Плейотропность – множественное действие гена
Комплементарность. Некоторые признаки развиваются только в результате взаимодействия нескольких неаллельных генов. Например, при скрещивании двух чистых линий душистого горошка, имеющих белые цветки, у гибридов первого поколения (F1) все цветки будут иметь пурпурную окраску (рис. 54).
Эпистаз. Эпистаз– это такое взаимодействие генов, когда один из них подавляет проявления другого, неаллельного ему, т. е. эпистаз противоположен комплементарному взаимодействию. Доминантный ген W определяет у плодов тыквы отсутствие окраски, а рецессивный ген этой аллели w – окрашенные плоды. В другой аллели доминантный ген Y определяет желтую окраску, а рецессивный ген у зеленую окраску плода. При скрещивании тыкв с белыми (WWYY) и зелеными (wwyy) плодами все гибриды первого поколения (WwYy) будут иметь белые плоды, так как ген W подавляет ген Y. Во втором поколении 9/16 будут иметь генотип W_Y_ и белую окраску, 3/16 с генотипом W_yy – также белую окраску плодов, 3/16 с генотипом wwY_ – желтые плоды и 1/16 с генотим wwyy – зеленые плоды. Полимерное действие генов. Многие признаки в организме могут быть выражены слабее или сильнее – рост, вес, плодовитость, удойность и т. п. Эти признаки определяются несколькими генами. Действие их суммируется, и чем больше в генотипе доминантных генов из тех пар, которые влияют на этот количественный признак, тем сильнее он проявляется. Например, красный цвет зерна пшеницы обусловлен доминантными генами из двух пар аллелей – А1 и А2. Так вот, у растений с генотипом а1а1а2а2 зерно не окрашено, очень слабо окрашены зерна с одним доминантным геном: А1а1а2а2 или а1а1А2а2. И наконец, самый яркий цвет будут иметь зерна с четырьмя доминантными генами А1А1А2А2. Плейотропность – множественное действие гена. Иногда один ген, кодируя структуру белка, необходимого для нормального обмена веществ во многих видах клеток организма, влияет сразу на несколько признаков. Например, патология одного определенного гена приводит у человека к развитию синдрома Марфана. У таких людей очень длинные и тонкие («паучьи») пальцы, вывих хрусталика глаза, пороки клапанов сердца, страдают сосуды. Дело в том, что этот ген контролирует развитие соединительной ткани и его патология сказывается сразу на многих признаках. Письменная работа с карточками: 1. Задача 1. Какое потомство будет получено от скрещивания растений душистого горошка с генотипами СсРр и ССРр? Ген С отвечает за синтез бесцветного пропигмента (сс – пропигмент не образуется), ген Р – за синтез фермента, превращающего пропигмент в пурпурный пигмент (рр – фермент не образуется). 2. Задача 2. Какое потомство будет получено от скрещивания растений душистого горошка с генотипами СсРр и ссРр? Ген С отвечает за синтез бесцветного пропигмента (сс – пропигмент не образуется), ген Р – за синтез фермента, превращающего пропигмент в пурпурный пигмент (рр – фермент не образуется). 3. Задача 3. Доминантный ген W определяет у плодов тыквы отсутствие окраски, а рецессивный ген этой аллели w — окрашенные плоды. В другой аллели доминантный ген Y определяет желтую окраску, а рецессивный ген у зеленую окраску плода. Какое потомство ожидается от скрещивании тыкв с белыми (WwYy) плодами? 4. Формулировки законов, определения, или сущность терминов: 1. Комплементарность, пример. 2. Эпистаз, пример. 3. Плейотропия, множественное действие гена, пример. 4. Полимерное действие генов, пример. Карточка у доски: 1. Какие взаимодействия генов относятся к неаллельным взаимодействиям? 2. Душистый горошек с какими генотипами будет иметь пурпурную окраску цветов? 3. Какие генотипы могут быть у тыквы с зелеными плодами? 4. Какие генотипы могут быть у тыквы с белыми плодами? 5. Какие генотипы могут быть у тыквы с желтыми плодами? 6. Какие генотипы могут быть у пшеницы с красными зерновками? 7. Приведите пример полимерии, когда за один признак отвечает несколько генов. 8. Приведите пример множественного действия генов. Тестовое задание: **Тест 1. Белая окраска цветов душистого горошка будет у растений с генотипом: 1. ССРР. 5. ССРр. 2. ссРР. 6. ССрр. 3. СсРр. 4. ссРр. **Тест 2. Пурпурная окраска цветов душистого горошка будет у растений с генотипом: 1. ССРР. 5. ССРр. 2. ссРР. 6. ССрр. 3. СсРр. 4. ссРр. Тест 3. В потомстве от скрещивания дигетерозиготных растений (СсРр х СсРр) душистого горошка с пурпурными цветками: 1. 9/16 растений будут иметь белые цветы, 7/16 – фиолетовые. 2. 9/16 растений будут иметь фиолетовые цветы, 7/16 – белые 3. Все растения будут иметь фиолетовые цветы. 4. Все растения будут иметь белые цветы. Тест 7. Доминантный ген W определяет у плодов тыквы отсутствие окраски, а рецессивный ген этой аллели w – окрашенные плоды. В другой аллели доминантный ген Y определяет желтую окраску, а рецессивный ген у зеленую окраску плода. При скрещивании тыкв с белыми (WwYy) и зелеными (wwyy) плодами гибриды первого поколения будут иметь: 1. 1/2 белые плоды, 1/4 желтые, 1/4 зеленые. 2. 1/4 белые плоды, 1/2 желтые, 1/4 зеленые. 3. 1/2 белые плоды, 1/2 желтые. 4. 1/4 белые плоды, 1/4 желтые, 1/2 зеленые. Тест 8. Доминантный ген W определяет у плодов тыквы отсутствие окраски, а рецессивный ген этой аллели w – окрашенные плоды. В другой аллели доминантный ген Y определяет желтую окраску, а рецессивный ген у зеленую окраску плода. При скрещивании тыкв с белыми (WwYy) и желтыми (wwYY) плодами гибриды первого поколения будут иметь: 1. 1/2 белые плоды, 1/4 желтые, 1/4 зеленые. 2. 1/4 белые плоды, 1/2 желтые, 1/4 зеленые. 3. 1/2 белые плоды, 1/2 желтые. 4. 1/4 белые плоды, 1/4 желтые, 1/2 зеленые. Тест 9. Доминантный ген W определяет у плодов тыквы отсутствие окраски, а рецессивный ген этой аллели w – окрашенные плоды. В другой аллели доминантный ген Y определяет желтую окраску, а рецессивный ген у зеленую окраску плода. При скрещивании тыкв с белыми (WwYy) плодами гибриды первого поколения будут иметь: 1. 12/16 белые плоды, 3/16 желтые, 1/16 зеленые. 2. 9/16 белые плоды, 3/16 зеленые, 4/16 желтые. 3. 9/16 белые плоды, 3/16 желтые, 4/16 зеленые. 4. 12/16 белые плоды, 3/16 зеленые, 1/16 желтые. Тест 10. От брака афроамериканца (А1А1А2А2) и белой девушки (а1а1а2а2) дети по цвету кожи могут быть: 1. Афроамериканцами. 2. Белыми. 3. Средними мулатами. 4. Светлыми мулатами. 5. Темными мулатами.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (822)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |