Изучение фонетики и графики на уроках русского языка в начальной школе
Фонетика – наука о звуках, графика – о буквах. С фонетики начинается обучение русскому языку. В период ОГ даются все основные сведения по фонетике, в дальнейшем они только закрепляются. Звуки оформляют нашу речь. Определенное содержание заключено в определенную форму. Фонетика эту форму изучает. Надо помнить, что фонетика имеет дело с устной формой речи. А графика с письменной формой. Но самое главное, что письменная и устная форма речи не совпадают, и в этом несовпадении причина ошибок учащихся. Например: аллея [^л’э´jь], касса [ка´съ], ворона [в^ро´нъ], юла [jула´], январь [jиэнва´р’]. Еще пример несовпадения графической и фонетической формы: (слайд 1)
Итак, изучая фонетику и графику, мы проводим работу над важной философской категорией – форма. Фонетические знания необходимы для всех видов речевой деятельности: правильное, четкое произношение облегчает процесс общения и восприятия и формирует симпатию. «Недооценка значения фонетики, недостаточная фонетическая подготовка первоклассников на начальном этапе обучения – одна из существенных причин как графических, так и орфографических ошибок младших школьников. Почему малыши так часто пропускают или переставляют буквы? Почему в дальнейшем не замечают многих орфограмм? Да потому, что не слышат звучащее слово». Соловейчик, Кузьменко. Методические рекомендации 1 класс, стр. 30 Фонетика оперирует следующими понятиями: звук, фонема, гласный звук, согласный звук, твердый/мягкий, звонкий/глухой, слог, ударение, ударный/безударный слог При изучении фонетики реализуются следующие цели и задачи: 1) развитие фонематического слуха. Дело в том, что в русском языке одна и та же фонема в разных позициях может быть представлена разными звуковыми вариантами. Сравните: зуб – зубы, берег – берега. И нам необходимо научить видеть взаимосвязь между фонемой и ее вариантами <б>||[п],[б] <э>||[и],[э]. В сильной позиции фонема реализуется в сильном варианте, то есть фонема, звук и буква совпадают, используется один и тот же графический значок, а в слабой позиции фонема и звук не совпадают. 2) различать варианты в сильной и слабой позиции; 3) легко переходить со звукового на графический код и обратно; 4) отчетливо воспринимать звуки и характеризовать их; 5) владеть фонетическим анализом слова; 6) воспринимать звучащую речь, понимать адекватно ее содержание; 7) отчетливо, орфоэпически правильно говорить. Итак, по фонетике и графике ученики должны уметь (быть компетентными): воспринимать на слух и воспроизводить все звуки речи, отчетливо произносить слова, четко их артикулируя, воспринимать скороговорки, потешки, произносить их в разном темпе; проводить звуковой анализ, различать гласные и согласные, звонкие и глухие, твердые и мягкие, делить слова на слоги, ставить ударение, понимать двойную роль букв Е,Ё,Ю,Я, уметь обозначать звук [й] на письме. Фонетико-графико-орфографической работе посвящен 1 и 2 класс начальной школы (Методические рекомендации к учебнику Канакиной 2 класс, с 3) «Совершенствовать умения слышать звуки русского языка в слове, правильно их произносить, устанавливать последовательность звуков в слове, различать особенности гласных и согласных, ударных и безударных, твердых и мягких, глухих и звонких, парных и непарных, соотносить звуки и буквы, правильно называть все буквы алфавита, записывать слова без пропусков, обозначать мягкость предыдущего согласного, употреблять Ь». (слайд 2) Календарно тематический план по системе Канакиной 2 класс Всего отводится часов
Календарно-тематический план по УМК Иванова и Злениной
Наиболее сложными для восприятия и изучения являются следующие темы: 1) двойная роль букв Е,Ё,Ю,Я 2) употребление Ь и Ъ 3) слогораздел; 4) соотношение букв и звуков. При изучении фонетики используются следующие приемы работы: 1) сопоставление звучащего/записанного слова; 2) фиксация различий между звуковой и графической оболочкой; 3) проговаривание, скандирование, интонирование; 4) аудирование; 5) использование образцов правильного письма и правильной речи; 6) звуковой анализ
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (6810)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |