Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Изучение фонетики и графики на уроках русского языка в начальной школе



2015-12-13 6810 Обсуждений (0)
Изучение фонетики и графики на уроках русского языка в начальной школе 0.00 из 5.00 0 оценок




Фонетика – наука о звуках, графика – о буквах. С фонетики начинается обучение русскому языку. В период ОГ даются все основные сведения по фонетике, в дальнейшем они только закрепляются. Звуки оформляют нашу речь. Определенное содержание заключено в определенную форму. Фонетика эту форму изучает. Надо помнить, что фонетика имеет дело с устной формой речи. А графика с письменной формой. Но самое главное, что письменная и устная форма речи не совпадают, и в этом несовпадении причина ошибок учащихся. Например: аллея [^л’э´jь], касса [ка´съ], ворона [в^ро´нъ], юла [jула´], январь [jиэнва´р’]. Еще пример несовпадения графической и фонетической формы: (слайд 1)

И.п. стул И.п. край
Р.п. стул + а Р.п. кра[й + а] = я
Д.п. стул + у Д.п. кра[й + у] = ю

Итак, изучая фонетику и графику, мы проводим работу над важной философской категорией – форма. Фонетические знания необходимы для всех видов речевой деятельности: правильное, четкое произношение облегчает процесс общения и восприятия и формирует симпатию.

«Недооценка значения фонетики, недостаточная фонетическая подготовка первоклассников на начальном этапе обучения – одна из существенных причин как графических, так и орфографических ошибок младших школьников. Почему малыши так часто пропускают или переставляют буквы? Почему в дальнейшем не замечают многих орфограмм? Да потому, что не слышат звучащее слово». Соловейчик, Кузьменко. Методические рекомендации 1 класс, стр. 30

Фонетика оперирует следующими понятиями: звук, фонема, гласный звук, согласный звук, твердый/мягкий, звонкий/глухой, слог, ударение, ударный/безударный слог

При изучении фонетики реализуются следующие цели и задачи:

1) развитие фонематического слуха. Дело в том, что в русском языке одна и та же фонема в разных позициях может быть представлена разными звуковыми вариантами. Сравните: зуб – зубы, берег – берега. И нам необходимо научить видеть взаимосвязь между фонемой и ее вариантами <б>||[п],[б] <э>||[и],[э]. В сильной позиции фонема реализуется в сильном варианте, то есть фонема, звук и буква совпадают, используется один и тот же графический значок, а в слабой позиции фонема и звук не совпадают.

2) различать варианты в сильной и слабой позиции;

3) легко переходить со звукового на графический код и обратно;

4) отчетливо воспринимать звуки и характеризовать их;

5) владеть фонетическим анализом слова;

6) воспринимать звучащую речь, понимать адекватно ее содержание;

7) отчетливо, орфоэпически правильно говорить.

Итак, по фонетике и графике ученики должны уметь (быть компетентными): воспринимать на слух и воспроизводить все звуки речи, отчетливо произносить слова, четко их артикулируя, воспринимать скороговорки, потешки, произносить их в разном темпе; проводить звуковой анализ, различать гласные и согласные, звонкие и глухие, твердые и мягкие, делить слова на слоги, ставить ударение, понимать двойную роль букв Е,Ё,Ю,Я, уметь обозначать звук [й] на письме.

Фонетико-графико-орфографической работе посвящен 1 и 2 класс начальной школы (Методические рекомендации к учебнику Канакиной 2 класс, с 3)

«Совершенствовать умения слышать звуки русского языка в слове, правильно их произносить, устанавливать последовательность звуков в слове, различать особенности гласных и согласных, ударных и безударных, твердых и мягких, глухих и звонких, парных и непарных, соотносить звуки и буквы, правильно называть все буквы алфавита, записывать слова без пропусков, обозначать мягкость предыдущего согласного, употреблять Ь». (слайд 2)

Календарно тематический план по системе Канакиной 2 класс

Всего отводится часов

Тема Цель
1. Слово. Слог. Ударение Уточнение представлений о слоге, умение делить на слоги, составлять из слогов слова и предложения
Слово. Слог. Ударение  
3. Ударение. Ударные и безударные гласные Совершенствовать умения определять ударение, познакомить с подвижностью ударения, наблюдения над словами, которые пишутся одинаково, но произносятся по-разному.
Перенос слова Воспроизвести знания о переносе слова, познакомить с правилами переноса, учить переносить
Упражнения в переносе слов  
Урок развития речи Сочинение по серии рисунков
Звуки и буквы Совершенствовать умения различать звуки и буквы, правильно произносить звуки, правильно называть буквы.
8. Звуки и буквы. Алфавит Уточнить знания об алфавите и его роли в жизни людей
9. Алфавит Использование алфавита при нахождении слов
10. Алфавит Умение располагать слова в алфавитном порядке.
11-12 Гласные звуки и буквы для их обозначения Распознавать гласные буквы по их основным признакам, соотносить гласные звуки и буквы, наблюдать смыслоразличительную роль букв и звуков
Согласные звуки и буквы для их обозначения Уточнить общее представления о согласных, их признаках и согласных буквах
Согласный звук [й] Умение распознавать данный звук, когда он находится перед гласным
Двойные согласные Уточнить представление о словах с двойными согласными о произношении и переносе таких слов

Календарно-тематический план по УМК Иванова и Злениной

Иванов Зеленина/Хохлова
1. Звуки и буквы 1. Гласные и согласные звуки и буквы
2. Гласные и согласные звуки и буквы 2. Гласные звуки и буквы
3. Обозначение звуков на письме 3. Слоги
4. Ударные и безударные гласные 4 Перенос слов
5. Согласные звуки 5. Гласные Е,Ё,Ю,Я
6.Звонкие/глухие, твердые/мягкие 6. Согласные звуки и буквы
7. Слог. Перенос слова 7. Звонкие и глухие согласные
8-9. Учимся переносить слова 8. Парные и непарные согласные
10 Ударение 9. Твердые и мягкие согласные
  10 Й (и краткое)
  11 Произношение и обозначение на письме гласных звуков
  12 Произношение и обозначение на письме согласных звуков

Наиболее сложными для восприятия и изучения являются следующие темы:

1) двойная роль букв Е,Ё,Ю,Я

2) употребление Ь и Ъ

3) слогораздел;

4) соотношение букв и звуков.

При изучении фонетики используются следующие приемы работы:

1) сопоставление звучащего/записанного слова;

2) фиксация различий между звуковой и графической оболочкой;

3) проговаривание, скандирование, интонирование;

4) аудирование;

5) использование образцов правильного письма и правильной речи;

6) звуковой анализ



2015-12-13 6810 Обсуждений (0)
Изучение фонетики и графики на уроках русского языка в начальной школе 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Изучение фонетики и графики на уроках русского языка в начальной школе

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (6810)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)