На протяжении многих лет мы работаем с обучающимися на уроках русского языка по учебно-методическому комплексу под редакцией Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой. Эти авторы хорошо известны.
УМК включает в себя программу, учебник, рабочую тетрадь, карточки-задания, методические разработки, пособия для учителя, тематические тесты. Программа построена с учётом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между разделами курса. Материал курса распределяется следующим образом: в 5 классе изучаются фонетика и графика, лексика, морфемика, морфология и орфография; в 6 классе лексика и фразеология, словообразование,морфология, орфография;7 класс - морфология, орфография. Систематический курс синтаксиса изучается в 8, 9 кл., однако первоначальные сведения об основных понятиях синтаксиса и пунктуации вводятся уже в 5 кл.Во всех классах предусмотрены уроки развития речи. Материал в программе расположен с учётом возрастных особенностей учащихся.
Учебник в 1984 году был удостоен Госпремии СССР. Могут возникнуть вопросы (у многих возникают): не устарел ли учебник, не исчерпала ли себя заложенная в нем система работы. Мы думаем, что нет: УМК постоянно изменяется, дополняется и даёт возможность учителю использовать современные личностно-ориентированные технологии на уроках русского языка.
Бесспорным преимуществом является то, что теоретические сведения, практический материал, материалы для развития связной речи собраны в одной книге.
Ценным считаем и яркое оформление учебника. Хорошими помощниками при изучении орфографии и пунктуации являются опорные конспекты и схемы на форзацах учебников 5-7 классов. На обложке - названия разделов языкознания и основных единицы языка. Это позволяет учащимся постоянно видеть определения. а значит и запоминать. « Конспектики» на форзацах несут информацию о графическом выделении орфограммы и о том, на какой странице размещено правило на правописание этой орфограммы. Это даёт возможность обучающимся самостоятельно проверить свои знания по орфографии.
Учебник снабжен рядом словариков: орфографический, орфоэпический, толковый. Вот этого, на наш взгляд, недостаточно. Неплохо бы добавить, как, например, у Разумовской, словарь синонимов, словообразовательный словарик, словарь морфем.
В учебнике русского языка под редакцией Т.А.Ладыженской есть также ряд памяток, образцы разных видов разбора. Это позволяет организовать самостоятельную работу учащихся.
На полях в ярких рамочках даются толкование и этимология терминов русского языка. Например, «орфограмма», «транскрипция».
В ярких рамочках помещены также слова для орфографического и орфоэпического словарика.
Теория, подкрепленная наглядными схемами и таблицами, излагается в доступной форме, часто в виде материала для наблюдений или в форме диалога с учащимися, предусмотрена работа по структурированию информации.
Изучение морфологии строится по принципу от простого к сложному. В 5 классе мы изучаем имя существительное, имя прилагательное, глагол; в 6 классе повторяем и дополняем новыми сведениями наши ЗУНы. Есть возможность проверить, какой материал дети еще не усвоили, и устранить пробелы.
Дидактический материал учебника позволяет закрепить теоретический материал. В основе многих упражнений лежит текст. Тексты в учебнике подобраны с учетом возрастных особенностей, способствуют воспитанию высоко нравственной личности, позволяют реализовать межпредметные связи.
Подбор заданий к упражнениям позволяет систематически повторять изученный материал, осуществлять дифференцированный подход. Хотя, на наш взгляд, в учебнике недостаточно упражнений повышенной трудности.
Особенно хочется остановиться на работе по развитию речи на основе этого УМК.
Всегда возникает вопрос, как стимулировать речевую активность, как вызвать желание высказывать мысли вслух или в письменной форме?
Мотивация обеспечивается за счет ситуативных упражнений. Например, упражнения № 80, 81 (5 класс).
Надо не только переработать текст упражнения № 80, но по заданию упражнения № 81 представить себя участником событий. Значит, переработанный рассказ будет иметь адресный характер и информационную новизну, приобретёт коммуникативную целесообразность.
Многие упражнения носят соревновательный характер. Например, упражнение № 114 «Напишите сочинение для классного альбома, сделайте иллюстрации». Отбирается лучшее. Такие задания даем детям не только на уроках русского языка, но и во внеклассной деятельности.
В учебнике много рисунков - это ценная черта. Они помогают создать речевую ситуацию, а задания носят ситуационный характер. По упражнениям №622,623(5 класс): «Представьте, что вы тот мальчик...» ребёнок пишет рассказ о том, что подобная ситуация произошла в его семье. Такие задания основываются на жизненном материале.
В УМК представлены задания аналитического и аналитико-речевого характера: новое на основе данного, то есть от анализа образца к самостоятельным высказываниям, создание нового текста на основе данного.
Напоминают авторы учебника о средствах интонационной выразительности — предлагают памятку устных сочинений, различные интонационные схемы.
Необходимы на уроках по развитию речи цветные вклейки с репродукциями картин. Уроки можно проводить в технологии « Образ и мысль» с технологическими приёмами развития критического мышления.
Удачно, на наш взгляд, дается и материал для уроков по описанию картин: сведения о художнике, иногда история написания картины (5кл. Решетников «Опять двойка»), тексты упражнений схожей тематики, слова и словосочетания для отбора и систематизации рабочих материалов, что можно делать коллективно, в парах, индивидуально.
В учебниках для 5-7 классов развитие речи органически связано с изучением русского языка: изучаем имя прилагательное - проводим работу над описанием; изучаем глагол - проводим работу над повествованием.
При изучении имени существительного тренируемся в составлении дружеских посланий, писем.
Материал учебника позволяет знакомить учащихся с разными видами речевой деятельности: говорение, слушание, чтение, письмо (задания упражнений: расскажите, выразительно прочитайте, а значит, и послушайте, спишите).
Правила речевого этикета включены в упражнения в 5 и 6 классах (например, упр. №70, 5 кл.)
Уделяется внимание культуре устного общения: Обучающимся не только напоминают «вежливые слова», но и предлагают создать речевую ситуацию: не только высказать свою точку зрения, но и убедить слушателей.
В учебнике красивые тексты известных, любимых писателей: Лермонтова, Пушкина, Пришвина, Бунина и других.
Таким образом, данный УМК формирует все ключевые компетенции: лингвистическую, языковую, коммуникативную, культуроведческую; дает возможность для реализации таких методических идей как ориентация на личность ученика и формирование универсальных учебных действий.
Билет 18. Осложненные структуры простого предложения однородными и обособленными членами, водно-вставными конструкциями и обращениями. Основные направления и методика работы по развитию речи на уроках русского языка.
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...