Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


А 2. Формальные, внеформальные и неформальные организации



2015-12-13 1298 Обсуждений (0)
А 2. Формальные, внеформальные и неформальные организации 0.00 из 5.00 0 оценок




Различные организации обычно специализируются в выпуске тех или иных видов продукции или услуг, и в зависимости от этого происходит внутренняя специализация их членов, что, в свою очередь, предполагает четкое распределение функций между ними. На этой основе создаются организационные структуры по технологическому признаку, также выполняющие определенные функции. В социологии такие структуры именуются горизонтальными. Организации, базирующиеся на функциональном разделении труда, называются формальными (рис. 2.1). Им присущи следующие особенности:

· они рациональны (так как в основе их деятельности лежит принцип целесообразности);

· они принципиально безличны;

· отношения людей в них в основном служебные;

· цели только функциональные (т.е. намеренно однозначны).

 

 

 


Рис. 2.1. Основные характеристики формальных организаций

 

Главной функцией формальной организации является соединение людей со средствами и целями коллективного труда. Перечисленные выше особенности формальных организаций позволяют им решать следующие задачи (что в известной степени можно считать их преимуществами):

1) обеспечение повышения эффективности за счет известного ограничения разнообразия в организации;

2) создание целостности как единого организма. В буквальном смысле бюрократия – это правление официальных лиц. Часто бюрократия ассоциируется с неэффективностью, бесполезностью, волокитой. В такого рода организациях нередко средства деятельности превращаются в цели, развивается тенденция «работать на себя».

К исследованию бюрократии неоднократно обращались социологи (М. Вебер, П.М. Блау, Р.М. Рэйпал, Дж. Уинклер и др.)[2]. Наиболее значительный вклад в него внес немецкий социолог М. Вебер. Он ввел понятие «идеальный тип бюрократии» и дал ему следующую характеристику.

1. Наличествует четкая иерархия авторитетов, в которой реализуется «цепь» команд сверху. Каждый высший авторитет осуществляет контроль за авторитетом, занимающим более низкое положение в иерархической структуре. Горизонтальные связи отсутствуют.

2. На всех уровнях данной организации имеются письменные предписания, которыми руководствуются официальные лица (регламентируются права и обязанности).

3. Каждый работник получает фиксированный оклад; для получения более высокого оклада (а следовательно, и должности) индивид должен поступательно продвигаться по служебной (карьерной) лестнице.

4. Никто из членов организации не владеет материальными ресурсами, которыми он оперирует.

5. В целом бюрократия все более отдаляет рабочих от участия в управлении.

Однако бюрократия как форма организации, судя по характеристике ее «идеального типа», имеет не только недостатки, но и преимущества (табл. 2.1).

 

Т а б л и ц а 2.1

 

Достоинства и недостатки бюрократии как модели организации большого числа людей

 

Достоинства Недостатки
1. Возможность принимать решения согласно общим критериям 2. Заинтересованность в поддержании высокого уровня компетенции служащих 3. Уменьшение коррупции благодаря полной занятости и фиксированному окладу 1. Сдерживание инициативных работников 2. Исключение из процесса экспертизы талантливых людей 3. Неспособность полностью ликвидировать коррупцию

Значительное влияние на деятельность современных формальных организаций оказывают процессы роста профессионализма и развития информационных технологий. Высококвалифицированные специалисты становятся не привязанными к иерархии авторитетов. Они обычно имеют больше полномочий, чем работники средней квалификации. Это обстоятельство, естественно, искажает бюрократическую иерархическую структуру и способствует формированию более гибкой системы управления. К тому же и информационные технологии вытесняют работников низкой квалификации и позволяют передать часть работ человека машине. С полным правом можно утверждать, что если механизация ведет к стандартизации, то информатизация ведет к гибкости. Кроме того, важно отметить, что развитие новых информационных технологий само по себе не является хорошим или плохим. Оно повышает ответственность человека, ибо основное воздействие новых технологий на социальную жизнь заключается в том, что мы переходим из царства необходимости в царство свободы, т.е. увеличивается значение социального выбора по сравнению со значением социальной необходимости, что в еще большей мере «расшатывает» бюрократическую модель организации.

