Формы отражательно-познавательных связей между
субъектом и объектом: · Связи отражения (от объекта к субъекту); · Связи выражения (формирование в сознании образа, знака, имеющих смысл и содержание на основе отраженных свойств объекта познания); · Связи обозначения ( формирование в сознании объема образа или знака, степени распространенности их на познаваемый и другие объекты). ·
5.5 Пути познания: · Репродуктивное познание (означает фиксацию моментов отражения в сознании и закрепление их в мыслительных образах такими, какими они были восприняты; без изменений свойств и связей в знании). · Продуктивноепознание (означает творчество, творческий характер познавательной деятельности.
Атрибуты научно-познавательного творчества: Творчество означает: · Выбор значимой или сложной познавательной цели; · Сочетание экспериментального теоретического уровня; · Опору на обыденно-чувственные знания и опыт исследования других субъектов; · Использование современной методологии и технической базы; · Основательную информированность субъекта в основной и смежных областях исследования; · Многообразие способов проверки полученных результатов.
Виды познания: · Обыденно-практическое; · Теоретическое (научное); · Вненаучное.
5.6 Специфика научного познания: · Предполагается познаваемость мира; · Предполагается причинность и закономерность явлений и процессов природы; · Объективность и достоверность познания; · Высшим авторитетом считается только объективная истина; · Применяются специальные средства познания (приборы, аппараты, инструменты и т.д.); · Применяются теоретические и экспериментальные методы познания; · Применяются математические методы описания.
Разновидности вненаучного познания: · Паранаучное; · Религиозное; · Народная наука; · Иррациональное.
Специфика религиозного типа познания: · Познаваемость мира допускается только частично; · Причинность и закономерность явлений ставятся под сомнение; · Субъективная вера доминирует над объективным знанием; · Превалируют чувственные и иррациональные методы познания; · Велико влияние традиции и авторитета; · Догматизм.
Разновидности иррационального познания: · Интуиция, · Ясновидение, · Озарение, · Яснослышание, · Инсайт, · Психометрия, · Предчувствие, · Восприятие во сне. 5.7 Виды истины: Истина– адекватное отражение объекта познающим субъектом; это такое знание, которое соответствует объекту познания.
· Абсолютная истина – полное, точное, исчерпывающее знание о чем-либо. · Относительная истина – истинное, верное, но неполное знание о чем-либо. · Объективность истины – истина сама по себе, независимая от человеческого сознания (от субъекта); содержание и смысл информации об объекте познания. · Субъективность истины – истина, зависимая от человека (субъекта). Может совпадать с объективной или не совпадать. · Конкретность истины – соотносимость знания с определенным объектом познания. · Абстрактность истины (абстрактное знание) – выражает возможность самостоятельного существования знания от объекта познания, когда в нем опускаются многие конкретные признаки, а общие, типовые – сохраняются.
5.8 Способы проверки истинности знания: 1. многократное повторение чувственного опыта; практический эксперимент. 2. теоретический критерий (формально-логическая или диалектическая проверка). 3. практика.
Практика -конкретная целенаправленная деятельность людей по преобразованию окружающего мира и самого себя в целях удовлетворения своих потребностей и интересов.
Главные виды практики: · материально-производственная деятельность; · научно-исследовательская деятельность (эксперимент, опыт); · управленческая деятельность и др.
Гносеологические функции практики (то, чем она является): · исходным пунктом, основой, источником познания; · целью познания; · движущей силой познания; · результатом познания; · критерием истинности знания.
5.9 Методы научного познания: · Метод(греч. путь к чему-либо) – способ достижения цели; совокупность приемов практического или теоретического познания (освоения) действительности. · Методология – совокупность приемов исследования, применяемых в какой-либо науке; учение о методах научного познания и преобразования мира; общая теория предметно-практической и познавательной деятельности.
Классификация методов научного познания: · Общефилософский метод – совокупность всеобщих принципов, законов и категорий диалектики, регулирующих познавательную и практическую деятельность в целом. · Общенаучные методы – приемы и операции, посредством которых решаются отдельные общепознавательные задачи: · Эмпирические: - наблюдение, - эксперимент, - обследование, - обобщение, - сравнение и др. · Теоретические: - анализ и синтез, - индукция и дедукция, - аналогия, - абстрагирование, - идеализация, - моделирование, - формализация и др. · Специальные методы частных наук – приемы и операции, посредством которых решаются специфические задачи данных наук.
5.10 Формы научного познания: Относительно самостоятельное выражение познавательного цикла и его результатов на различных стадиях и этапах исследования.
· Основные этапы исследования: - эмпирический; - теоретический.
· Основные формы научного познания: - факты действительности, - научные факты, - проблема, - гипотеза, ее доказательство или опровержение, - теория.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (436)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |