Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Информационное обеспечение, как один из основных инструментов для эффективной работы современных предприятий




 

Информация всегда играла чрезвычайно важную роль в жизни общества, и сегодня выступает как один из ключевых ресурсов, значение которого не меньше, чем значение материальных и финансовых. В отличие от других ресурсов, информационный может использоваться многократно как индивидуальными, так и коллективными пользователями. Среди исследователей, внесших существенный вклад в изучение сущности информации, следует выделить Рональда Фишера – одного из основателей математической статистики. По его мнению, информация связана с ожиданием разрешения какой – либо неопределенности и математически выражается отрицательным логарифмом вероятности какого – либо исхода эксперимента[1].

В 1929 году Лео Сциллард впервые указал на связь «информации» и «энтропии», и по – существу использовал ее количественную меру[2].

Общей чертой работ ученых было то обстоятельство, что исследователи пытались подвести совершенно новое явление под систему более общих понятий, тем самым затрудняя процесс исследования. В начале XX века «информация» из термина обыденного языка стала обретать новое значение, превращаясь в одну из важных научных категорий. Информация является объектом изучения в философии, социологии, психологии, экономике, физике и других науках, что обуславливается сложностью и насыщенностью этого понятия. Множество аспектов проявления информации обуславливает большое количество определений и направлений ее исследования, которое систематизировано нами в таблице 1.

Таблица 1- Классификация подходов к определению понятия «информация»

Подход Формулировка понятия Автор
    Теория информации Информацией называется всякое сообщение или передача сведений о чем-либо, что заранее не было известно. Анисимов С.
Информацией являются все те данные о внешнем мире, которые мы получаем как путем непосредственного воздействия на наши органы чувств окружающих предметов и явлений, так и опосредованным путем через книги, рассказы, газеты и других людей. Равенский З, Уемов А. Уемова Е.
Информация есть отражение в сознании людей объективных причинно – следственных связей в окружающем нас реальном мире. Берг А., Черняк Ю.
Теория управления Информация — это обозначение содержания, полученного из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему и приспособления к нему наших чувств Винер Н.
Информация есть там, где имеется разнообразие, неоднородность, а единицей измерения информация можно считать элементарное различие между двумя объектами в каком – либо одном фиксированном свойстве Урсул А.Д
Теория инновационного развития общества Информация – всеобщее универсальное свойство материи, выражающее степень ее упорядоченности. Бачило И.Л
  Информация – сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и(или) процессов, независимо от формы их представления Экономическая энциклопедия
  Информация – это сведения о чем-либо, являющиеся объектом сбора, хранения и переработки Большой экономический словарь / под редакцией А.Н. Азрилияна

 

Существенный прорыв в становлении теории информации был совершен благодаря становлению кибернетики, основоположником которой является Норберт Винер[3]. Кибернетика формулирует принцип единства информации и управления, что важно при исследовании процессов, происходящих в самоорганизующихся и самоуправляющихся системах. Для понимания сущности информации особенно важным, для нашего исследования, является раскрытие трех основных ее аспектов: синтаксического, семантического и прагматического. Математические подходы к измерению информации уделяют особое внимание ее синтаксическим аспектам и предполагают лишь описание знаковой структуры сообщений. Семантическая и прагматическая стороны информации являются наиболее значимыми при исследовании информации в экономической системе. С точки зрения семантики информация должна обладать определенным смыслом, а прагматический аспект информации определяет «ее способность влиять на процессы управления, то есть ценность и полезность». Экономическая сущность информации заключается в том, что это знания и сведения, предназначенные для снижения неопределённости управления и предотвращения убытков (или роста прибыли). В качестве характеристик позволяющих говорить об экономической сущности информации, можно выделить следующие:

- информация приобретает стоимость и стала товаром, измеримым денежным эквивалентом;

- компьютерные сети становятся всеобщими финансово – информационными коммуникациями;

- растут нематериальные активы предприятия, в состав которых входят патенты на изобретения, лицензии, программные продукты и другие информационные материалы, имеющиеся на балансах предприятия.

Как уже отмечалось, информация – это товар, имеющий стоимость. Субъект управления инвестирует свои средства в получение информации не ради обладания ею, а ради возможности использовать ее для получения прибыли. Эту возможность обеспечивает «информатизация» - процесс, создающий условия и использующий средства для получения, обработки и использования информации. Информатизация представляет собой единый процесс, включающий в себя такие составляющие как компьютеризацию, развитие технологий использования информации и повышение интеллектуального потенциала общества. В науке имеется богатый спектр идей и подходов, на основе которого происходило постепенное освоение проблем информатизации.

Первая группа источников представлена работами в области изучения общетеоретических аспектов информационных процессов, их бытия на различных уровнях организации материи, взаимосвязи базовых элементов информационной реальности. К данной группе следует отнести работы таких ученых как А.Д. Еляков, Дж. Ирвин, А.Ф. Рубцов, Д. Харль[4]. Наиболее целостные теории информации представлены в работах Н. Винера (функциональная), К. Шеннона (количественная).

Вторая группа источников – это труды в области синергетического понимания информации, системы «человек – окружающий мир», работы, описывающие социальные процессы и явления с междисциплинарных позиций синергетики. Сюда следует отнести работы Р.Ф. Абдеева, В.Г. Буданова, В.С. Егорова, Е.Н. Князевой, Г.Хакена. Д.С. Чернавского и др[5].

Третья группа работ – труды, в которых современное общество рассматривается как информационное, либо их критика, а также труды, описывающие информатизацию как социальный процесс и ее различные проявления. Относительно целостные теории общества в эпоху информатизации изложены в трудах Д.Бэлла. Г. Бехманна, Н.В. Литвака, Н.Лумана, Э. Тоффлера и др[6]. Здесь выделяется направление, в котором рассматриваются проблемы информатизации в контексте мировых процессов глобализации.

Четвертая группа – источники, вносящие ясность в понимание реалий развития современного российского общества, особенностей и перспектив воздействия процесса информатизации на развитие России. К этой группе следует отнести работы А.Ю. Ашкерова, С.Н. Гаврова, Т.В. Ершовой, А.В. Зверева, Е.А. Игнатьева, Л.Г. Малиновского, В.И. Петровой, Ф.И. Розанова, Г.Л. Смолянина, Ю.Е. Хохлова, Д.С. Черешкина, С.Б. Шапошника и др[7].Частично затрагивают проблемы развития России в своих работах и зарубежные авторы, как Г. Бехманн, участвовавший в работе секции «Технологические вызовы ХХI века» в рамках «Всемирного дня философии».

Понятие информатизации следует рассматривать в двух контекстах. С одной стороны, информатизация – это процесс, в результате которого информация и знания выделяются в число наиболее важных ресурсов общества на основе развития технических и технологических средств их использования. С другой стороны, под информатизацией понимается «организованный социально – экономический и научно – технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений наоснове формирования и использования информационных ресурсов».

Под информатизацией промышленных предприятий понимается процесс создания, развития и совершенствования соответствующей внутренней структуры, состоящей из взаимозависимых и взаимообусловленных элементов (экономические и правовые механизмы обеспечения информатизации; ЭВМ, вычислительные сети и коммуникации; программное обеспечение; система подбора, оценки, расстановки и обучения кадров; информационные ресурсы) и обеспечивающий сбор, обработку, хранение, использование и передачу информации в целях минимизации сроков реализации и затрат при осуществлении основных бизнес – процессов[8].

Информационные технологии – это, во-первых, совокупность процессов циркуляции и переработки информации и во-вторых, описание этих процессов [35]. Архипов З.В. и Пархомов В.А. под информационной технологией понимают процесс, использующий совокупность методов и программно – технических средств, для сбора, обработки, хранения, передачи и представления информации с целью получения информации нового качества, снижения трудоемкости и повышения эффективности процессов использования информационных ресурсов[9]. Именно информационно-коммуникационные технологии призваны обеспечить доступ к накопленным информации и знаниям для их использования. С.С. Свириденко использует термин «новые информационные технологии», под которыми подразумеваются «современные виды информационного обслуживания, организованные на базе средств вычислительной техники и средств связи»[10].

О.Н. Чирченко отмечает, что «информационная технология включает технику и технологию, процессы, методы и средства обработки данных и необходимое оборудование»[11]. Следует заметить, что при таком подходе не учитывается должным образом человеческий фактор, происходит полное отвлечение от него. Достаточно распространена другая точка зрения на сущность информационных технологий (А.А. Ляпунов, А.И. Китов. Г. Клаус, П.Р. Гофштеттер, Р. Тилл), согласно которой человек и технические средства, рассматриваются как однопорядковые элементы, информационные технологии в таком понимании, являются по сути технологиями «симбиоза машины и человека», в которых машина осуществляет обработку информации посредством сложных логических операций, аналогичных мышлению человека[12].

Карл Маркс писал: «Средства труда – это вещь или комплекс вещей, которые человек помещает между собой и предметом труда и которые служат для него в качестве проводника его воздействия на этот предмет…Предмет труда – это то, что человек своей деятельностью изменяет в полезном для него направлении».

В информационном процессе в качестве предмета труда выступает информация. Однако, учитывая, что процессы сбора, обработки, хранения, передачи и использования информации неразрывно связаны с коммуникациями – дистанционной передачей данных посредством компьютерных сетей и средств связи, использование термина «информационно-коммуникационные технологии» в процессе исследования является более точным. Так, Е.З. Зиндер, А.С. Гринберг и И.А. Король информационно- коммуникационную технологию определяют как совокупность методов, производственных процессов и программно – технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей[13].

Кравченко Т.К. и Пресняков В.Ф. определяют инфокоммуникационные технологии как цельную систему методов и способов сбора, передачи, накопления, обработки, хранения, представления и использования информации. Наиболее интегрированным и ёмким является определение информационно–коммуникационных технологий как совокупности методов, производственных процессов и программно – технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, хранение, обработку, вывод и распространение информации для снижения трудоёмкости процессов использования информационных ресурсов, повышения их надежности и оперативности.

В Национальном стандарте Российской Федерации ГОСТ Р 52653 – 2006 даны следующие определения: информационные технологии – это процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления этих процессов и методов.

Внедрение информационно-коммуникационных технологий на промышленное предприятие повышает оперативность и достоверность получаемой информации, сокращает время на текущий сбор и обработку информации, это приводит к высвобождению рабочего времени, как руководителей и специалистов для решения перспективных проблем, так и рядовых сотрудников для более качественного и продуктивного выполнения своих функций. Появляется возможность периодического анализа информации и выявления проблемных ситуаций.

Согласно прогнозу научно – технологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, информационно-коммуникационные технологии выступают одним из драйверов перехода к экономике, основанной на знаниях.

Выделяют две стратегии использования информационно - коммуникационных технологий в системе управления предприятия.

1) Информационно - коммуникационные технологии приспосабливаются к организационной структуре и осуществляют локальную модернизацию сложившихся процессов управления, коммуникация не развивается, выполняется автоматизация рабочих мест, происходит слияние процессов сбора информации с функцией принятия решения.

2) Основой стратегии является разработка и развитие коммуникаций, а также новых организационных взаимодействия. Информационно - коммуникационные технологии обеспечивают обмен электронными данными, формирование единой цепочки «поставщик - потребитель», систему электронных платежей.

На западных предприятиях внедрение информационно- коммуникационных технологий в основном осуществляется по второй стратегии, в России – по первой, но простое уменьшение размеров промышленного предприятия, сокращение численности персонала не приводит к существенному увеличению экономической эффективности его деятельности.

Традиционные способы управления промышленным предприятием опираются на узкую функциональную специализацию, требующую увеличения, как числа уровней управления, так и усилий по их координации. Поэтому необходимо искать и использовать новые организационные структуры управления, радикально отличающиеся от традиционных. В основе построения и взаимодействия промышленных предприятий, функционирующих в условиях информационной экономики, лежит не узкая функциональная специализация, а интеграционные процессы в управленческой деятельности, обеспечивающие взаимодействие не только по вертикали, но и по горизонтали – между сотрудниками различных подразделений одного уровня иерархии. Эти процессы порождают новые структуры, характеризующие предприятие «без перегородок».

Термин «информационное обеспечение» (ИО) трактуется как процесс создания информационных условий для удовлетворения информационных потребностей управленческих процессов и решаемых задач в предпринимательской деятельности, в связи с чем, ИО вовлечено в комплексное решение многих задач управления предпринимательской деятельностью, но прежде всего, это учет, анализ и принятие решений. Как показал анализ существующих в научной литературе трактовок понятия «информационная система», подавляющее большинство из них схожи в одном – информационная система призвана предоставлять информацию.

Поскольку основной целью и назначением информационных систем является не просто предоставление информации, а именно удовлетворение информационных потребностей для разработки и принятия управленческих решений в ходе осуществления предпринимательской деятельности, то, по нашему мнению, целесообразно использовать термин «система информационного обеспечения».

В процессе создания системы информационного обеспечения предпринимательской деятельности учитывается структура, разнохарактерность и разноплановость информации, а также ее дефицит, что, в свою очередь, оказывает влияние на структуру информационной системы. Структуру системы информационного обеспечения обычно представляют в виде некоторого набора взаимодействующих подсистем. Изучение и обобщение существующих взглядов на состав и внутреннюю организацию системы информационного обеспечения (СИО) предпринимательской деятельности позволили нам уточнить структуру и состав ее элементов (рис.1).

Рисунок. 1 - Структура и состав системы информационного обеспечения предпринимательской деятельности

Сегодня субъекты предпринимательской деятельности в борьбе за конкурентные преимущества все чаще создают информационные системы, чтобы стать более эффективными и наращивать финансовые ресурсы.

Информационное обеспечение управленческих решений – объективная необходимость конкурентоспособной предпринимательской деятельности в рыночной экономике[14].

Своевременное удовлетворение информационных потребностей управления имеет важное значение, так как своевременно полученная информация позволяет обеспечить существенную экономию ресурсов и, соответственно, предотвратить возникновение кризисной ситуации. Показателем качества информационной системы является отсутствие сюрпризов в работе компании. Другими словами, руководство успевает узнать о грядущих событиях, проанализировать их, понять и принять соответствующие меры еще до того, как эти события произойдут или приобретут масштабный характер. Поэтому, несмотря на существенную стоимость современного прикладного обеспечения, используемого в управлении бизнесом, организации, ориентированные на эффективное управление, уделяют проблемам информатизации большое внимание. По мнению одного из самых выдающихся менеджеров XX столетия Джека Уэлча: «Реальная экономия не возникает сама по себе — в ее основе всегда лежат солидные предварительные затраты».

С его мнением солидарен другой не менее выдающийся американский менеджер Ли Якокка: «Люди мечтают об экономии и готовы заплатить за нее любую цену».

Информационное обеспечение управления, в зависимости от специфики деятельности конкретной организации, может иметь различную конфигурацию, определяемую совокупностью информационных потребностей управления. В свою очередь, для понимания информационных потребностей, необходимо проанализировать совокупность информационных потоков, возникающих в ходе реализации основных и обеспечивающих бизнес-процессов.

Информационные потоки системы информационного обеспечения анти- кризисного управления можно классифицировать по следующим признакам:

1. По отношению к системе управления:

• входящие информационные потоки;

• исходящие информационные потоки;

• внутренние информационные потоки.

2. По степени публичности:

• публичная информация

• внутренняя (управленческая) информация;

3. По предметной направленности:

• информация для принятия решений о финансировании бизнеса;

• информация для стратегического менеджмента;

• информация для текущего планирования и управления.

Входящие информационные потоки включают:

• информацию о внешней среде;

• учетную информацию (данные финансового и управленческого учета);

• неколичественную информацию о компании (качество выпускаемой продукции, степень удовлетворенности заказчиков, уровень корпоративной лояльности ключевых специалистов). Исходящие информационные потоки включают:

• публичную корпоративную отчетность (консолидированную финансовую отчетность и нефинансовую отчетность организации); • корпоративные планы и бюджеты, которые впоследствии используются для текущего (более детального) финансового и операционного планирования.

Информационные потребности управления определяются структурой его целей и задач, решаемых в различных экономических ситуациях.

Управление организацией можно условно разделить на:

• стратегическое управление, главной целью которого является создание конкурентных преимуществ;

• оперативное управление, целью которого является максимизация те- кущих финансовых показателей[15].

В рамках стратегического управления решаются задачи оптимального управления издержками, обеспечения устойчивой лояльности потребительской аудитории, эффективных взаимоотношений в цепочках создания ценности, мониторинга текущего финансового состояния организации, оценки вероятности наступления кризисной ситуации, стратегического контроллинга, а также задач стратегической реструктуризации. Особенностью стратегического управления является его ориентированность на заблаговременное обнаружение затрагивающих организацию перемен во внешней и внутренней среде и немедленного реагирования на них. Основным инструментом реагирования является управление проектами.

В рамках оперативного управления решаются задачи оперативного контроллинга функциональных областей. Исходя из перечисленных выше задач стратегического и оперативного управления, можно сформулировать перечень информационных потребностей. Для успешного решения задач управления необходимо обеспечить информационную поддержку:

• оптимизации управления издержками на основе системного подхода к планированию всех видов ресурсов предприятия и организации управленческого учета;

• обеспечения удержания лояльной потребительской аудитории на основе сбора и обработки данных о покупательском поведении и оперативного реагирования на негативные тренды посредством целенаправленных маркетинговых кампаний;

• обеспечения минимизации себестоимости товара на основе интеграции усилий с другими участниками отраслевых цепочек создания ценности; • анализа финансового состояния организации, его возможных финансовых стратегий с учетом финансовых рисков;

• анализа данных о факторах внешней макро- и микросреды;

• выбора рациональной стратегии;

• оптимизации внутренней среды организации (на основе процессного подхода) в соответствии с выбранной стратегией для создания внутреннего и внешнего конкурентного преимуществ.

• разработки связанных с системой стратегических целей системы количественных индикаторов, измерение фактически достигнутых значений которых обеспечивает функционирование системы антикризисного раннего оповещения;

• бизнес-планирования[16].

Многие крупные компании на определенном этапе автоматизации биз- нес-процессов вырабатывают стратегию непрерывного обновления и модер- низации ПО. Наличие такой стратегии позволяет избежать дублирования функций отдельных программных продуктов, сократить число используемых программ, упростить их сопровождение при минимальном штате сотрудни- ков компании.

Другой причиной возникающих проблем является решение локальных задач без взгляда в будущее. На большинстве предприятий стремятся в первую очередь автоматизировать бухгалтерский учет и управление финансами, однако вскоре осознают необходимость в автоматизации других областей деятельности предприятия.

Как правило, ПО, специализированное для нужд финансовых служб, является узконаправленным и не располагает возможностями расширения функций для удовлетворения потребностей других служб, что вынуждает затрачивать дополнительные средства на приобретение соответствующего ПО.

Одной из главных ошибок, допускаемых в таких ситуациях, является приобретение ПО без учета необходимого взаимодействия с уже используемыми программами. Так, например, могут возникнуть ситуации, ограничивающие скорости информационного обмена между подразделениями одной компании. В современных условиях важность ин- формационного взаимодействия подразделений крупной компании трудно переоценить, такое взаимодействие предполагает сопряженную работу от- дельных информационно-вычислительных систем. Недооценка данного фактора приводит к затратам значительных финансовых средств на ПО без по- лучения какого-либо положительного эффекта.

Новизна инфомационного обеспечения не всегда может являться его плюсом, поскольку производители ПО, стремясь поддерживать конкурентоспособность и привлекать новых покупателей, подчас выпускают на рынок еще «сырой» программный продукт, который может потребовать существенных доработок в течение продолжительного времени, можно привести многие примеры неэффективного использования дорогостоящего ПО в агропромышленной отрасли[17].

Следовательно, требуется анализ необходимости и тщательное обоснование приобретения информационной системы, уточнение круга задач, которые предполагается решать с ее помощью. Еще одним фактором, препятствующим объективному выбору ПО, могут стать личные предпочтения специалиста. Нередко сотрудники, ответственные за информационное обеспечение, делают выбор в пользу программного продукта, с которым они уже знакомы и использовали ранее, или выбор делается в пользу более новой версии ПО, уже апробированного на предприятии. При этом программные продукты других фирм производителей зачастую не рассматриваются, или рассматриваются формально.

1.2 Сущность финансового планирования на предприятии

 

Под финансовым планированием понимается планирование всех доходов и направлений расходования денежных средств для обеспечения развития предприятия.

В российской практике распространено деление планирования (и планов) в зависимости от задач и по временному признаку на перспективное (долгосрочное - на период свыше 1 года), текущее (краткосрочное – на год с разбивкой по кварталам) и оперативное (в пределах квартала вплоть до одного дня). Оперативное финансовое планирование включает составление платежного календаря (план безналичного денежного оборота), кассового плана (план налично-денежного оборота) и расчет потребности в краткосрочном кредите.[18] Планы служат инструментом наглядного представления целевых показателей и возможностей их достижения, а отчеты – инструментом наглядного представления фактического уровня достижения целей.

В западной литературе термин planning используется как обобщающее понятие, но чаще относится к долгосрочным прогнозам[19]. Распространенное понятие business planning (бизнес-планирование) обычно относится к разработке новых проектов. Понятие budgeting (бюджетирование) является неотъемлемой частью краткосрочного (год или менее) и долгосрочного планирования. Количественное выражение планов, составленных после проведения стратегического анализа, называется бюджетом (budget)[20]. Схематично это показано на рис. 2 Таким образом, бюджетирование (budgeting)[21] является детализированным уровнем планирования, а бюджеты его инструментом.

Стратегический анализ

 

Краткосрочный план   Долгосрочный план
             
  Бюджет       Бюджет  
             
             

 

 

Рисунок 1. - Взаимосвязь планов и бюджетов

 

В российской литературе содержание понятий «бюджетирование» и «бюджет» раскрываются неоднозначно.

В.В. Ковалев указывает на отсутствие строгого разграничения между планированием (planning) и бюджетированием (budgeting), определяя бюд- жет как смету предстоящих в определенном периоде доходов и расходов, а бюджетирование как процедуру составления бюджетов.

Финансовое планирование формулирует пути и способы достижения финансовых целей предприятия. В целом финансовый план — программа того, что должно быть сделано в будущем.

Цели финансового планирования предприятия зависят от выбранных критериев принятия финансовых решений:

· максимизация продаж;

· максимизация прибыли;

· максимизация собственности владельцев компании.

Важной частью рыночной активности предприятия являются первые два критерия (максимизация продаж и максимизация прибыли). Однако главная цель, которая упорядочивает соотношение других целей и гарантирует обеспечение предприятия капиталом в длительной перспективе, — максимизация будущей выгоды владельцев компании. Эта цель состоит в увеличении богатства за счет роста рыночной стоимости активов. Сложно выбрать критерии для организаций, не имеющих установленной рыночной цены, таких, как закрытые акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью. Главными критериями деятельности этих организаций считают характеристики, придающие ценность любым производственным активам: величина потока денежных средств, вероятность получения дохода и риск[22]. Другими словами, главная цель финансовых решений для таких организаций — максимизация стоимости активов, т.е. цены, которую можно было бы получить при продаже их на рынке, с учетом риска и дохода собственников компании.

Задачи финансового планирования:

· проверка согласованности поставленных целей и их осуществимости;

· обеспечение взаимодействия различных подразделений предприятия;

· анализ различных сценариев развития предприятия и, соответственно, объемов инвестиций и способов их финансирования;

· определение программы мероприятий и поведения в случае наступления неблагоприятных событий;

· контроль за финансовым состоянием предприятия.

Финансовое планирование, с одной стороны, предотвращает ошибочные действия, а с другой — уменьшает число неиспользованных возможностей. Методы финансового планирования дают возможность сравнивать разнообразные сценарии развития финансов предприятий и на основе систематизации и осмысления полученной информации выбирать оптимальные пути развития, предвидеть вероятные трудности, предупреждать негативные последствия реализации избранного курса действий.

Планирование позволяет рассмотреть возможные альтернативные разработки финансовой стратегии, обеспечивающей достижение предприятием стабильного положения на рынке и прочной финансовой устойчивости.

Финансовое планирование как субъективный процесс разработки и выполнения плановых заданий основано на объективных условиях, учете действия экономических законов и закономерностей. Они влияют на установление основных направлений движения финансовых ресурсов, содержание финансовых планов, а также организацию данного процесса. В то же время от научного уровня финансового планирования, должной его организации, применения прогрессивных видов и методов во многом будет зависеть рациональное использование всех ресурсов, действенность экономических рычагов, стимулов и благополучие предприятия в целом.

Выделяют четыре этапа финансового планирования[23]:

Рисунок 3 – Этапы финансового планирования

 

Четырехэтапный процесс планирования предполагает принятие решений и осуществление мероприятий, которые на каждой стадии планирования влияют на будущее предприятия. Поскольку никто не в состоянии точно предвидеть будущее, планирование должно быть непрерывным. Необходимо постоянно учитывать на каждом этапе финансового планирования вновь поступающую информацию.

Меняющиеся внешние условия требуют, чтобы пересмотр финансовых планов был непрерывным. Например, при такой организации финансового планирования с плановым периодом продолжительностью один год в декабре утверждают планы на год с января по декабрь, через месяц — на год с февраля по январь, а в феврале — на год с марта по февраль следующего календарного года и т.д[24]. Подобную организацию финансового планирования стали применять начиная с 50—60-х годов XX в., американские компании. Использование современных информационных технологий обеспечило в конце 70-х и в начале 80-х годов быстрое распространение непрерывного планирования в развитых странах в различных сферах и на различных уровнях управления.

В практике финансового планирования применяют следующие методы: экономического анализа, коэффициентный, нормативный, балансовый, дисконтированных денежных потоков, многовариантности (сценариев), экономико-математическое моделирование.


1.3 Информационное обеспечение составления финансовых планов и методы планирования

 

 

Развитие научно-технического прогресса в современном обществе закономерно влечет значительное увеличение объемов передаваемой, принимаемой, обрабатываемой информации и рост информатизации общества. Под информатизацией общества нами понимается организованный социально- экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав и возможностей граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов. Формирование и использование информационных ресурсов в свою очередь осуществляется в информационных системах, посредством реализации информационных технологий, формирующих информационное обеспечение путем поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления информации, необходимой для разработки и принятия управленческих решений в предпринимательской деятельности.

Информационное обеспечение финансовой деятельности фирмы представляет собой процесс непрерывного целенаправленного подбора соответствующих информативных показателей, необходимых для осуществления эффективных управленческих решений по всем аспектам финансовой деятельности фирмы.

Формирование системы информативных показателей для конкретной предпринимательской организации связано с ее организационно-правовой формой, отраслевыми особенностями, объемом, степенью диверсификации хозяйственной деятельности и другими условиями. Поэтому вся совокупность показателей, включаемых в информационную базу финансового механизма, группируется по видам источников информации и требует уточнения по каждой группе применительно к практической деятельности конкретной фирмы[25].

Первая группа – это показатели, характеризующие общеэкономическое развитие страны. Эти показатели предназначены для прогнозирования возможных изменений во внешней среде функционирования фирмы при принятии стратегических решений в области финансовой деятельности. Формирование системы показателей первой группы основывается на публикуемых данных государственной статистики. К данной группе относятся следующие показатели:

· темп роста внутреннего валового продукта и национального дохода;

· объем бюджетного дефицита;

· объем эмиссии денег в рассматриваемом периоде;

· денежные доходы населения;

· вклады населения в банках;

· индекс инфляции;

· учетная ставка.

Ко второй группе относятся основные информативные показатели, характеризующие отраслевую принадлежность фирмы, такие, как:

· общая сумма используемого капитала, в том числе собственного капитала фирмы;

· общая сумма активов фирмы, в том числе оборотных;

· сумма балансовой прибыли по основной деятельности фирмы;

· объем произведенной (реализованной) продукции;

· ставка налогообложения прибыли по основной деятельности;

· индекс цен на продукцию отрасли и др.

Данные показатели необходимы для принятия управленческих решений




Читайте также:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (591)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)