Под влиянием отмеченных выше процессов роста профессионализма и информатизации в обществе в целом, а также внутренних процессов, происходящих в самой организации, в рамках формальной организации могут возникнуть и внеформальные, в которых практически нет формализированных служебных отношений. Они возникают обычно как реакция на некоторую ограниченность формальной организации. Таким образом, помимо формальной, складывается система самоорганизации, обеспечивающая ее совершенствование и дальнейшее развитие. Другими словами, за счет функционально направленной самоорганизации происходит как бы компенсация нарушения социальных функций, важных для жизнедеятельности всей организации. Так, например, центры принятия решений (команда руководителей) должны быть объединены в сеть личных взаимоотношений. А это значит, что люди, занимающие действительно важные позиции, должны обсуждать (и обсуждают) служебные проблемы не по телефону, не только в служебных кабинетах, а в личных беседах, в том числе и во время совместных обедов, уик-эндов и т.п.

Уровень внеформальной самоорганизации в значительной мере характеризует и степень сплоченности работников. Следует заметить, что личность в организации сохраняет определенную автономию по отношению к функции. Это требует удовлетворения более широких как индивидуальных, так и социальных потребностей членов организации, что не всегда можно сделать в рамках формальной организации. В результате развития самоорганизации работник имеет большую свободу в выборе конкретных форм служебного поведения.

Существуют три источника внеформальной самоорганизации (рис. 2.2):

· функциональная недостаточность самой формальной организации;

· социальная интеграция в рамках организации;

· разделение феноменов функций и личности (индивид может варьировать средства и пути выполнения своей роли в организации).

 

 
 

 

 


Рис. 2.2. Источники внеформальной самоорганизации

 

 

Внеформальная организация проявляется в виде внеформальных связей, групп, норм служебного поведения.

Неформальные организации обычно возникают как социально-психологические объединения, как спонтанно складывающиеся в результате длительного межличностного и внутригруппового общения системы социальных связей, норм и действий[3]. По отношению к индивиду неформальная организация выступает как механизм защиты его от ограничивающего воздействия формальной организации, как сфера удовлетворения различных его социальных потребностей. При этом в организации она может играть и дисфункциональную роль, противодействуя общим целям, способствуя «низвержению» авторитетов и пр. Количественно неформальные организации могут совпадать с формальными группами (бригада, смена и т.д.) или отличаться от них, включать членов нескольких подразделений организации либо, напротив, разбивать их на неформальные группы и даже функционировать за пределами организации вообще.

В неформальных организациях со временем формируются собственные нормы поведения, механизмы внутригруппового контроля. Происходит распределение их членов по шкале престижа, часто не совпадающее с должностной (ранговой) структурой. Возникают отношения лидерства (подробнее см. ниже). В результате группа распадается на формальную и социально-психологическую (рис. 2.3). Рано или поздно подобное раздвоение может привести к дезорганизации. Поэтому очень важно вовремя находить способы совмещения формальной и неформальной (социально-психологической) организации (через выборность руководителей, кадровую политику, подбор персонала и др.).

 

 
 

 

 


Рис. 2.3. Феномен двойственного характера группы и индивида

 

Следовательно, реализация функций социальных организаций требует координации, управления взаимодействием индивидов, групп, различных горизонтальных структур. При этом важным аспектом их взаимодействия являются социальные отношения, одной из форм которых выступают властные отношения. В самом общем виде властные отношения – это некая результирующая сила действий и противодействий, обеспечивающая ту или иную степень влияния на других людей. Властные отношения, следовательно, имеют неуравновешенный характер. Реальной властью обладает тот, кто по сравнению с другими располагает большими ресурсами. Кроме того, основой влияния могут быть и профессиональные знания.



2015-12-13 1298 Обсуждений (0)
А 2. Формальные, внеформальные и неформальные организации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: А 2. Формальные, внеформальные и неформальные организации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1298)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)