихся; · благоустройство школьного двора; · охрана природы; · проведение игр и творческих занятий с детьми; · и все, что способствует личностному и профессиональному самоопределению подростка, приобщает его к общечеловеческим ценностям. Организационно-методическая деятельность. · Анализ и обобщение опыта социально-педагогической деятельности; · участие в методических объединениях, семинарах, практикумах, педагогических советах по социально-педагогическим проблемам; · накопление банка данных по методикам работы на основе изучения методической литературы, специальных изданий по социальной педагогике, достижений науки и практики, а также результатов проведенных социально-педагогических исследований. Подробнее остановлюсь на одном из направлений деятельности «Социально-педагогическое исследование», что является темой нашего сегодняшнего общения. · сформировать у ребенка навыки общения, которые по какой-либо причине у него отсутствуют; · помочь ребенку адаптироваться в новой среде; · помочь учителю и ребенку (ребенку и родителям, родителям и учителю) понять друг друга и др. Цель, в свою очередь, определит содержание деятельности, методы ее реализации и формы организации (индивидуальная, групповая, коллективная), которые взаимосвязаны между собой. Решение любой проблемы ребенка, требующей вмешательства социального педагога начинается с диагностирования проблемы, которое включает в себя обязательный этап сбора, анализа и систематизации информации, на основании которой может быть сделано то или иное заключение. Особенностью деятельности социального педагога является то, что учащийся не всегда может сформулировать свою проблему и объяснить из-за чего она возникла (из-за ссоры с друзьями, противостояния с учителем, конфликта с родителями и пр.), поэтому задача наша заключается в том, чтобы самому выяснить обстоятельства возникшей ситуации и «поставить диагноз». Хочу ознакомить вас с некоторыми методами исследования нашей социальной службы. В диагностический инструментарий (Слайд.) мы включаем как социологические, так и психологические методики. Также необходимы всевозможные отчеты, справки, таблицы, документы, медицинские карты учащихся и прочая документация, что всегда имеется в наличии в любом образовательном учреждении. Важно проводить наблюдение в естественных условиях: в общении, в игре, на уроке и т.д. Если есть необходимость, слова и поступки воспитанника можно записывать. Предпочтительно до начала наблюдения составить план и отметить в нем то, на что нужно обратить особое внимание. Следующий метод диагностики, который мы используем – это анкетирование – метод сбора информации путем письменного опроса респондентов. По содержанию анкета должна охватывать только определенную проблему. · о фактах сознания (выявление мнений, пожеланий, ожиданий, планов на будущее и т. п.); · о фактах поведения (поступки, действия, результаты какой-либо деятельности); · о социально-демографических аспектах (пол, возраст, образование, профессия, семейное положение); · об уровне информированности и знаний в какой-либо области (вопросы экзаменационного типа с определенными заданиями, предположительные или игровые ситуации, знание конкретных фактов, событий, имен). По форме вопросы могут быть: · закрытыми (приводятся все варианты ответов, из которых респондент выбирает нужный); · открытыми (не содержащими подсказок и не диктующими вариантов ответа); · прямыми; · косвенными. Следующий метод интервью. При использовании это го метода, мы заранее готовим вопросы каждому конкретному ребенку, подростку. При использовании этого метода применяем разговорный стиль общения; создаем привычную для воспитанника среду обитания; учитываем возможности отвечающего, временной фактор (достаточное количество времени); устраняем влияние третьих лиц. Тестирование – это метод исследования с использованием стандартизированных заданий. Могут быть использованы тесты развития, графические, ассоциативные и др. Как правило тесты сопровождаются инструкцией по выполнению заданий, ключом расшифровки полученных результатов и правилами их толкования. Этот метод больше используют в своей деятельности педагоги-психологи, но и мы стараемся в своей работе его использовать. Существует метод анализа документов – один из наиболее используемых методов в социально-педагогической деятельности. Этот метод позволяет, при необходимости, быстро получить данные о ребенке, однако следует учитывать, что отдельные виды информации быстро устаревают и требуют периодического уточнения. Результатом работы социальной службы является: · o действенность проводимой профилактической работы по предупреждению безнадзорности и антиобщественным проявлениям среди несовершеннолетних; o отсутствие повторных правонарушений среди подростков; o незначительное количество учащихся, состоящих на учете; o организация досуга учащихся асоциального поведения; o создание благоприятного микроклимата; o тесное взаимодействие с семьей. Диагностика и коррекция – единый процесс, определяющий уровень ЗУН, воспитанности и т.д. Пед. Диагностика (ПД) - это вид деятельности, представляющий собой установление и изучение признаков, характеризующих состояние и результаты процесса обучения, и позволяющий корректировать процесс обучения в целях повышения качества подготовки специалистов. Наука выделяет следующие ее функции: контрольно-корректировочную - получение данных и корректировке процесса воспитания; прогностическую - предвидение, прогнозирование изменений в развитии учащихся в будущем; воспитывающую - в процессе диагностирования и связи с ним педагог имеет возможность оказывать воспитательные воздействия на учащихся. Методы диагностики: наблюдение, анкетирование, беседы, анализ документов и творческих работ учащихся. Компонентом диагностирования является контроль. Контроль - это наблюдение за процессом усвоения зун. Методы контроля: устный контроль осуществляется в процессе устного опроса учащихся. Письменный контроль предполагает выполнение письменных заданий (упражнений, контрольных работ, сочинений, отчетов и т.п.). Машинный контроль экономит время, с помощью контролирующих машин легко установить единые требования к измерению и оцениванию знаний. Тестовый контроль, основным инструментом которого является тест. Мониторинг в образовании - постоянное наблюдение за каким-либо процессом в образовании с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям. Системы мониторинг разделяют на группы: 1) М связанный с непосредственным накоплением и структуризацией информации. Это системы мониторинга законодательной базы управления образованием, публикаций об образовании и т.