Классификации педагогических задач
По временному признаку принято различать три большие группы педагогических задач - стратегические, тактические и оперативные. Стратегические задачи - это своеобразные "сверхзадачи". Вытекая из общей цели образования, они формируются в виде некоторых представлений о базовой культуре человека, которая выступает предметом педагогических задач. Стратегические задачи задаются извне, отражая объективные потребности общественного развития. Они определяют исходные цели и конечные результаты педагогической деятельности. В реальном педагогическом процессе стратегические задачи преобразуются в задачи тактические. Сохраняя свою направленность на итоговый результат образования, они приурочены к тому или иному определенному этапу решения стратегических задач. Оперативные задачи - это задачи текущие, ближайшие, встающие перед педагогом в каждый отдельно взятый момент его практической деятельности [13]. В.А. Кан-Калик и Н.Д. Никандров считают, что в творческом процессе педагога одновременно или последовательно должны осмысливаться разные педагогические задачи. Прежде всего, это должна быть общая педагогическая задача всей деятельности учителя, которая в конечном счете определяет и все детали творческого процесса, выступая как его общая концепция. Затем должна осмысливаться этапная педагогическая задача, связанная с конкретным этапом педагогической деятельности в учебной или воспитательной сфере, отражая определенную ступень в формировании личности. Наконец, в каждом микроэлементе педагогического процесса должны осмысливаться постоянно возникающие ситуативные (частные) педагогические задачи [7. С. 28-29]. Н.В. Бордовская, А.А. Реан выделяют следующие типы педагогических задач: 1) задачи педагогической диагностики (изучение типа характера, личности, мышления, стиля поведения или общения и др.); 2) задачи по проектированию содержания и отбору способов деятельности учеников; 3) задачи по выбору приемов и методов воздействия на ученика; 4) задачи по организации деятельности учащихся; 5) задачи по формированию общественного мнения коллектива; 6) задачи по переориентации ученика; 7) задачи по изменению отношения к учению; 8) задачи по закреплению привычки, интереса; 9) задачи по усилению самоконтроля слов и действий у ученика; 10) задачи по росту самостоятельности; 11) задачи на развитие и проявления творчества; 12) задачи на повышение ответственности, дисциплинированности и развития нравственных качеств личности; 13) задачи по педагогическому стимулированию; 14)задачи по самовоспитанию[6]. Л.Ф. Спирин предлагает классификацию педагогических задач в соответствии со структурой этапов цикла педагогического управления:
1. Задачи этапа диагностики, здесь можно выделить шесть основных групп задач:
- задачи организации пролонгированных наблюдений за учащимися, их характерами и поступками;
- задачи использования опросов (интервью, анкет) в диагностических процедурах;
- задачи изучения учебно-творческих работ учащихся;
- задачи педагогического эксперимента;
- задачи сопоставления фактов для осуществления диагностики.
2. Задачи этапа целеполагания, определения оперативных, тактических и стратегических целей. На этом этапе решаются задачи использования диагностических знаний для определения конкретных целей.
3. Задачи этапа прогнозирования и планирования, здесь можно выделить 7 групп задач:
- задачи определения основных объективных и субъективных условий достижения поставленных целей на уровне прогноза;
- задачи прогнозирования зоны ближайшего интеллектуального, гражданского, нравственного, физического, профессионально-трудового, культурного развития учащихся;
- задачи планирования активных методов и приемов сообщения информации;
- задачи планирования практической, учебной, гражданской, нравственной, художественно-эстетической, трудовой, предпринимательской и других видов деятельности отдельных учащихся, их групп и коллективов;
- задачи планирования своих взаимоотношений (сотрудничества) с учащимися;
- задачи организации совместного планирования работы с другими субъектами педагогического процесса;
- задачи итогового оформления программы предстоящей учебно-воспитательной работы.
4. Задачи этапа практического осуществления намеченного плана, здесь решаются 4 группы задач: - задачи сообщения информации и убеждения учащихся;
- задачи показа выполнения отдельных видов деятельности, демонстрации определенных приемов работы;
- задачи стимулирования самопознания, самоорганизации, самоосуществления, самовоспитания учащихся;
- задачи реализации в процессе общения с учащимися гражданских и нравственных отношений, обеспечение сотрудничества.
5. Задачи этапа анализа результатов:
- задачи определения степени достижения поставленных целей;
- задачи установления причины недостатков в проделанной работе и определение резервов повышения ее уровня в будущем [14].
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2363)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |