А. Четкие реакции на биологически значимые свойства среды через изменение скорости и направления движения. Элементарные формы движений. Слабая пластичность поведения. Несформированная способность реагирования на биологически нейтральные, лишенные жизненного значения свойства среды. Слабая, нецеленаправленная двигательная активность.
А. Простейшие. Многие низшие многоклеточные организмы, живущие в водной среде.
Б. Высший уровень. Наличие ощущений. Появление важнейшего органа манипулирования - челюстей. Способность к формированию элементарных условных рефлексов.
Б. Четкие реакции на биологически нейтральные раздражители. Развитая двигательная активность (ползание, рытье в грунте, плавание с выходом из воды на сушу). Способность избегать неблагоприятных условий среды, уходить от них, вести активный поиск положительных раздражителей. Индивидуальный опыт и научение играют небольшую роль. Главное значение в поведении имеют жесткие врожденные программы.
Б. Высшие (кольчатые) черви, брюхоногие моллюски (улитки), некоторые другие беспозвоночные.
2. Стадия перцептивной психики.
А) Низкий уровень. Отражение внешней действительности в форме образов предметов. Интеграция, объединение воздействующих свойств в целостный образ вещи. Главный орган манипулирования - челюсти.
А. Формирование двигательных навыков. Преобладают ригидные, генетически запрограммированные компоненты. Двигательные способности весьма сложны и разнообразны (ныряние, ползание, ходьба, бег, прыжки, лазанье, полет и др.). Активный поиск положительных раздражителей, избегание отрицательных (вредных), развитое защитное поведение.
А. Рыбы и другие низшие позвоночные, а также (отчасти) некоторые высшие беспозвоночные (членистоногие и головоногие моллюски). Насекомые.
Б. Высший уровень. Элементарные формы мышления (решение задач). Складывание определенной "картины мира". В. Наивысший уровень. Выделение в практической деятельности особой, ориентировочно-исследовательской, подготовительной фазы. Способность решать одну и ту же задачу разными методами. Перенос однажды найденного принципа решения задачи в новые условия. Создание и использование в деятельности примитивных орудий. Способность к познанию окружающей действительности независимо от наличных биологических потребностей. Непосредственное усмотрение и учет причинно-следственных связей между явлениями в практических действиях (инсайт).
Б. Высокоразвитые инстинктивные формы поведения. Способность к научению.
В. Выделение специализированных органов манипулирования: лап и рук. Развитие исследовательских форм поведения с широким использованием ранее приобретенных знаний, умений и навыков.
Б. Высшие позвоночные (птицы и некоторые млекопитающие).
В. Обезьяны, некоторые другие высшие позвоночные (собаки, дельфины).
ЗАДАНИЕ 2. Заполнение таблицы
Заполните тематическую таблицу, используя информацию из научных источников (учебники, словари по психологии, представленные в списке литературы, семинаров).
Ф.И.О. ученого
(годы жизни)
Научные взгляды, разработанные понятия, теории
Основные научные труды
(название произведений, год написания)
И.П. Павлов
1)Создатель учения об условно-рефлекторной деятельности.
2)Понятие об условном рефлексе. Термин «рефлекс» был паролем научного объяснения поведения у Сеченова.
3) Теория высшей нервной деятельности.
· Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей деятельности (поведения) животных. (1973)
· Лекции о работе больших полушарий головного мозга, 1949
· Лекции о работе главных пищеварительных желез, 1949.
Л.С. Выготский
1)Понятие деятельности как основание исследований научной школы
2)Культурно-историческая теория
3)Возрастная и педагогическая психология
4)Современные проблемы и перспективы развития психодиагностики в контексте формирования и развития взглядов
· «Проблемы дефектологии» издан в, 1995
· «Мышление и речь», 1925
· Мысли и настроения, 1916
· Методика рефлексологического и психологического исследования, 1926
С.Л. Рубинштейн
1) Философско-психологическая теория
2) Теория деятельности
3) Основоположник деятельностного подхода в психологии и педагогике
· Принцип творческой самодеятельности, 1922
· Основы общей психологии ,1940
· Бытие и сознание, 1957
· О мышлении и путях его познания, 1958
· Проблемы общей психологии, 1973
· Принципы и пути развития психологии, 1959
· Пути и достижения советской психологии, 1945
А.Н. Леонтьев
1)Психологическая теория деятельности
· А. Н. Леонтьев и современная психология, 1983
· Проблемы развития психики, 1959
· Деятельность. Сознание. Личность, 1975
· Исследование объективных симптомов аффективных реакций, 1926
· Развитие памяти. Экспериментальное исследование высших психологических функций, 1931
А.Р. Лурия
1) Теория культурно-исторической концепции развития высших психических функций
2) Основатель отечественной нейропсихологии
3) Общепсихологические проблемы наследия
· Речь и интеллект в развитии ребенка, 1927
· Восстановление функций мозга после военной травмы, 1948
· Язык и сознание, 1998
· Лобные доли и регуляция психических процессов, 1966
· Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок, 1930
· Высшие корковые функции и их нарушение при локальных поражениях мозга, 1962, 1969
Б.Г. Ананьев
1)Теория личности
2) Теория осязания
3) Теория ощущения
· Психология педагогической оценки, 1935
· Теория ощущений, 1961
· Очерки психологии, 1945
· Человек как предмет познания ,1969
· Психология чувственного познания, 1960
· Человек как предмет познания, 1969
·
К. Юнг
1) Теория либидо
2) Основатель «аналитической психологии».
· Красная книга, 1914
· Аналитическая психология и воспитание, 1926
А. Адлер
1) Концепция индивидуальной теории личности
2) Система индивидуальной психологии
· О нервическом характере, 1997
· Индивидуальная психология как путь к познанию и самопознанию человека, 1926
· Практика и теория индивидуальной психологии, 1920
· Проблемы человеческой природы, 1929
· Наука жизни, 1929
· Стиль жизни, 1930
В. Франкл
1) Теория логотерапии и экзистенциального анализа
2) Теория личности
· Сказать жизни «Да!»: психолог в концлагере,1977
· Человек в поисках смысла, 1990
· Психотерапия на практике, 1947
· Поиск смысла жизни и логотерапия, 1982
· Врачевание души (с 1938 по 1942)
· Человек страдающий, 1950
К. Левин
1) Теория психологического поля
· Теория поля в социальных науках, 2000
· Разрешение социальных конфликтов, 2000
· Динамическая психология: Избранные труды, 2001