д. 2) М развития знаний учащихся, система построена с использованием модели "цель-результат" и учетом характеристик процесса обучения. 3) Системы мониторинга, построенные с использованием модели "вход-выход". В качестве входа рассматриваются характеристики ученика (социально-экономический статус семьи и способности). 4) Системы мониторинга на уровне образовательного учреждения. С их помощью делаются попытки ответить на вопросы об эффективности той или иной технологии обучения, выделить факторы, влияющие на качество обучения, найти примеры связи квалификации педагога и результатов преподавания и т.д. Еще не создана устойчивая система классификации различных видов и уровней мониторинга, пока только можно говорить о существовании его локальных систем как в нашей стране, так и в других странах [48, 49, 78, 84, 113, 211, 228, 238]. В большинстве случаев мониторинг качества образования разделяется на два вида: мониторинг качества образовательной деятельности и мониторинг качества учебных достижений обучающихся. Постоянный мониторинг качества образовательного процесса и его результатов становится особенно актуальным в условиях модернизации всей образовательной системы, развития федеральной системы тестирования и введения единого государственного экзамена. Создание информационных баз данных о состоянии всех элементов системы позволяет проводить различные виды анализа (корреляционный, дисперсионный, факторный, сравнительный, динамический, дидактический и др.) и делать выводы об эффективности функционирования всей образовательной системы, составляющих ее подсистем, выбирать направления и способы управления ими [58, 63]. Образовательный мониторинг рассматривается как метод повышения эффективности управления, исследования реальных параметров и характеристик объектов и субъектов обучения, воспитания и развития, как способ накопления результатов, позволяющий сопоставлять их, анализировать и строить прогноз развития отдельного субъекта образовательного процесса и педагогической системы. Под мониторингом понимается комплекс исследовательских процедур, позволяющих независимыми методами по большому спектру показателей выявлять количественно характер качественных изменений изучаемого объекта за определенный период времени. Выделяются его направления: социологический, педагогический, психологический, валеологический, воспитательный и управленческий. Педагогический мониторинг включает в себя дидактический и воспитательный. Основные задачи педагогического мониторинга – оценка знаний, умений и навыков (в более широком смысле – учебных достижений) и соотнесение их уровня с заданным эталоном (стандартом) или статистическими нормами. Разносторонняя информация, обеспечиваемая педагогическим мониторингом, способствует повышению уровня взаимодействия между различными субъектами образовательного процесса, создает условия самооценки и самоидентификации, самовоспитания и саморазвития для этих субъектов. В таком случае можно говорить также о комплексном мониторинге, обеспечивающем выявление основных характеристик системы и ее подсистем. В этой связи возникает необходимость педагогическую диагностику рассматривать не только как средство и практику выявления состояния образовательной системы и качества образовательной деятельности, причин ее успехов и неудач, но и как направление исследований, нацеленных на разработку современных средств и методов оценки качества образования. В деятельности образовательного учреждения результаты педагогического мониторинга являются основой для управленческого мониторинга, так как только на основе педагогически значимой информации возможно целенаправленное управление деятельностью субъектов образовательного процесса и качеством образовательных систем. Можно добавить такие реже встречающиеся понятия, как мониторинг качества учебной подготовки учащихся, мониторинг качества образовательных услуг, мониторинг обучения (наблюдение за состоянием педагогического процесса), мониторинг качества образования и др. Основными функциями мониторинга в образовании являются интегративная (комплексная), диагностическая, сравнительная (компаративистская), экспертная, информационная, прагматическая, прогностическая. Сами названия достаточно определенно указывают на смысл и значение этих функций. Хорошо организованный мониторинг «вписывается в алгоритм маркетинговых услуг в образовании, обеспечивая информационную стабильность и предотвращая дефицит информации, необходимой для принятия управленческих решений» [147]. С процедурами мониторинга и диагностики тесно связано понятие контроля. Возможность реализации различных видов мониторинга зависит от степени развитости соответствующих систем контроля. Контроль чаще всего ассоциируется с процедурами измерения и оценки результатов учебно–познавательной деятельности обучающихся, а системообразующим звеном всех видов мониторинга является педагогический мониторинг. Поэтому будем иметь в виду, что в комплексный мониторинг качества российского образования могут быть включены обучаемые, обучающие, образовательные учреждения, образовательные системы, а предметом его оценки в первую очередь являются учебные достижения обучающихся как определяемая в результате контроля мера соответствия достигнутого уровня норме – требованиям государственных образовательных стандартов, статистической норме, а также запросам потребителей. Проверка, контроль, измерение уровня достигнутого качества учебных достижений предполагают в основном получение количественной информации, в том числе и о результатах деятельности образовательной системы на основе длительного наблюдения и анализа статистических результатов. На основании такой информации проводятся качественный анализ, формулирование выводов, поиск и принятие управленческих решений по совершенствованию образовательного процесса и условий его осуществления. Недостатками традиционной системы контроля для организации мониторинга являются стихийность, нерациональное использование способов контроля, отсутствие дидактической направленности, игнорирование характерных особенностей материала предмета и условий работы, отсутствие систематичности, единых средств и критериев оценивания, субъективность, недостаточная разработанность приемов контроля 3. Практическое задание.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2705)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |