Мотивация деятельности ученого
Нелегко объяснить, почему люди хотят заниматься научной работой, руководствуясь при этом различными мотивами. Есть "ученые", работающие ради денег, власти и общественного положения, но для достижения всего этого существует гораздо более надежные пути. Подлинными учеными редко движут подобные мотивы. В наши дни научные достижения приносят немалое признание, а ученые нуждаются в периодической похвале, точно так же, как и любой обычный человек, по тем или иным причинам, не очень-то склонны в этом сознаваться. Но тем не менее мало кто желает остаться анонимным, зато многие вступают в ожесточенную борьбу за свой приоритет, стремясь получить признание со стороны компетентных коллег. Они хотят быть уверенными в том, что в самом деле поняли некие скрытые законы Природы. И все же ни слава, которую может принести наука, ни ее потенциальная польза - во всяком случае, в ее общепринятом понимании - не являются единственными притягательными сторонами науки. Главная "польза" фундаментального исследования - она доставляют ученым удовольствие. Каждое научное открытие выявляет новую грань в гармонии Природы для пассивного наслаждения. Но наука не только "зрелищный вид спорта" - ученый активно участвует в раскрытии прекрасного. Этот тип деятельности - единственный из всех, доступных человеческому разуму, - наиболее близок к процессу творчества. Итак, мотивы, побуждающие ученых заниматься наукой, весьма разнообразны. Нет ничего более печального, чем неудачник в науке. Большинство из них - это просто малоприспособленные к чему-либо люди, попавшие в науку случайно. Некоторые мотивы для избрания научной деятельности заслуживают одобрения обществом, другие оно воспринимает с отвращением. Не будем оценивать их с этих позиций, а просто перечислим отдельные мотивы - независимо от того, покажутся они общественности прекрасными или безобразными, - под воздействием которых человек, обладающий достаточной квалификацией, добился успеха и процветания на научном поприще
Психологический анализ мотивации свидетельствует о сложном переплетении в ней мотивов различного порядка. Без внутренней мотивации познающая мысль лишается импульсов к проникновению в свой объект. Дважды нобелевский лауреат Л. Полинг говорил, что «ученый- творец живет ради мгновений открытия». Вместе с тем ведущая роль внутренней мотивации ученого не означает отрицания роли внешних по отношению к предметному содержанию деятельности мотивов. Среди них могут быть названы эмоции следующих видов: прогресу и др);
Однако нет ничего более печального, чем неудачник в науке. Если человек обладает способностями, но не отдает научной работе все свои силы и мысли, то многого он не добьется. Занятие наукой требует от человека сосредоточения всех душевных и физических сил. Это дается страстью к науке и беспрерывным трудом. Здесь невозможны рассеянная жизнь; частые развлечения; такая работа требует бессонных ночей и многих других жертв. К счастью, чем больше способный человек входит в этот труд, тем больше наслаждения он ему доставляет, тем сильнее разгорается неукротимая страсть к научному творчеству, тем радостнее (но не легче) становится служение науке. Некоторые мотивы для научной деятельности заслуживают одобрения обществом, другие оно воспринимает с отвращением: - Бескорыстная любовь к Природе и Правде, - Простое любопытство, - Желание приносить пользу, - Потребность в одобрении- жажда авторитета – тщеславие, -Боязнь скуки. Бескорыстная любовь к Природе и Правде: Настоящее искусство - великое произведение живописи или музыкальный шедевр - полезно потому, что оно возвышает над заботами повседневной жизни, приносит умиротворение, безмятежность и счастье. Фундаментальные исследования, то есть изучение законов Природы, нередко предпринимаются по тем же побудительным мотивам. Ученые получают настоящее наслаждение от создания своих научных работ, ибо сам процесс "перебирания" средств убеждения вызывает приятное ощущение достижения цели. Любопытство: Наиболее важная из мотиваций. Любопытство одолевает настоящего ученого, он не может без него жить. Когда исследователь теряет эту побудительную силу - потому что его усилия слишком часто заканчиваются неудачей, или потому, что он самодовольно удовлетворяется "практическими достижениями", - он удаляется от науки. Желание приносить пользу: Они знают, что, быть может, именно благодаря их усилиям они принести пользу своим человеческим собратьям. Первый шаг - создание из обыденной жизни картины мира - дело чистой науки. Второй шаг - использование картины мира в практических целях - дело техники. Обе эти задачи одинаково важны, и каждая из них целиком поглощает ученого, поэтому отдельный исследователь, если он действительно хочет продвинуть вперед свое дело, вынужден сосредоточить свои силы на одном-единственном вопросе и оставить на время мысли о всех других связях и интересах. Чем в большей степени исследование понятно и практично, тем ближе оно к уже известной нам обыденности. Таким образом, как ни парадоксально, знания о самых отвлеченных и самых непрактичных явлениях оказываются самыми перспективными для получения новых фундаментальных данных и ведут нас к новым вершинам науки. Но на это нужно время и, как правило, немалое. Многие ученые обладают искренним желанием быть полезными обществу. Вот почему даже среди тех, кто занимается фундаментальными исследованиями, не ожидая от них никакого практического выхода, лишь немногие полностью лишены надежды, что их открытия смогут помочь людям избавиться от страданий и достичь счастья. Потребность в одобрении- тщеславие: Любое открытие, сделанное отдельным человеком, приобретает всеобщее значение. Это дает исследователю, работающему в тихом уединении над своей проблемой, уверенность в том, что каждый найденный им результат получит прямое признание у всех компетентных людей. Сознание значимости своей работы является счастьем для исследователя. Оно является полноценной наградой за те различные жертвы, которые он постоянно приносит в повседневной жизни. Тщеславие становится предосудительным только тогда, когда законная гордость общепризнанными достижениями превращается в неразборчивую погоню за славой ради нее самой. Ни один ученый, достойный этого звания, не измеряет свой успех количеством похваливших его людей. Ни один ученый не желает приоритета на открытие, ошибочно приписанное ему, и не хотел бы поменяться местами с самыми известными политиками, миллионерами или генералами. Боязнь к скуке: Сколько было написано о мотивах, которыми руководствуется творческий человек на пути к славе, но как мало - о скуке - одном из наимощнейших мотивов, который действует, беспощадно отсекая все пути к отступлению! Мало кто из ученых увлекается чем-то еще, кроме науки, и я думаю, что именно ужасная боязнь скуки с такой же силой не дает им заняться "мирскими" делами, с какой страсть к науке влечет их к исследованиям.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1821)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |