Дисциплина: ПЕДАГОГИКА
Преподаватель: к.п.н., доцент Сахиева Р.Г.
Семинарское занятие 1.
Признаки и особенности педагогики как науки
Задание 1.
А) Прочитайте и проанализируйте различные трактовки понятия «Педагогика».
Б) Заполните следующую таблицу с целью анализа данного понятия.
№ п/п
| Определение понятия
| Признаки понятия
| Совпадающие
| Несовпадающие
|
| особая, социально и личностно детерминированная деятельность по приобщению человека к жизни общества (П.И. Пидкасистый)
|
|
|
|
| наука о педагогическом процессе, организованном в условиях педагогической системы и обеспечивающем развитие его субъектов (Н.В. Бордовская, А.А. Реан, С. И. Розум)
|
|
|
| наука об образовании человека, то есть о развитии его жизненного опыта (Новиков А.М.)
|
|
|
| наука о воспитании человека (Г.М. Афонина, И.П. Подласый)
|
|
|
| осмысление воспитания (С.И. Гессен)
|
|
|
| наука об образовании и искусство воспитательной практики по формированию и развитию личности (И. И. Прокопьев, Н. В. Михалкович)
|
|
|
| теоретическая наука и педагогическая деятельность, искусство (И. Ф. Харламов)
|
|
|
| наука о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека (Л. В. Мардахаев)
|
|
|
| наука о законах и закономерностях воспитания, образования, обучения, социализации и творческого саморазвития человека (В.И. Андреев)
|
|
|
| наука о воспитательных отношениях, возникающих, в процессе взаимосвязи воспитания, образования и обучения с самовоспитанием, самообразованием и самообучением и направленных на развитие человека (С.И. Самыгин, Л.Д. Столяренко).
|
|
|
| наука и одновременно отрасль человековедения, то есть отрасль гуманитарной науки о способах и путях передачи-получения человеком информации и приобщения к общекультурным ценностям с учетом его индивидуально-возрастных особенностей развития в контексте конкретной педагогической системы (Е. С. Рапацевич)
|
|
|
Задание 2.
Заполните таблицу «Признаки педагогики как науки»
Признаки науки
| Признаки педагогики
|
Любая наука возникает из потребностей общества
| Педагогика возникла из потребности общества…..……………………………………………………
|
Каждая наука имеет свой предмет исследования
| Педагогика имеет свой собственный предмет исследования, а именно: …………………………………………………………………..
|
Каждая наука имеет свои функции
| Функции педагогики: …………………………………………
|
Каждая наука имеет собственный категориальный аппарат
| Педагогика имеет свой собственный категориальный аппарат. К основным категориям педагогики относятся: …………………………………………………………………..
|
У каждой науки имеются свои методы исследования
| Методы педагогического исследования: ………………………………………………………………….
|
Всякая наука представляет собой итог, совокупность, систему достоверных и обобщенных знаний об объективных законах развития природы
| Педагогика является наукой в том смысле, что …………………………………………………………………..
|
Задание 3.
Каковы особенности педагогики как науки
Особенности педагогики как науки:
-
-
-
Задание 4.
Изучите лекцию 2 и напишите педагогический диктант «Основные категории педагогики» (личность, индивидуальность, образование, обучение, воспитание, развитие, социализация, педагогическая деятельность, педагогический процесс, педагогическая система, педагогическое взаимодействие).
Задание 5.
Раскройте структуру педагогической науки.
Задание 6.
Назовите и кратко охарактеризуйте отрасли педагогики.
Задание 7.
Раскройте краткое содержание основных разделов педагогики.
Задание 8.
Охарактеризуйте взаимосвязь педагогики с другими науками.
Философия
| Социология
| Исторические науки
|
Психология
|
ПЕДАГОГИКА
| Экономические
науки
|
Физиология
|
Политология
| Этнология
|
Семинарское занятие 2.