Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Темы творческих работ по курсу «Психология семьи»




ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ

Н.А.Бакшаева, канд. психол. наук, профессор кафедры психологии

Вопросы к экзамену/зачету по курсу «Психология семьи»

1. Определение семьи и брака.

2. Роль семьи в развитии общества и конкретного человека.

3. Этапы развития семьи как общественного института.

4. Структура семьи и системы ее поддержания

5. Параметры семейной системы.

6. Семейные роли.

7. Принципы брачного выбора.

8. Функции семьи.

9. Дисфункциональная семья.

10. Этапы развития семьи.

11. Основные кризисы супружеской пары.

12. Условия сохранения благополучных эмоциональных отношений в семье.

13. Типы любви.

14. Основные причины конфликтов в супружеской паре.

15. Особенности семейного конфликта.

16. Роль матери в социализации детей.

17. Роль отца в социализации детей.

18. Причины и структура супружеского конфликта.

19. Пути и способы разрешения супружеских конфликтов.

20. Виды родительских установок.

21. Стили воспитания.

22. Особенности положения единственного ребенка в семье.

23. Соотношение стиля семейного воспитания и особенностей формирования личности ребенка.

24. Особенности восприятия супругами семьи при повторном браке.

25. Критерии социально-психологического климата в семье.

26. Определение ревности.

27. Понятие супружеского конфликта.

28. Определение развода.

29. Стратегии поведения в ситуации развода.

30. Социально-психологические последствия развода.

 


Темы творческих работ по курсу «Психология семьи»

 

1. Психолого-методологические подходы к пониманию маскулинности и фемининности.

2. Гендерные роли в семейных отношениях.

3. Динамика и периодизация семейной жизни.

4. Состояния в отношениях предбрачной пары: любовь, влюбленность, частичная любовь.

5. Молодая семья, ее задачи и особенности.

6. Кризисные периоды брака.

7. Факторы семейного благополучия.

8. Адаптация и совместимость супругов в семье.

9. Удовлетворенность браком и условия сохранения супружества.

10. Механизмы семейных ссор.

11. Материнство как психологический феномен.

12. Отцовство как психологический феномен.

13. Возрастная динамика отношений между детьми и родителями.

14. Основные психологические модели детско–родительских отношений.

15. Готовность молодых родителей к рождению ребенка.

16. Воспитание детей в разных типах семей.

17. Факторы увеличения количества разводов.

18. . Влияние нарушений семейных отношений на психическое развитие детей.

19. Особенности семьи при патриархате и матриархате.

20. Семья в зеркале законодательства.

21. Работа психолога-консультанта с проблемами воспитания детей в семье.

22. Работа психолога-консультанта с супружескими конфликтами.

23. Психологическое консультирование семей в опоре на теорию семейных систем М. Боуэна (Психодинамическая модель).

24. Внутрисемейные границы. Виды внутрисемейных границ.

25. Семейные треугольники и их разновидности.

26. Представления о семье в теории К. Рождерса.

27. Роль семейного терапевта.

28. Коммуникационная модель психологического консультирования семьи (В. Сатир, Дж. Гриндер, Р. Бендлер, П. Вацлавик).

29. Методика детриангуляции К. Джонсона.

30. Особенности семейной субкультуры и межличностных контактов в неблагополучных семьях.

31. Цели и этапы оказания психологической помощи семье в рамках структурной модели консультирования семьи.

32. Стратегическая модель работы с семьей.

33. Личностные особенности членов неблагополучных семей.

34. Особенности воспитания детей в неблагополучных семьях.

35. Основанная на опыте модель работы с семьей.

36. Работа психолога по преобразованию коммуникативной системы неблагополучных семей.

37. Семья как система. Нарушения механизмов интеграции семьи.

38. Семья с психически больным человеком: специфика и методы психологической помощи.

39. Психологические интервенции изменения структуры неблагополучных семей.

40. Работа с доминирующими аффектами в неблагополучных семьях.

41. Психологические закономерности эмоциональных отношений в семейной жизни.

42. Нарушения представлений членов семьи о семье и личности друг друга.

43. Эволюция брака и семьи в истории человеческого сообщества.

44. Репрезентативные системы и их роль в формировании взаимоотношений в семье.

45. Нарушения ролевой структуры жизнедеятельности семьи.

46. Работа с семьей при наркомании и алкоголизме ее членов.

47. Процессы распада и дестабилизации семейных отношений.

48. Нарушения механизмов интеграции семьи.

49. Жизненный цикл семьи.

50. Эволюция брака и семьи в истории человеческого общества.

51. Современная семья и ее особенности.

52. Психология эмоциональных отношений как основы семейной жизни.

53. Психологические особенности супружеских отношений.

54. Психологическое особенности детско-родительских отношений.

55. Процессы распада и дестабилизации семейных отношений.

56. Нарушения представлений членов семьи о семье и личности друг друга.

57. Интегративная модель работы с семьей Джозефа Брауна и Даны Кристенсен.

58. Постмодернистские теоретические модели работы с семейными проблемами.

59. Поведенческие модели работы с семьей. Методика конструктивной ссоры (С.Кратохвилл).

60. Практика оказания помощи семье в социокультурном контексте.

61. Репрезентативные системы и их роль в формировании взаимоотношений в семье.

62. Нарушения межличностной коммуникации в семье.

63. Нарушения механизмов интеграции семьи.

64. Нарушения структурно-ролевого аспекта жизнедеятельности семьи.

65. Семья с психически больным человеком и формы помощи этой семье.

66. Практика оказания помощи семье в социокультурном контексте.

67. Методы работы с семьей в рамках структурной модели.

68. Основанная на опыте модель работы с семьей.

69. Стратегическая модель работы с семьей.

70. Подготовка молодежи к семейной жизни.

71. Поведенческая модель работы с семьей.

72. Работа с семьей при наркомании и алкоголизме.

73. Исследование внутрисемейной коммуникации в трудах Пола Вацлавика.

74. Семья как источник психической травматизации личности.

75. Стандартизированные методы исследования родительско-детских отношений.

76. Трансгенерационная модель работы с семейными проблемами.

77. Постмодернистские теоретические модели работы с семейными проблемами.

78. Интегративная модель работы с семьей Джозефа Брауна и Даны Кристенсен.

79. Стандартизированные методы исследования супружеских отношений.

80. Современная семья и ее особенности.

81. Подготовка молодежи к семейной жизни.

82. Социометрические техники работы с семьей.

83. Методика "Генограмма" и ее использование в работе с семейными проблемами.

84. Техника "Семейная хореография" и ее использование в работе с семьей.

85. Методика "Ролевая карточная игра" и ее использование в работе с семьями.

86. Методика "Экокарта" и оказание помощи семье с использованием этой методики.

87. Методика "Соломенная башня" и работа с семьей с помощью этой методики.

88. Методика "Семейное пространство" и работа с семьей с помощью этой методики.

89. Методика "Семейная социограмма" и ее использование в практике работы с семьями.

90. Методика "Конструктивная ссора" ("Конструктивный спор") С.Кратохвила и ее использование в практике работы с семьями.

 

Литература по курсу «Психология семьи»

Основная литература

 

1. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – СПб.: Питер,1999. – 656 с.

 

Дополнительная литература

 

1. Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубовская Е.М. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений. – М.: Изд-во МГУ,1987. – 120 с.

2. Байярд Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток: Практическое руководство для отчаявшихся родителей / Пер. с англ. А.Б. Орлова. - М.: Просвещение,1991. – 224 с.

3. Бендлер Р., Гриндер Д., Сатир В. Семейная терапия/Пер.с англ. Ю.С.Уолкер – М., 1999. – 160 с.

4. Браун Дж., Кристенсен Д. Теория и практика семейной психотерапии. – СПб.: Питер,2001. – 352 с.

5. Бретт Д. «Жила была девочка, похожая на тебя…»: Психотерапевтические истории для детей / Пер. с англ. Г.А. Павлова. – М.: Независимая фирма «Класс»,1996. – 224 с.

6. Бэндлер Ричард, Гриндер Джон, Сатир Вирджиния. Семейная терапия. – Воронеж: НПО «Модэк»,1993. – 128 с.

7. Вацлавик П., Бивин Д., Джексон Д. Прагматика человеческих коммуникаций: Изучение паттернов, патологий и парадоксов взаимодействия / Пер. с англ. А. Суворовой. – М.: Апрель-Пресс: Изд-во ЭКСМО-Пресс,2000. – 320 с. – (Серия «Психология ХХ век»).

8. Винникот Д.В. «Пигля»: Отчет о психоаналитическом лечении маленькой девочки./Пер. с англ. Л.Н.Боброва. – М.: Независимая фирма «Класс», 1999. – 176 с.

9. Витакер К. Полночные размышления семейного терапевта. – М.: Независимая фирма «Класс»,1998. – 205 с.

10. Витакер К., Бамбери В. Танцы с семьей. – М., 1999.

11. Гештальттерапия. Теория и практика. /Пер. с англ., М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 320 с.

12. Гребенников И. В. Основы семейной жизни. М., 1991

13. Гозман Л. Я. Психология эмоциональных отношений. М., 1987

14. Джулиус Э.К., Пэпп П. Семейная хореография: Алкоголическая семейная система на протяжении нескольких поколений // Семейная психотерапия: Хрестоматия / Сост.: Э.Г. Эйдемиллер, Н.В. Александрова, В. Юстицкис. – СПб.: Питер,200. – С.479 - 496.

15. Донцов А.И., Полозова Т.А. Проблема конфликта в западной социальной психологии // Психологический журнал. – 1980. – Том 1. – С. 119 – 133.

16. Дружинин В. Н. Психология семьи. М., 1996

17. Елизаров А.Н. Использование романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» для профилактики деструктивных родительско-юношеских конфликтов // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 1996. - № 4. – С. 31 – 39.

18. Елизаров А.Н. К проблеме поиска основного интегрирующего фактора семьи // Вестник Московского Университета. – Серия 14. Психология. – 1996. - № 1. – С. 42 – 49.

19. Елизаров А.Н. Родительско-юношеский конфликт в работе молодежного телефона доверия // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 1995 . - № 2. – С. 31 – 45.

20. Елизаров А.Н. Телефон доверия: Работа психолога-консультанта с родителями в ситуации родительско-юношеских конфликтов // Вопросы психологии. – 1995. - № 3. – С. 38 – 45.

21. Захаров А.И. Что снится нашим детям. – СПб.: Дельта; М.: ООО «Издательство АСТ»,1997. – 432 с.

22. Карабанова О.А. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. Пособие для студ. вузов. – М.: Гардарика, 2006.

23. Кон И. С. Введение в сексологию. М., 1989.

24. Кон И. С. Ребенок и общество. М, 1988.

25. Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний: Пер. с чешск. – М.: Медицина,1991. – 336 с.

26. Кроник А. А., Кроник Е. А. В главных ролях: Вы, Мы, Он, Ты, Я: Психология значимых отношений. М., 1989.

27. Куттер П. Любовь, ненависть, ревность. Психоанализ страстей. Перевод с немецкого С.С.Пашкова, - СПб., 1998. – 115 с.

28. Леви В.Л. Нестандартный ребенок. – 3-е изд. – М.: Знание,1989. – 256 с.

29. Маданес К. Стратегическая семейная терапия. – М.: Независимая фирма «Класс»,1999. – 272 с.

30. Макарова Е.Г. Преодолеть страх, или Искусствотерапия. – М.: Изд-во «Школа-Пресс»,1996. – 304 с.

31. Минухин С., Фишман Ч. Техники семейной терапии/ Пер. с англ. А.Д.Иорданского. – М.: Независимая фирма «Класс»,1998. – 304 с.

32. Моховиков А.Н. Телефонное консультирование. – М.: Смысл,2001. – 494 с.

33. Навайтис Г. Семья в психологической консультации. – М., 1999.

34. Навайтис Гедиминас А. Семья в психологической консультации. – М.: Изд-во МПСУ; Воронеж: Изд-во НПО «Модэк»,1999. – 224 с.

35. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. – СПб.: Изд-во «Питер»,2000. – 464 с.

36. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: В 3-х книгах. Книга 3: Психодиагностика. Введение в в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. – 3-е изд. – М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС,1998. – 632 с.

37. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования: Учебное пособие для студентов вузов и практических работников. – М.: ТЦ «Сфера»,2000. – 448 с.

38. Орлов Ю.М. Как беречь любовь. Психобиоритмическая совместимость человека с человеком/ Составители А.В.Ребенок, О.Ю.Орлова. – М.: Слайдинг, 2003. – 112 с.

39. Орлов Ю.М. Саногенное (оздоравливающее) мышление/Составитель А.В.Ребенок. Серия: Управление поведением, кн. 1, М.: Слайдинг, 2006. – 96 с.

40. Орлов Ю.М. Обида. Вина./Составитель А.В.Ребенок. Серия: Исцеление размышлением, кн. 1, М.: Слайдинг, 2011. – 96 с.

41. Орлов Ю.М. Стыд. Зависть./Составитель А.В.Ребенок. Серия: Исцеление размышлением, кн. 2, М.: Слайдинг, 2005. – 96 с.

42. Пепп П. Семейная терапия и ее парадоксы./Пер.с англ. В.П.Чурсина. – М.: Независимая фирма «Класс», 1998. – 288 с.

43. Райгородский Д.Я. Психология семьи. – Самара: БАХРАХ-М, 2002.

44. Ричардсон Р.У. Силы семейных уз: Руководство по психотерапии в помощь семье. – СПб.: Акцидент,1994. – 136 с.

45. Роджерс К.Р.Консультирование и психотерапия. Новейшие подходы в области практической работы. Монография./Пер.с англ.О.Кондрашовой, Р.Кучкаровой. Редакторы И.Гриншпун, С.Бобко,В.Ряшина. – М., Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 464 с.

46. Роджерс К. О групповой психотерапии. – М.: Гиль-Эстель,1993. – 224 с.

47. Саймон Ричард. Один к одному: Беседы с создателями семейной терапии: Пер. с англ. – М.: Независимая фирма «Класс»,1996. – 224 с.

48. Сатир Вирджиния. Семейная терапия и NLP. – М.: Институт общегуманитарных исследований,1999. – 180 с.

49. Сатир В. Вы и ваша семья. – М.: Апрель, 2002.

50. Сатир В. Как строить себя и свою семью. / Пер.с англ. - М., 1992. – 192 с.

51. Семейная психотерапия: Хрестоматия / Сост. Э.Г. Эйдемиллер, Н.В. Александрова, В. Юстицкис. – СПб.: Питер,2000. – 512 с.

52. Смехов В.А. Опыт психологической диагностики и коррекции конфликтного общения в семье // Вопросы психологии. – 1985. - № 4. – С. 83 – 92.

53. Спиваковская А.С. Психотерапия: Игра, детство, семья. Том 2. – М.: ООО Апрель-Пресс: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс,2000. – 464 с.

54. Теория семейных систем Мюррея Боуэна: Основные понятия, методы и клиническая практика/Пер.с англ. – М.: Когито-Центр, 2012. – 496 с.

55. Фетискин Н.П. Психология гендерных различий: учебное пособие \ Н.П. Фетискин. – М.: ФОРУМ: Инфра-М, 2014. – 256 с. (высшее образование).

56. Фрейдимен Д., Фрейгер Р. Карл Роджерс и клиент-центированная терапия // Хрестоматия по гуманистической психотерапии / Сост. М. Папуш. – М.: Институт общегуманитарных исследований,1995. – С. 16-85.

57. Фромм Э. Искусство любви. – Минск, 1991.- 80 с.

58. Фурманов И.А., Аладьин А.А., Фурманова Н.В. Психологическая работа с детьми, лишенными родительского попечительства: Книга для психологов. – Минск: Тесей,1999. – 224 с.

59. Хейли Д., Эриксон М. Стратегии семейной терапии: Пер. с англ. – М.: Институт общегуманитарных исследований,1995. – 448 с.

60. Хеллингер Б. И в середине тебе станет легко. Книга для тех, кто хочет найти гармонию в отношениях, любви и стать счастливым/Пер. с нем. И.Д.Беляковой.- М. .: Институт консультирования и системных решений, 2008.- 208 с.

61. Хеллингер Б. Источнику не нужно спрашивать пути. – М.: Институт консультирования и системных решений, 2007, - 308 с.

62. Хеллингер Б. Мы идем вперед. Курс для пар, находящихся в трудных ситуациях. – М.: Институт консультирования и системных решений, 2007. – 244 с.

63. Хеллингер Б. Порядки любви: Как жизнь и любовь удаются вместе., - М.: Институт консультирования и системных решений, Психотерапия, 2007. – 348 с.

64. Хеллингер Б. Порядки помощи., - М.: Институт консультирования и системных решений, 2008. – 242 с.

65. Хеллингер Б. Большой конфликт. Ответ., - М.: Институт консультирования и системных решений, 2011. – 192 с.

66. Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. – М.: Педагогика,1989. – 160 с.

67. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи. – М.: В-ПРЕСС, 2003.

68. Черников А. Системная семейная терапия. – М.: Знание, 2001.

69. Шерман Р., Фредман Н. Структурированные техники семейной и супружеской терапии: Руководство. – М.: Независимая фирма «Класс»,1997. – 336 с.

70. Шнайдер Я.Р. Семейные расстановки. Основные принципы и способы действий. – М.: Институт консультирования и системных решений, 2-12. – 216 с.

71. Шнейдер Л.Б. Основы семейной психологии: Учебное пособие для вузов. – М.: МПСИ, 2003.

72. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений: Курс лекций. – М.: Апрель-Пресс: Изд-во ЭКСМО-Пресс,2000. – 512 с.

73. Щербатых Ю.В. Психология семьи и секса. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.

74. Эволюция психотерапии. Том 1. «Семейный портрет в интерьере»: Семейная терапия/Перевод с англ. Т.К.Кругловой. – М.: Независимая фирма «Класс». 1998. – 304 с.

75. Юн Г. Дети с отклонениями: Родители о своих детях / Под ред. и с послесловием В.М. Михлина. – Кишинев: Штиинца,1987. – 175 с.

76. Ялом И. Групповая психотерапия: Теория и практика/Пер. с англ. – М.: Апрель Пресс, Издательство Института психотерапии, 2005. – 576 с.

77. Ялом И. Мамочка и смысл жизни. Психотерапевтические истории/Пер. с англ. Е.Филиной. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. – 288 с.

 

 




Читайте также:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (330)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)